Распоряжение имуществом это
Подборка наиболее важных документов по запросу Распоряжение имуществом это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 15 ГК РФ "Возмещение убытков"3.1.4. Под утратой имущества следует понимать лишение права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, а не только его фактическую утрату (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое право собственности
(КонсультантПлюс, 2025)4. Что такое право распоряжения имуществом
(КонсультантПлюс, 2025)4. Что такое право распоряжения имуществом
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применяется ли условие о пролонгации договора аренды на тот же срок к договору аренды публичного имущества, заключенному до вступления в силу закона об обязательном проведении торгов для его заключения
(КонсультантПлюс, 2025)В силу пункта 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе на основании федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом.
Применяется ли условие о пролонгации договора аренды на тот же срок к договору аренды публичного имущества, заключенному до вступления в силу закона об обязательном проведении торгов для его заключения
(КонсультантПлюс, 2025)В силу пункта 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе на основании федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья: Понятие товарищества собственников жилья и управляющей организации (управляющей компании)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно положениям ст. 135 ЖК РФ ТСЖ признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в МКД для совместного управления общим имуществом, обеспечения владения, пользования и определенных пределах распоряжения этим имуществом в МКД либо совместного использования имущества, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных МКД (за исключением случаев, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ), а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления МКД.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно положениям ст. 135 ЖК РФ ТСЖ признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в МКД для совместного управления общим имуществом, обеспечения владения, пользования и определенных пределах распоряжения этим имуществом в МКД либо совместного использования имущества, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных МКД (за исключением случаев, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ), а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления МКД.
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По этому договору собственник передает имущество доверительному управляющему не в собственность, а лишь для осуществления в течение определенного срока управления этим имуществом в интересах учредителя или указанного им лица. Этим данный договор отличается от договоров, направленных на переход к приобретателю права собственности на передаваемое имущество (купля-продажа, дарение и др.). Доверительный управляющий получает имущество не только для осуществления правомочия пользования, как при аренде, но реализует от своего имени все правомочия собственника, включая распоряжение этим имуществом (п. 1 ст. 1020 ГК РФ). Однако у доверительного управляющего не возникает вещного права на полученное имущество, как это имеет место при хозяйственном ведении или оперативном управлении.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По этому договору собственник передает имущество доверительному управляющему не в собственность, а лишь для осуществления в течение определенного срока управления этим имуществом в интересах учредителя или указанного им лица. Этим данный договор отличается от договоров, направленных на переход к приобретателю права собственности на передаваемое имущество (купля-продажа, дарение и др.). Доверительный управляющий получает имущество не только для осуществления правомочия пользования, как при аренде, но реализует от своего имени все правомочия собственника, включая распоряжение этим имуществом (п. 1 ст. 1020 ГК РФ). Однако у доверительного управляющего не возникает вещного права на полученное имущество, как это имеет место при хозяйственном ведении или оперативном управлении.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. В п. 2 комментируемой статьи введено новое правило, которого нет в п. 2 ст. 253 ГК РФ, согласно которому распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом. Это новое правило основывается на требовании о том, что ипотека земельных участков, находящихся в общей совместной или долевой собственности и указанных в п. 1 ст. 62 комментируемого Закона, допускается только после выдела в натуре гражданину или юридическому лицу земельного участка.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. В п. 2 комментируемой статьи введено новое правило, которого нет в п. 2 ст. 253 ГК РФ, согласно которому распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом. Это новое правило основывается на требовании о том, что ипотека земельных участков, находящихся в общей совместной или долевой собственности и указанных в п. 1 ст. 62 комментируемого Закона, допускается только после выдела в натуре гражданину или юридическому лицу земельного участка.
Статья: Конфискация транспортных средств за управление ими в состоянии опьянения
(Мондохонов А.Н., Макаров К.А.)
("Законность", 2023, N 11)В связи с этим доказывание в рамках предварительного расследования принадлежности автомашины виновному имеет приоритетное значение для правоприменения, в том числе с учетом распространенности случаев посткриминального распоряжения этим имуществом в целях избежания конфискации, чему способствует неприменение либо несвоевременное применение органами уголовного преследования обеспечительных мер.
