Распределение педагогической нагрузки
Подборка наиболее важных документов по запросу Распределение педагогической нагрузки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 31.10.2023 по делу N 88-31642/2023 (УИД 50RS0025-01-2021-000789-87)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О взыскании разницы заработной платы; 3) Об оспаривании приказов об изменении условий труда; 4) О признании незаконными действий по уменьшению объема педагогической нагрузки.
Обстоятельства: Истица указала, что не согласна с уменьшением учебной нагрузки.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.Судебными инстанциями не установлены факты дискриминации в отношении Я. со стороны работодателя при изменении педагогической нагрузки и распределении педагогической нагрузки среди других преподавателей, поскольку по смыслу статей 34 и 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на прекращение обучения, на обучение по иной программе, на обучение у конкретного преподавателя принадлежит обучающимся и их законным представителям, работодатель - образовательная организация не может обязывать обучающихся заниматься по определенной программе и с конкретным преподавателем либо запрещать прекращение обучения. При этом реализация обучающимися и их законными представителями указанных прав может иметь место как до начала учебного года, при поступлении на обучение, так и в течение учебного года.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О взыскании разницы заработной платы; 3) Об оспаривании приказов об изменении условий труда; 4) О признании незаконными действий по уменьшению объема педагогической нагрузки.
Обстоятельства: Истица указала, что не согласна с уменьшением учебной нагрузки.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.Судебными инстанциями не установлены факты дискриминации в отношении Я. со стороны работодателя при изменении педагогической нагрузки и распределении педагогической нагрузки среди других преподавателей, поскольку по смыслу статей 34 и 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на прекращение обучения, на обучение по иной программе, на обучение у конкретного преподавателя принадлежит обучающимся и их законным представителям, работодатель - образовательная организация не может обязывать обучающихся заниматься по определенной программе и с конкретным преподавателем либо запрещать прекращение обучения. При этом реализация обучающимися и их законными представителями указанных прав может иметь место как до начала учебного года, при поступлении на обучение, так и в течение учебного года.
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 21.05.2024 по делу N 88-3979/2024 (УИД 05RS0005-01-2023-000623-86)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Истец считает, что ее увольнение произведено работодателем с нарушением требований трудового законодательства, поскольку факт вменяемого проступка работодателем достоверно не был установлен, неблагоприятные последствия для колледжа, выражающееся в причинении ущерба, наступили лишь после утверждения директором колледжа распределения нагрузки; порядок применения дисциплинарного взыскания был нарушен, увольнение имело место в период нетрудоспособности истца.
Решение: Отказано.Отменяя решение суда, разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований иска Г. в полном объеме, суд апелляционной инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению по данному делу пришел к выводу о доказанности факта принятия Г., как заместителем директора колледжа по учебной и учебно-методической работе, необоснованных решений, повлекших за собой причинение ущерба имуществу колледжа, а именно: составление и подписание учебного плана и тарификационного списка на 2022-2023 учебный год (в том числе в качестве исполняющего обязанности директора колледжа), в которые ею были внесены сведения о распределении самой себе (Г.) педагогической нагрузки в несуществующих группах, где она якобы вела занятия и практику, и за что получала заработную плату, которая за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ за спорные часы была начислена и выплачена ей в размере 44 502 руб., чем был причинен ущерб имуществу колледжа.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Истец считает, что ее увольнение произведено работодателем с нарушением требований трудового законодательства, поскольку факт вменяемого проступка работодателем достоверно не был установлен, неблагоприятные последствия для колледжа, выражающееся в причинении ущерба, наступили лишь после утверждения директором колледжа распределения нагрузки; порядок применения дисциплинарного взыскания был нарушен, увольнение имело место в период нетрудоспособности истца.
Решение: Отказано.Отменяя решение суда, разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований иска Г. в полном объеме, суд апелляционной инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению по данному делу пришел к выводу о доказанности факта принятия Г., как заместителем директора колледжа по учебной и учебно-методической работе, необоснованных решений, повлекших за собой причинение ущерба имуществу колледжа, а именно: составление и подписание учебного плана и тарификационного списка на 2022-2023 учебный год (в том числе в качестве исполняющего обязанности директора колледжа), в которые ею были внесены сведения о распределении самой себе (Г.) педагогической нагрузки в несуществующих группах, где она якобы вела занятия и практику, и за что получала заработную плату, которая за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ за спорные часы была начислена и выплачена ей в размере 44 502 руб., чем был причинен ущерб имуществу колледжа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Определению Верховного Суда РФ от 27.01.2025 N 2-КГ24-8-кз <ВС РФ: соискатель вправе обжаловать отказ в приеме на работу>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 6)Дело в другом, считает преподаватель. До увольнения был конфликт между ней и директором из-за ее обращений в Департамент образования и прокуратуру города по вопросу распределения работодателем учебной нагрузки между педагогическими работниками.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 6)Дело в другом, считает преподаватель. До увольнения был конфликт между ней и директором из-за ее обращений в Департамент образования и прокуратуру города по вопросу распределения работодателем учебной нагрузки между педагогическими работниками.
