Распределение дел судьям
Подборка наиболее важных документов по запросу Распределение дел судьям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Делопроизводство в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Нарушение, допущенное при распределении дел между судьями, влечет отмену принятого судебного акта
(КонсультантПлюс, 2025)Нарушение, допущенное при распределении дел между судьями, влечет отмену принятого судебного акта
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14 "Состав суда" ГПК РФ"Доводы жалобы об отсутствии подписи уполномоченного работника аппарата суда в выписке из протокола распределения дел в автоматизированном режиме (л.д. 1) отклоняются судебной коллегией, так как гражданское дело распределено судье в суде первой инстанции именно путем использования автоматизированной информационной системы, в подтверждение чего к материалам дела приобщена соответствующая выписка из официальной электронной базы суда, форма оформления которой законом (ст. 14 ГПК РФ) прямо не предусмотрена."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние специализации судей на эффективность распределения гражданских дел в судах
(Михайлова А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 8)"Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 8
(Михайлова А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 8)"Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 8
Статья: Правовое регулирование распределения дел в судах: реализация на примере новых регионов Российской Федерации
(Титова И.А.)
("Российский судья", 2024, N 5)Автор раскрывает особенности модификации судебной системы новых регионов Российской Федерации в условиях внедрения электронно-автоматизированной системы распределения дел между судьями и реформирования ее основополагающих процессуально-правовых институтов. Исследуя наиболее актуальные проблемы законодательной детализации электронно-автоматизированной системы распределения судебных дел от первичного поступления дела до возможного последующего его перераспределения между отдельными судьями, автор предлагает дополнения и изменения в действующее законодательство в соответствующей части, позволяющие выстроить четкую и востребованную правоприменителем систему автоматизированного распределения судебных дел, учитывая в том числе и особенности как правовых основ новых территориальных единиц, так и работы их государственно-властных структур.
(Титова И.А.)
("Российский судья", 2024, N 5)Автор раскрывает особенности модификации судебной системы новых регионов Российской Федерации в условиях внедрения электронно-автоматизированной системы распределения дел между судьями и реформирования ее основополагающих процессуально-правовых институтов. Исследуя наиболее актуальные проблемы законодательной детализации электронно-автоматизированной системы распределения судебных дел от первичного поступления дела до возможного последующего его перераспределения между отдельными судьями, автор предлагает дополнения и изменения в действующее законодательство в соответствующей части, позволяющие выстроить четкую и востребованную правоприменителем систему автоматизированного распределения судебных дел, учитывая в том числе и особенности как правовых основ новых территориальных единиц, так и работы их государственно-властных структур.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"31.3. В суде осуществляется автоматическое распределение дел между судьями. В автоматическом режиме осуществляется выбор судьи-докладчика, которому передается дело для рассмотрения, при этом из списка исключаются судьи - члены президиума Суда по интеллектуальным правам.
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"31.3. В суде осуществляется автоматическое распределение дел между судьями. В автоматическом режиме осуществляется выбор судьи-докладчика, которому передается дело для рассмотрения, при этом из списка исключаются судьи - члены президиума Суда по интеллектуальным правам.
Статья: Пути развития цифрового правосудия в России в сфере арбитражного судопроизводства
(Лаптев В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)В российских арбитражных судах применяются система подачи документов в электронном виде, в том числе через офисы многофункциональных центров (МФЦ), электронные регистры судебных дел, автоматизированная система распределения дел по судьям с учетом специализации судебных составов, видео-конференц-связь и судебные онлайн-заседания, а также многие другие элементы цифрового правосудия <4>. Вместе с тем предстоит длительная работа правоведов совместно с инженерами и программистами для будущего развития и оптимизации цифрового правосудия, в том числе путем внедрения искусственного интеллекта и облачных вычислений, электронного межведомственного взаимодействия суда с органами исполнительной власти.
(Лаптев В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)В российских арбитражных судах применяются система подачи документов в электронном виде, в том числе через офисы многофункциональных центров (МФЦ), электронные регистры судебных дел, автоматизированная система распределения дел по судьям с учетом специализации судебных составов, видео-конференц-связь и судебные онлайн-заседания, а также многие другие элементы цифрового правосудия <4>. Вместе с тем предстоит длительная работа правоведов совместно с инженерами и программистами для будущего развития и оптимизации цифрового правосудия, в том числе путем внедрения искусственного интеллекта и облачных вычислений, электронного межведомственного взаимодействия суда с органами исполнительной власти.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Организационно-руководящие процессуальные полномочия судьи в производстве по делам об административных правонарушениях необходимо отличать от организационно-технических и управленческих полномочий (например, анализ и обобщение судебной практики, организация работы суда, распределение дел между судьями и т.п.), которыми также наделяются органы судебной власти, но которые находятся за рамками административно-процессуального регулирования. Такие полномочия не охватываются понятием производства по делам об административных правонарушениях и соответственно не включаются в процессуально-правовой механизм осуществления правосудия по указанным делам.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Организационно-руководящие процессуальные полномочия судьи в производстве по делам об административных правонарушениях необходимо отличать от организационно-технических и управленческих полномочий (например, анализ и обобщение судебной практики, организация работы суда, распределение дел между судьями и т.п.), которыми также наделяются органы судебной власти, но которые находятся за рамками административно-процессуального регулирования. Такие полномочия не охватываются понятием производства по делам об административных правонарушениях и соответственно не включаются в процессуально-правовой механизм осуществления правосудия по указанным делам.
