Рассмотрение индивидуальных служебных споров
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение индивидуальных служебных споров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Отдельной главой комментируемого Закона регулируются вопросы рассмотрения индивидуальных служебных споров.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Отдельной главой комментируемого Закона регулируются вопросы рассмотрения индивидуальных служебных споров.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Глава 16. РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СЛУЖЕБНЫХ СПОРОВ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Глава 16. РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СЛУЖЕБНЫХ СПОРОВ
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Так, особенности порядка разрешения индивидуальных служебных споров установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Названный Закон признает органами, полномочными рассматривать индивидуальные служебные споры, комиссию государственного органа по служебным спорам и суд.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Так, особенности порядка разрешения индивидуальных служебных споров установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Названный Закон признает органами, полномочными рассматривать индивидуальные служебные споры, комиссию государственного органа по служебным спорам и суд.
Статья: Конкуренция процессуальных форм рассмотрения судами служебных дисциплинарных споров
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Поскольку законодательство не устанавливает специальных правил подсудности по искам, вытекающим из служебных споров, на них распространяются правила о подсудности исков, вытекающих из трудовых споров <1>. Заинтересованному лицу для обжалования дисциплинарного взыскания, решения руководителя или комиссии государственного органа по служебным спорам следует обращаться в суд с заявлением в порядке, установленном ГПК РФ. Это напрямую следует из положений п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ и ч. 2 ст. 70 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". В силу правовых установлений, сложившихся в течение многолетнего периода, основной процессуальной формой рассмотрения служебных (как и индивидуальных трудовых) споров в судах общей юрисдикции выступает основанное на равенстве и состязательности сторон гражданское судопроизводство.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Поскольку законодательство не устанавливает специальных правил подсудности по искам, вытекающим из служебных споров, на них распространяются правила о подсудности исков, вытекающих из трудовых споров <1>. Заинтересованному лицу для обжалования дисциплинарного взыскания, решения руководителя или комиссии государственного органа по служебным спорам следует обращаться в суд с заявлением в порядке, установленном ГПК РФ. Это напрямую следует из положений п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ и ч. 2 ст. 70 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". В силу правовых установлений, сложившихся в течение многолетнего периода, основной процессуальной формой рассмотрения служебных (как и индивидуальных трудовых) споров в судах общей юрисдикции выступает основанное на равенстве и состязательности сторон гражданское судопроизводство.
Статья: Содержание стадии исполнения дисциплинарного взыскания в производстве по дисциплинарным делам
(Лещина Э.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Деятельность по "автоматическому" снятию дисциплинарного взыскания по истечении срока его действия видится элементом кадрового делопроизводства, кадровой процедурой (административными действиями) по ведению личного дела государственного служащего, его послужного списка, служебной карточки, а не отдельным этапом стадии исполнения взыскания. По общему правилу снятие дисциплинарного взыскания по истечении одного года, когда не были наложены новые взыскания, не требует издания какого-либо акта, отдельного санкционирования, и даже несмотря на отсутствие отметки об этом в личном деле, служебной карточке, взыскание прекращает свое действие, и вместе с ним прекращается большая часть неблагоприятных последствий, обусловленных его применением (наличием). Рассмотрение уполномоченным руководителем вопроса о возможности досрочного снятия ранее наложенного взыскания в порядке поощрения выступает самостоятельным видом правоприменительной административно-процессуальной деятельности, производством о поощрении, результатом которого может быть решение о досрочном прекращении действия взыскания и, в соответствии с этим, внесение сведений об этом в личное дело. Итогом рассмотрения служебного спора о законности наложения дисциплинарного взыскания вышестоящим руководителем, комиссией по рассмотрению индивидуальных служебных споров или судом может быть решение о признании акта о наложении незаконным. В случаях его отмены действие и все последствия дисциплинарного взыскания прекращаются, а служащий восстанавливается в правовом положении, имеющемся до наложения взыскания. При этом не вызывает сомнения, что результат отмены взыскания имеет иные правовые последствия, чем его снятие в порядке поощрения или прекращение по истечении срока действия взысканий в виде понижения в должности, специальном звании (классном чине).
(Лещина Э.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Деятельность по "автоматическому" снятию дисциплинарного взыскания по истечении срока его действия видится элементом кадрового делопроизводства, кадровой процедурой (административными действиями) по ведению личного дела государственного служащего, его послужного списка, служебной карточки, а не отдельным этапом стадии исполнения взыскания. По общему правилу снятие дисциплинарного взыскания по истечении одного года, когда не были наложены новые взыскания, не требует издания какого-либо акта, отдельного санкционирования, и даже несмотря на отсутствие отметки об этом в личном деле, служебной карточке, взыскание прекращает свое действие, и вместе с ним прекращается большая часть неблагоприятных последствий, обусловленных его применением (наличием). Рассмотрение уполномоченным руководителем вопроса о возможности досрочного снятия ранее наложенного взыскания в порядке поощрения выступает самостоятельным видом правоприменительной административно-процессуальной деятельности, производством о поощрении, результатом которого может быть решение о досрочном прекращении действия взыскания и, в соответствии с этим, внесение сведений об этом в личное дело. Итогом рассмотрения служебного спора о законности наложения дисциплинарного взыскания вышестоящим руководителем, комиссией по рассмотрению индивидуальных служебных споров или судом может быть решение о признании акта о наложении незаконным. В случаях его отмены действие и все последствия дисциплинарного взыскания прекращаются, а служащий восстанавливается в правовом положении, имеющемся до наложения взыскания. При этом не вызывает сомнения, что результат отмены взыскания имеет иные правовые последствия, чем его снятие в порядке поощрения или прекращение по истечении срока действия взысканий в виде понижения в должности, специальном звании (классном чине).
Статья: Правовые основы публичной службы в Российской Федерации: отдельные проблемы законодательства
(Адонина С.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)В целом структура законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе идентична и содержит следующие положения: правовые основы и основные принципы службы, классификация, реестр должностей, квалификационные требования, правовое положение служащего, порядок поступления, прохождения и прекращения службы, кадровая работа, рабочее (служебное) время и время отдыха, общие принципы оплаты труда, гарантии, стаж службы, поощрение и ответственность, финансирование. Закон о государственной гражданской службе еще содержит вопросы формирования кадрового состава, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе, рассмотрения индивидуальных служебных споров.
(Адонина С.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)В целом структура законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе идентична и содержит следующие положения: правовые основы и основные принципы службы, классификация, реестр должностей, квалификационные требования, правовое положение служащего, порядок поступления, прохождения и прекращения службы, кадровая работа, рабочее (служебное) время и время отдыха, общие принципы оплаты труда, гарантии, стаж службы, поощрение и ответственность, финансирование. Закон о государственной гражданской службе еще содержит вопросы формирования кадрового состава, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе, рассмотрения индивидуальных служебных споров.