Статья: Может ли суд обязать работодателя заключить трудовой договор при необоснованном отказе в приеме на работу?
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 6)Работница посчитала отказ необоснованным, поскольку по состоянию на 31 января 2023 г. в федеральной государственной информационной системе "Работа в России" имелись данные о наличии в колледже вакансий преподавателей, которые работница могла занимать с учетом имеющихся у нее образования и квалификации. По ее мнению, отказ был вызван конфликтной ситуацией с директором колледжа, произошедшей до ее увольнения в 2022 г. ввиду обращений работницы в Департамент образования области, прокуратуру города по вопросу распределения работодателем учебной нагрузки между педагогическими работниками.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 6)Работница посчитала отказ необоснованным, поскольку по состоянию на 31 января 2023 г. в федеральной государственной информационной системе "Работа в России" имелись данные о наличии в колледже вакансий преподавателей, которые работница могла занимать с учетом имеющихся у нее образования и квалификации. По ее мнению, отказ был вызван конфликтной ситуацией с директором колледжа, произошедшей до ее увольнения в 2022 г. ввиду обращений работницы в Департамент образования области, прокуратуру города по вопросу распределения работодателем учебной нагрузки между педагогическими работниками.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Е. считала причину отказа в приеме на работу не соответствующей действительности, поскольку по состоянию на 31 января 2023 г. в федеральной государственной информационной системе "Работа в России" имелась информация о наличии в колледже вакансий, в том числе должностей преподавателей дисциплин, которые Е. могла занимать с учетом имеющихся у нее образования и квалификации. По мнению Е., отказ в принятии ее на работу вызван конфликтной ситуацией, произошедшей до увольнения в 2022 году между ней и директором колледжа по вопросу распределения работодателем учебной нагрузки между педагогическими работниками.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Е. считала причину отказа в приеме на работу не соответствующей действительности, поскольку по состоянию на 31 января 2023 г. в федеральной государственной информационной системе "Работа в России" имелась информация о наличии в колледже вакансий, в том числе должностей преподавателей дисциплин, которые Е. могла занимать с учетом имеющихся у нее образования и квалификации. По мнению Е., отказ в принятии ее на работу вызван конфликтной ситуацией, произошедшей до увольнения в 2022 году между ней и директором колледжа по вопросу распределения работодателем учебной нагрузки между педагогическими работниками.
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.2022 N 32-П
"По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Подакова"4.2. В силу специфики образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования работодатель далеко не всегда имеет объективную возможность обеспечить постоянное и непрерывное участие в реализации образовательных программ высшего образования всех членов конкретного научно-педагогического коллектива, а также равномерное распределение между ними соответствующей педагогической нагрузки. Вовлеченность отдельных педагогических работников непосредственно в образовательный процесс, объем и содержание их учебной нагрузки в разные периоды могут быть различными и обусловлены в первую очередь количеством и объемом образовательных программ данной образовательной организации, форматом их реализации в конкретном учебном году, востребованностью этих программ в образовательном пространстве, структурой учебных планов по тем или иным программам и пр. Указанные обстоятельства влекут возможность заключения с относящимися к данной категории работниками срочных трудовых договоров с различным сроком их действия, не исключая при этом и заключение трудовых договоров на неопределенный срок.
"По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Подакова"4.2. В силу специфики образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования работодатель далеко не всегда имеет объективную возможность обеспечить постоянное и непрерывное участие в реализации образовательных программ высшего образования всех членов конкретного научно-педагогического коллектива, а также равномерное распределение между ними соответствующей педагогической нагрузки. Вовлеченность отдельных педагогических работников непосредственно в образовательный процесс, объем и содержание их учебной нагрузки в разные периоды могут быть различными и обусловлены в первую очередь количеством и объемом образовательных программ данной образовательной организации, форматом их реализации в конкретном учебном году, востребованностью этих программ в образовательном пространстве, структурой учебных планов по тем или иным программам и пр. Указанные обстоятельства влекут возможность заключения с относящимися к данной категории работниками срочных трудовых договоров с различным сроком их действия, не исключая при этом и заключение трудовых договоров на неопределенный срок.
Статья: Профилактика травматизма при занятиях физкультурой и спортом в образовательных организациях
(Бураева М.Ф.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 9)Существенную роль в профилактике спортивного травматизма играет хорошо организованный медицинский контроль. Медицинский персонал школы должен содействовать использованию всех средств физической культуры и спорта в интересах укрепления здоровья учащихся, повышения их физической подготовленности и улучшения физического развития; обеспечивать распределение учащихся на медицинские группы для занятий физкультурой, контролировать соответствие физической нагрузки состоянию здоровья учащихся; проводить врачебно-педагогическое наблюдение на уроках, определять моторную плотность уроков, совместно с учителем физкультуры составлять оздоровительные программы для ослабленных детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, после травм, при нарушениях опорно-двигательного аппарата, при ожирении и др.; принимать участие в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, контролировать их проведение; следить за обеспечением надлежащих условий для физического воспитания учащихся; осуществлять их медицинское обслуживание; постепенно вести работу по профилактике спортивного травматизма.