Статья: Реализация конституционного принципа независимости судебной власти при определении целей судебного управления
(Кравцова Л.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)<35> Повышению институциональной независимости судебной власти способствуют предложения 18, 19 об изменении подходов к финансированию судов; предложение 1 об организации отдельных судов апелляционной и кассационной инстанций не на уровне областных и приравненных к ним судебных органов в субъектах РФ, а в судебных округах; на обеспечение функциональной независимости судей направлено предложение 2 об исключении полномочий председателей судов в процедурах отбора кандидатов на должности судей (п. "г"), об обеспечении мотивированности решений (заключений) об отклонении кандидатуры на должность судьи, возможности их судебного обжалования (п. "д"); предложение 3 - об исключении из компетенции председателей судов компетенции по распределению дел между судьями (п. "б"), инициирования привлечения судьи к дисциплинарной ответственности (п. "в"); предложения 6, 7 - об изменении подходов к оценке работы судей, к аттестации судей и ряд других.
(Кравцова Л.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)<35> Повышению институциональной независимости судебной власти способствуют предложения 18, 19 об изменении подходов к финансированию судов; предложение 1 об организации отдельных судов апелляционной и кассационной инстанций не на уровне областных и приравненных к ним судебных органов в субъектах РФ, а в судебных округах; на обеспечение функциональной независимости судей направлено предложение 2 об исключении полномочий председателей судов в процедурах отбора кандидатов на должности судей (п. "г"), об обеспечении мотивированности решений (заключений) об отклонении кандидатуры на должность судьи, возможности их судебного обжалования (п. "д"); предложение 3 - об исключении из компетенции председателей судов компетенции по распределению дел между судьями (п. "б"), инициирования привлечения судьи к дисциплинарной ответственности (п. "в"); предложения 6, 7 - об изменении подходов к оценке работы судей, к аттестации судей и ряд других.
Статья: Воздействие цифровизации на применение принципа независимости в суде
(Воронцова И.В., Колобынина Е.А.)
("Современное право", 2025, N 3)1. Ахмеров Р.А. О порядке распределения дел между судьями в судах общей юрисдикции / Р.А. Ахмеров // Перспективы развития гражданского процессуального права: сб. ст. по мат-лам IV Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 90-летию СЮИ-СГЮА / под ред. О.В. Исаенковой. Саратов, 2020. С. 48 - 51.
(Воронцова И.В., Колобынина Е.А.)
("Современное право", 2025, N 3)1. Ахмеров Р.А. О порядке распределения дел между судьями в судах общей юрисдикции / Р.А. Ахмеров // Перспективы развития гражданского процессуального права: сб. ст. по мат-лам IV Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 90-летию СЮИ-СГЮА / под ред. О.В. Исаенковой. Саратов, 2020. С. 48 - 51.
Статья: Состав суда как фактор, определяющий процессуальную форму рассмотрения уголовных дел
(Дикарев И.С., Лыков Д.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)<5> См.: О системе автоматизированного распределения дел между судьями // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. N 1. С. 130.
