Распоряжение имуществом казенного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Распоряжение имуществом казенного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 123.22 "Государственное учреждение и муниципальное учреждение" ГК РФ"Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 года N 21н. Положениями указанного Порядка открытие казенному учреждению счета для учета операций со средствами неучастника бюджетного процесса не предусмотрено. В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 ГК Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 123.21 "Основные положения об учреждениях" ГК РФ"Разрешая спор по существу, исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правильного распределения бремени доказывания, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе статьями 15, 56, 123.21, 123.22, 1064, 1079, Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе статьей 161, разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в том числе в пункте 11, установив, что в результате ДТП ФКУ "ОСК ЗВО" причинен ущерб ОГБУ "УКС Белгородской области", что доказано наличие совокупности обстоятельств, необходимых в силу статьи 15 ГК РФ для применения ответственности в виде взыскания убытков, приняв во внимание, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, что при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (статья 123.22 ГК РФ), приняв во внимание также, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (статья 161 БК РФ), суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об удовлетворении исковых требований."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учреждению отразить в учете расчеты по доходам от собственности (счет 0 205 20 000)
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какие установлены правила распоряжения имуществом казенных, бюджетных и автономных учреждений
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какие установлены правила распоряжения имуществом казенных, бюджетных и автономных учреждений
Путеводитель. Выбытие (списание) основных средств в учреждении
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какие установлены правила распоряжения имуществом казенных, бюджетных и автономных учреждений
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какие установлены правила распоряжения имуществом казенных, бюджетных и автономных учреждений
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Готовое решение: Как в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения отразить безвозмездную передачу медикаментов
(КонсультантПлюс, 2025)При безвозмездной передаче медикаментов следует учитывать право учреждения на распоряжение имуществом. Казенным учреждениям для безвозмездной передачи медикаментов необходимо получить согласие собственника имущества. Бюджетным (автономным) учреждениям такое согласие необходимо в отношении медикаментов, отнесенных к особо ценному имуществу, если оно предоставлено собственником имущества или приобретено на средства, которые он выделил. Остальными медикаментами бюджетные (автономные) учреждения распоряжаются самостоятельно, если иное не предусмотрено законом (п. п. 2, 3, 4 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, ч. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).
(КонсультантПлюс, 2025)При безвозмездной передаче медикаментов следует учитывать право учреждения на распоряжение имуществом. Казенным учреждениям для безвозмездной передачи медикаментов необходимо получить согласие собственника имущества. Бюджетным (автономным) учреждениям такое согласие необходимо в отношении медикаментов, отнесенных к особо ценному имуществу, если оно предоставлено собственником имущества или приобретено на средства, которые он выделил. Остальными медикаментами бюджетные (автономные) учреждения распоряжаются самостоятельно, если иное не предусмотрено законом (п. п. 2, 3, 4 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, ч. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).
Корреспонденция счетов: Межбюджетная передача (получение) имущества. Федеральное казенное учреждение передает рентгеновскую аппаратуру казенному учреждению, финансируемому из областного бюджета...
(Консультация эксперта, 2025)Согласно п. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником. Следовательно, передача казенным учреждением имущества другому казенному учреждению должна быть осуществлена на основании распоряжения органа власти и по согласованию с органом управления имуществом.
(Консультация эксперта, 2025)Согласно п. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником. Следовательно, передача казенным учреждением имущества другому казенному учреждению должна быть осуществлена на основании распоряжения органа власти и по согласованию с органом управления имуществом.
Корреспонденция счетов: Казенным учреждением от другого казенного учреждения того же ведомства получено лабораторное оборудование. Передача осуществляется на основании распоряжения главного распорядителя бюджетных средств. Как отразить указанные операции в учете передающей и принимающей стороны?..
(Консультация эксперта, 2025)Согласно п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником. Следовательно, передача казенным учреждением имущества другому казенному учреждению должна быть осуществлена на основании распоряжения органа власти и по согласованию с органом управления имуществом.
(Консультация эксперта, 2025)Согласно п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником. Следовательно, передача казенным учреждением имущества другому казенному учреждению должна быть осуществлена на основании распоряжения органа власти и по согласованию с органом управления имуществом.
Статья: Упрощено согласование аренды недвижимого имущества федеральных учреждений
(Михайлова Е.Н.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 12)С 1 января 2025 года Правительство упростило процедуру согласования распоряжения недвижимым имуществом федеральными бюджетными, казенными и автономными учреждениями при передаче его в аренду, в том числе для размещения банкоматов, платежных терминалов, аппаратов торговых и вендинговых, настенных автоматов по выдаче одноразовой обуви (бахил) и ландроматов с применением процедуры автосогласования органом-учредителем и Росимуществом.
(Михайлова Е.Н.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 12)С 1 января 2025 года Правительство упростило процедуру согласования распоряжения недвижимым имуществом федеральными бюджетными, казенными и автономными учреждениями при передаче его в аренду, в том числе для размещения банкоматов, платежных терминалов, аппаратов торговых и вендинговых, настенных автоматов по выдаче одноразовой обуви (бахил) и ландроматов с применением процедуры автосогласования органом-учредителем и Росимуществом.
Статья: Правовые последствия квалификации судами гражданско-правовых договоров в качестве договоров аренды государственного (муниципального) недвижимого имущества
(Арабули Д.Т.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Так, прокуратурой Макарьевского района Костромской области в январе 2022 г. была проведена проверка исполнения законодательства о порядке распоряжения муниципальным имуществом в деятельности муниципального казенного учреждения культуры "Районный центр досуга" (далее - МКУК "РЦД"). В ходе проверки установлено, что между директором МКУК "РЦД" и индивидуальным предпринимателем Б.Л.С. (далее - ИП Б.Л.С.) заключен договор о предоставлении услуг. Согласно условиям договора ИП Б.Л.С. за плату предоставлено помещение МКУК "РЦД", расположенное на 1-м этаже здания, для проведения мероприятия (выставки). Суд согласился с доводами прокуратуры и квалифицировал передачу помещения в пользование в качестве договора аренды, указав, что помещение передано без согласования с собственником имущества - администрацией муниципального района. Кроме того, отмечено, что такой вид деятельности, как сдача в аренду имущества субъектам предпринимательской деятельности для осуществления их деятельности, в уставе МКУК "РЦД" не предусмотрен. В связи с этим действия директора были квалифицированы по ст. 7.35 КоАП РФ <18>.
(Арабули Д.Т.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Так, прокуратурой Макарьевского района Костромской области в январе 2022 г. была проведена проверка исполнения законодательства о порядке распоряжения муниципальным имуществом в деятельности муниципального казенного учреждения культуры "Районный центр досуга" (далее - МКУК "РЦД"). В ходе проверки установлено, что между директором МКУК "РЦД" и индивидуальным предпринимателем Б.Л.С. (далее - ИП Б.Л.С.) заключен договор о предоставлении услуг. Согласно условиям договора ИП Б.Л.С. за плату предоставлено помещение МКУК "РЦД", расположенное на 1-м этаже здания, для проведения мероприятия (выставки). Суд согласился с доводами прокуратуры и квалифицировал передачу помещения в пользование в качестве договора аренды, указав, что помещение передано без согласования с собственником имущества - администрацией муниципального района. Кроме того, отмечено, что такой вид деятельности, как сдача в аренду имущества субъектам предпринимательской деятельности для осуществления их деятельности, в уставе МКУК "РЦД" не предусмотрен. В связи с этим действия директора были квалифицированы по ст. 7.35 КоАП РФ <18>.