(Бураева М.Ф.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 9)Существенную роль в профилактике спортивного травматизма играет хорошо организованный медицинский контроль. Медицинский персонал школы должен содействовать использованию всех средств физической культуры и спорта в интересах укрепления здоровья учащихся, повышения их физической подготовленности и улучшения физического развития; обеспечивать распределение учащихся на медицинские группы для занятий физкультурой, контролировать соответствие физической нагрузки состоянию здоровья учащихся; проводить врачебно-педагогическое наблюдение на уроках, определять моторную плотность уроков, совместно с учителем физкультуры составлять оздоровительные программы для ослабленных детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, после травм, при нарушениях опорно-двигательного аппарата, при ожирении и др.; принимать участие в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, контролировать их проведение; следить за обеспечением надлежащих условий для физического воспитания учащихся; осуществлять их медицинское обслуживание; постепенно вести работу по профилактике спортивного травматизма.
Вопрос: Какова правомерность выплаты за классное руководство (кураторство) в образовательных организациях СПО в случае выпуска групп до окончания учебного года?
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2023)распределение учебной нагрузки по окончании учебного года с тем, чтобы каждый педагогический работник знал, в какой группе (в том числе выпускной) в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство (кураторство).
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2023)распределение учебной нагрузки по окончании учебного года с тем, чтобы каждый педагогический работник знал, в какой группе (в том числе выпускной) в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство (кураторство).
Вопрос: Какой общий порядок работы тарификационной комиссии, созданной в учреждении?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок работы и полномочия тарификационных комиссий упоминаются в судебных актах по трудовым спорам. Например, в Апелляционном определении Московского городского суда от 30.11.2020 по делу N 33-415007/2020, 2-367/2020 указано, что в соответствии с протоколом заседания тарификационной комиссии по проведению индивидуальной тарификации работников образовательного учреждения на 2018 - 2019 учебный год, повесткой дня которого явились итоги предварительной индивидуальной тарификации педагогических работников школы по распределению педагогической нагрузки на 2018 - 2019 учебный год, по результатам проверки объема педагогической нагрузки выявилось отсутствие педагогической нагрузки у преподавателя хорового класса, в связи с чем постановлено: сократить штатную численность основного персонала на 1 единицу - преподаватель хора.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок работы и полномочия тарификационных комиссий упоминаются в судебных актах по трудовым спорам. Например, в Апелляционном определении Московского городского суда от 30.11.2020 по делу N 33-415007/2020, 2-367/2020 указано, что в соответствии с протоколом заседания тарификационной комиссии по проведению индивидуальной тарификации работников образовательного учреждения на 2018 - 2019 учебный год, повесткой дня которого явились итоги предварительной индивидуальной тарификации педагогических работников школы по распределению педагогической нагрузки на 2018 - 2019 учебный год, по результатам проверки объема педагогической нагрузки выявилось отсутствие педагогической нагрузки у преподавателя хорового класса, в связи с чем постановлено: сократить штатную численность основного персонала на 1 единицу - преподаватель хора.
Статья: Оптимизация правового статуса научно-педагогических работников в контексте обеспечения технологического суверенитета государства
(Куренев Д.С., Дитковская К.Д.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Кроме того, в отношении и педагогических, и научных работников вуза, объединенных законодателем в категорию "научно-педагогические работники", в законодательстве прямо не определены критерии (ориентиры), которым должны следовать руководители вузов и работники при определении соотношения педагогической и научной работы в общем объеме нагрузки.
(Куренев Д.С., Дитковская К.Д.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Кроме того, в отношении и педагогических, и научных работников вуза, объединенных законодателем в категорию "научно-педагогические работники", в законодательстве прямо не определены критерии (ориентиры), которым должны следовать руководители вузов и работники при определении соотношения педагогической и научной работы в общем объеме нагрузки.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Ответ на этот вопрос влияет как на распределение учебной нагрузки, учитывая индивидуальные особенности трудового режима педагогических работников (многие из них осуществляют педагогическую деятельность на условиях внешнего совместительства), так и на составление учебного расписания с указанием в нем адресов проведения практической подготовки.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Ответ на этот вопрос влияет как на распределение учебной нагрузки, учитывая индивидуальные особенности трудового режима педагогических работников (многие из них осуществляют педагогическую деятельность на условиях внешнего совместительства), так и на составление учебного расписания с указанием в нем адресов проведения практической подготовки.