(Дикарев И.С., Лыков Д.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)<5> См.: О системе автоматизированного распределения дел между судьями // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. N 1. С. 130.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Статья 122 Конституции Российской Федерации гарантирует неприкосновенность судей, что прежде всего способствует исключению возможности неправомерного воздействия на судей какими-либо государственными, в том числе правоохранительными, органами. Это конституционное положение конкретизировано в ст. 16 Закона о статусе судей. В данной статье определен порядок решения вопросов, связанных с привлечением судьи к уголовной ответственности, а также установлена неприкосновенность личности судьи, занимаемых им жилых и служебных помещений, транспортных средств, имущества, документов, всех видов переписки и телефонных переговоров. Все это исключает возможность влияния на осуществление судьей своей профессиональной деятельности. Гарантией от вмешательства в деятельность судей является роль органов судейского сообщества. Только с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее - ВККС РФ) может быть принято решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи или привлечении его в качестве обвиняемого. Такое согласие в соответствии с ч. 8 ст. 16 Закона о статусе судей ВККС РФ дает при условии, что мероприятия и действия в порядке уголовного судопроизводства или административного процесса соответствующих органов не связаны с позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий. Порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности, предусмотренный ст. 12.1 Закона о статусе судей и Федеральным законом от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (далее - Закон об органах судейского сообщества), также исключает возможность незаконного вмешательства в деятельность судьи. Самым строгим дисциплинарным взысканием является досрочное прекращение полномочий судьи. Чтобы исключить возможные ошибки и предвзятый подход к судье, предусмотрен особый порядок обжалования решений квалификационных коллегий о досрочном прекращении полномочий судей. В составе Верховного Суда Российской Федерации действует Дисциплинарная коллегия, которая рассматривает соответствующие жалобы судей на решения о досрочном прекращении их полномочий или на понижение в квалификационном классе в соответствии с гл. 23 КАС РФ. Гарантией от вмешательства в деятельность судьи является правило ч. 2 ст. 10 Закона о статусе судей: "Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом". Вмешательство в процесс осуществления правосудия недопустимо не только для любых органов и организаций, но и для председателей судов и вышестоящих судебных инстанций иначе чем в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Этому способствует постепенное изменение полномочий председателей и заместителей председателей судов. По действующему законодательству председатели судов лишены права на обращение в квалификационные коллегии с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, а также не могут сами проводить проверки относительно совершения судьями дисциплинарных проступков. Председатели судов не могут сами распределять дела между судьями, это допускается только в исключительных ситуациях. Гарантией от вмешательства являются ограничения на возможность изменения состава суда, правила оценки доказательств и тайна совещательной комнаты. Недопустимость вмешательства в деятельность судьи гарантируется мерами уголовной ответственности. Глава 31 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) так и называется - "Преступления против правосудия". Так, диспозиция ч. 1 ст. 294 УК РФ прямо указывает: "Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда...". Вмешательство в деятельность судьи может принимать и самые жесткие меры, поэтому ст. 295 УК РФ устанавливает ответственность за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие, а ст. 296 УК РФ - за угрозы убийством, причинением вреда здоровью или имуществу судьи. Особо изощренным способом вмешательства в деятельность судьи являются деяния, предусмотренные ст. 298 УК РФ, - клевета в отношении судьи, ведь в этом случае на период проверки и предварительного следствия судья может быть отстранен от рассмотрения какого-либо дела, а это и является главной целью.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Статья 122 Конституции Российской Федерации гарантирует неприкосновенность судей, что прежде всего способствует исключению возможности неправомерного воздействия на судей какими-либо государственными, в том числе правоохранительными, органами. Это конституционное положение конкретизировано в ст. 16 Закона о статусе судей. В данной статье определен порядок решения вопросов, связанных с привлечением судьи к уголовной ответственности, а также установлена неприкосновенность личности судьи, занимаемых им жилых и служебных помещений, транспортных средств, имущества, документов, всех видов переписки и телефонных переговоров. Все это исключает возможность влияния на осуществление судьей своей профессиональной деятельности. Гарантией от вмешательства в деятельность судей является роль органов судейского сообщества. Только с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее - ВККС РФ) может быть принято решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи или привлечении его в качестве обвиняемого. Такое согласие в соответствии с ч. 8 ст. 16 Закона о статусе судей ВККС РФ дает при условии, что мероприятия и действия в порядке уголовного судопроизводства или административного процесса соответствующих органов не связаны с позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий. Порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности, предусмотренный ст. 12.1 Закона о статусе судей и Федеральным законом от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (далее - Закон об органах судейского сообщества), также исключает возможность незаконного вмешательства в деятельность судьи. Самым строгим дисциплинарным взысканием является досрочное прекращение полномочий судьи. Чтобы исключить возможные ошибки и предвзятый подход к судье, предусмотрен особый порядок обжалования решений квалификационных коллегий о досрочном прекращении полномочий судей. В составе Верховного Суда Российской Федерации действует Дисциплинарная коллегия, которая рассматривает соответствующие жалобы судей на решения о досрочном прекращении их полномочий или на понижение в квалификационном классе в соответствии с гл. 23 КАС РФ. Гарантией от вмешательства в деятельность судьи является правило ч. 2 ст. 10 Закона о статусе судей: "Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом". Вмешательство в процесс осуществления правосудия недопустимо не только для любых органов и организаций, но и для председателей судов и вышестоящих судебных инстанций иначе чем в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Этому способствует постепенное изменение полномочий председателей и заместителей председателей судов. По действующему законодательству председатели судов лишены права на обращение в квалификационные коллегии с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, а также не могут сами проводить проверки относительно совершения судьями дисциплинарных проступков. Председатели судов не могут сами распределять дела между судьями, это допускается только в исключительных ситуациях. Гарантией от вмешательства являются ограничения на возможность изменения состава суда, правила оценки доказательств и тайна совещательной комнаты. Недопустимость вмешательства в деятельность судьи гарантируется мерами уголовной ответственности. Глава 31 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) так и называется - "Преступления против правосудия". Так, диспозиция ч. 1 ст. 294 УК РФ прямо указывает: "Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда...". Вмешательство в деятельность судьи может принимать и самые жесткие меры, поэтому ст. 295 УК РФ устанавливает ответственность за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие, а ст. 296 УК РФ - за угрозы убийством, причинением вреда здоровью или имуществу судьи. Особо изощренным способом вмешательства в деятельность судьи являются деяния, предусмотренные ст. 298 УК РФ, - клевета в отношении судьи, ведь в этом случае на период проверки и предварительного следствия судья может быть отстранен от рассмотрения какого-либо дела, а это и является главной целью.
