Разбирательство военнослужащие
Подборка наиболее важных документов по запросу Разбирательство военнослужащие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Результат такого разбирательства оформляется протоколом, который вместе с результатами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему и с предложением о сроке дисциплинарного ареста или о применении к военнослужащему иного вида дисциплинарного взыскания направляется командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) для рассмотрения.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Результат такого разбирательства оформляется протоколом, который вместе с результатами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему и с предложением о сроке дисциплинарного ареста или о применении к военнослужащему иного вида дисциплинарного взыскания направляется командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) для рассмотрения.
Статья: Вызов физического лица для допроса на стадии предварительного расследования. Комментарий к статье 188 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вместе с тем стоит отметить, что "установленный ст. 188 УПК РФ порядок вызова военнослужащих для допроса через командование воинской части не относится к обстоятельствам, связанным непосредственно с процедурой производства следственных действий с участием такого лица, и направлен лишь на гарантированное получение свидетелем освобождения от выполнения своих профессиональных обязанностей с учетом их особенностей для явки по вызову". Если с учетом занятости военнослужащего-свидетеля обеспечение его явки в следственные органы и в суд не требует какого-либо содействия со стороны командования воинской части и он прибыл по вызовам, направленным в его адрес, оснований для исключения из разбирательства данных военнослужащим показаний (протокола очной ставки и др.) не имеется <124>.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вместе с тем стоит отметить, что "установленный ст. 188 УПК РФ порядок вызова военнослужащих для допроса через командование воинской части не относится к обстоятельствам, связанным непосредственно с процедурой производства следственных действий с участием такого лица, и направлен лишь на гарантированное получение свидетелем освобождения от выполнения своих профессиональных обязанностей с учетом их особенностей для явки по вызову". Если с учетом занятости военнослужащего-свидетеля обеспечение его явки в следственные органы и в суд не требует какого-либо содействия со стороны командования воинской части и он прибыл по вызовам, направленным в его адрес, оснований для исключения из разбирательства данных военнослужащим показаний (протокола очной ставки и др.) не имеется <124>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"1. По каждому факту совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка, за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящей статьи, проводится разбирательство. При этом для установления обстоятельств совершения дисциплинарного проступка группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, может проводиться одно разбирательство в отношении всех военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, участвовавших в совершении этого дисциплинарного проступка.
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"1. По каждому факту совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка, за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящей статьи, проводится разбирательство. При этом для установления обстоятельств совершения дисциплинарного проступка группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, может проводиться одно разбирательство в отношении всех военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, участвовавших в совершении этого дисциплинарного проступка.
Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ
(ред. от 23.11.2024)
"О материальной ответственности военнослужащих"1.1. В случае, если причины ущерба, его размер и виновные лица могут быть установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, вместо административного расследования может проводиться указанное разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
(ред. от 23.11.2024)
"О материальной ответственности военнослужащих"1.1. В случае, если причины ущерба, его размер и виновные лица могут быть установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, вместо административного расследования может проводиться указанное разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Статья: Институт служебной проверки в производстве по дисциплинарным делам государственных служащих
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Анализ законодательства РФ о государственной службе приводит к выводу о наличии иных разновидностей проверок (дисциплинарных, служебных расследований), связанных с нарушениями дисциплины государственными служащими, случаями причинения ими материального ущерба, например: проведение разбирательства, проверки в случаях совершения коррупционного проступка, административного расследования. При этом разные виды проверок по фактам нарушения дисциплины могут проводиться и в рамках одного ведомства, например в органах и подразделениях Федеральной службы войск национальной гвардии РФ. Здесь в отношении сотрудников полиции и государственных гражданских служащих проводятся служебные проверки, а в отношении военнослужащих - разбирательство или административное расследование.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Анализ законодательства РФ о государственной службе приводит к выводу о наличии иных разновидностей проверок (дисциплинарных, служебных расследований), связанных с нарушениями дисциплины государственными служащими, случаями причинения ими материального ущерба, например: проведение разбирательства, проверки в случаях совершения коррупционного проступка, административного расследования. При этом разные виды проверок по фактам нарушения дисциплины могут проводиться и в рамках одного ведомства, например в органах и подразделениях Федеральной службы войск национальной гвардии РФ. Здесь в отношении сотрудников полиции и государственных гражданских служащих проводятся служебные проверки, а в отношении военнослужащих - разбирательство или административное расследование.
Статья: О вопросах прохождения военной службы в контексте требований законности (по материалам судебной практики)
(Ефимкин Ю.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 5)Признавая по итогам разбирательства по административному исковому заявлению В. указанные действия и решения ответчиков незаконными, нарушившими права заявителя, судебные инстанции обоснованно сослались в обжалуемых судебных актах на нормы подп. "ж" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", п. п. 2 и 6 ст. 28.2, п. 4 ст. 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. ст. 50, 81 и 100 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации и содержащиеся в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. N 670 положения, которыми в целом осуществлена регламентация оснований, методики и порядка проведения в отношении военнослужащего разбирательства и отчисления, при наличии установленных в законе оснований, из ВВУЗа такого военнослужащего, являющегося курсантом военной образовательной организации. В решении гарнизонного военного суда и в апелляционном определении подробно и на системной основе приведены анализ и толкование применимых норм материального права, по итогам которых судами сделан не вызывающий сомнения в своей обоснованности вывод о неполноте и необъективности проведенного в отношении В. разбирательства, преждевременности составленного по его итогам заключения при фактическом неустановлении вины последнего в совершении грубого дисциплинарного проступка. Обоснованно судами указано на такие существенные недостатки протокола о грубом дисциплинарном проступке в отношении В., как отсутствие подписи лица, составившего протокол, и неуказание в нем, вопреки требованиям п. 3 ст. 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих", добровольности сообщения В. об утрате документа командованию как обстоятельства, подлежащего признанию в качестве смягчающего ответственность военнослужащего.
(Ефимкин Ю.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 5)Признавая по итогам разбирательства по административному исковому заявлению В. указанные действия и решения ответчиков незаконными, нарушившими права заявителя, судебные инстанции обоснованно сослались в обжалуемых судебных актах на нормы подп. "ж" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", п. п. 2 и 6 ст. 28.2, п. 4 ст. 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. ст. 50, 81 и 100 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации и содержащиеся в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. N 670 положения, которыми в целом осуществлена регламентация оснований, методики и порядка проведения в отношении военнослужащего разбирательства и отчисления, при наличии установленных в законе оснований, из ВВУЗа такого военнослужащего, являющегося курсантом военной образовательной организации. В решении гарнизонного военного суда и в апелляционном определении подробно и на системной основе приведены анализ и толкование применимых норм материального права, по итогам которых судами сделан не вызывающий сомнения в своей обоснованности вывод о неполноте и необъективности проведенного в отношении В. разбирательства, преждевременности составленного по его итогам заключения при фактическом неустановлении вины последнего в совершении грубого дисциплинарного проступка. Обоснованно судами указано на такие существенные недостатки протокола о грубом дисциплинарном проступке в отношении В., как отсутствие подписи лица, составившего протокол, и неуказание в нем, вопреки требованиям п. 3 ст. 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих", добровольности сообщения В. об утрате документа командованию как обстоятельства, подлежащего признанию в качестве смягчающего ответственность военнослужащего.