Статья: Информатизация в административном судопроизводстве: текущее состояние и перспективы
(Лупарев Е.Б.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Разновидностью использования цифровизации в судопроизводстве следует считать систему автоматического распределения дел в судах. Автоматизированное распределение дел в судах являет собой в определенной степени антикоррупционную гарантию. В частности, в практике Квалификационной коллегии судей Краснодарского края при решении вопросов о привлечении отдельных судей к дисциплинарной ответственности в качестве оснований таковой фигурировали в том числе нарушения, связанные с отключением системы автоматического распределения дел между судьями <5>.
(Лупарев Е.Б.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Разновидностью использования цифровизации в судопроизводстве следует считать систему автоматического распределения дел в судах. Автоматизированное распределение дел в судах являет собой в определенной степени антикоррупционную гарантию. В частности, в практике Квалификационной коллегии судей Краснодарского края при решении вопросов о привлечении отдельных судей к дисциплинарной ответственности в качестве оснований таковой фигурировали в том числе нарушения, связанные с отключением системы автоматического распределения дел между судьями <5>.
Статья: Институт отводов в процессуальном праве. Проблемы правоприменения
(Вердиян Г.В.)
("Мировой судья", 2024, N 5)Отвечая на вопрос о том, является ли существенным нарушением норм процессуального права, влекущим отмену судебного решения, распределение дел судьям, минуя автоматизированную информационную систему, ВС РФ разъяснил, что решение суда может быть отменено по основанию незаконности судебного состава со ссылкой на неиспользование автоматизированной информационной системы распределения дел только в том случае, когда это привело к нарушению принципа независимости судей путем влияния на процесс лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства (абзац второй п. 36 Постановления Пленума от 11 июня 2020 г. N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" <7>).
(Вердиян Г.В.)
("Мировой судья", 2024, N 5)Отвечая на вопрос о том, является ли существенным нарушением норм процессуального права, влекущим отмену судебного решения, распределение дел судьям, минуя автоматизированную информационную систему, ВС РФ разъяснил, что решение суда может быть отменено по основанию незаконности судебного состава со ссылкой на неиспользование автоматизированной информационной системы распределения дел только в том случае, когда это привело к нарушению принципа независимости судей путем влияния на процесс лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства (абзац второй п. 36 Постановления Пленума от 11 июня 2020 г. N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" <7>).
Статья: Порядок изменения подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Соответственно, подсудность характеризует распределение дел между судьями в случае подведомственности им дел об административных правонарушениях.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Соответственно, подсудность характеризует распределение дел между судьями в случае подведомственности им дел об административных правонарушениях.
Статья: Электронное правосудие: исторические и современные аспекты формирования нормативной базы
(Кощеев Н.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Отечественная судебная система не отстает от мировых лидеров в области цифрового правосудия и активно внедряет новые достижения в данной области. Верховный Суд Российской Федерации в 2017 г. сформулировал предложения, касающиеся цифровизации судебной системы, им было предложено внедрение системы автоматического распределения дел между судьями и проведение судебных заседаний с помощью применения систем видео-конференц-связи <7>.
(Кощеев Н.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Отечественная судебная система не отстает от мировых лидеров в области цифрового правосудия и активно внедряет новые достижения в данной области. Верховный Суд Российской Федерации в 2017 г. сформулировал предложения, касающиеся цифровизации судебной системы, им было предложено внедрение системы автоматического распределения дел между судьями и проведение судебных заседаний с помощью применения систем видео-конференц-связи <7>.