(Мондохонов А.Н., Макаров К.А.)
("Законность", 2023, N 11)В связи с этим доказывание в рамках предварительного расследования принадлежности автомашины виновному имеет приоритетное значение для правоприменения, в том числе с учетом распространенности случаев посткриминального распоряжения этим имуществом в целях избежания конфискации, чему способствует неприменение либо несвоевременное применение органами уголовного преследования обеспечительных мер.
Статья: Теоретические и практические аспекты квалификации преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 191.1 и ст. 260 УК РФ
(Косых В.А.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Данную позицию обосновывает и И.К. Гевондян: "...то, что лицо получает имущество, совершая преступление, не означает, что требуется дополнительная уголовная ответственность за действия, связанные с распоряжением этим имуществом. Поэтому лицо, незаконно заготовившее древесину, не может нести ответственность за запрещенные ст. 191.1 УК РФ действия по распоряжению этой древесиной" <4>.
(Косых В.А.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Данную позицию обосновывает и И.К. Гевондян: "...то, что лицо получает имущество, совершая преступление, не означает, что требуется дополнительная уголовная ответственность за действия, связанные с распоряжением этим имуществом. Поэтому лицо, незаконно заготовившее древесину, не может нести ответственность за запрещенные ст. 191.1 УК РФ действия по распоряжению этой древесиной" <4>.
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Право распоряжения этим имуществом у сотрудников, получивших спецодежду, отсутствовало, поскольку это имущество выдавалось в целях обеспечения необходимых условий труда и являлось собственностью работодателя. Позиция суда приведена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2008 по делу N А56-27963/2007.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Право распоряжения этим имуществом у сотрудников, получивших спецодежду, отсутствовало, поскольку это имущество выдавалось в целях обеспечения необходимых условий труда и являлось собственностью работодателя. Позиция суда приведена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2008 по делу N А56-27963/2007.
Готовое решение: Как передать государственное или муниципальное имущество по договору безвозмездного пользования
(КонсультантПлюс, 2025)на основании международных договоров, межправительственных соглашений, федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента РФ, Правительства РФ или вступивших в силу решений суда;
(КонсультантПлюс, 2025)на основании международных договоров, межправительственных соглашений, федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента РФ, Правительства РФ или вступивших в силу решений суда;
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, неспособность государственных органов и государственных организаций вести хозяйственную деятельность в том объеме, который необходим для достижения поставленных государством задач, а также недостаточная эффективность коммерческих организаций для реализации публичных целей явились предпосылками поиска новых моделей участия государства в обороте посредством создаваемых им юридических лиц. В связи с этим была предусмотрена возможность учреждения государственных корпораций (далее - госкорпорации) на основании специально принимаемого федерального закона с целью осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма государственной корпорации включена в перечень некоммерческих организаций в связи с принятием Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ "О внесении дополнения в федеральный закон "О некоммерческих организациях" <36>. В период с 2003 по 2015 гг. было создано девять госкорпораций <37>. В подчинении некоторых из них находятся хозяйственные общества, государственные унитарные предприятия <38>. Являясь юридическими лицами, госкорпорации вправе осуществлять самостоятельное управление переданными государством пакетами акций акционерных обществ, реализовывать права акционера вне общеобязательных публичных процедур. Например, при создании госкорпорации "Росатом" в качестве имущественного взноса государства переданы 100% акций открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс", в уставный капитал которого, в свою очередь, были переданы государственные пакеты акций большинства акционерных обществ атомной энергетики и промышленности. В госкорпорацию "Ростех" в качестве имущественного взноса Российской Федерации также переданы акции более 200 открытых акционерных обществ, а также акции преобразуемых в акционерные общества федеральных государственных унитарных предприятий <39>. Органами управления госкорпорации являются наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Специальным законом о создании госкорпорации ей могут делегироваться отдельные государственные полномочия <40>. Однако в процессе деятельности данных юридических лиц выявились системные несовершенства их правовой конструкции. Так, при проверках их деятельности в 2009 г. Генеральной прокуратурой РФ, осуществленных по поручению Президента РФ, было выявлено нерациональное использование госкорпорациями переданного государством имущества и финансовых средств, а также незаконное распоряжение имуществом. Это стало возможным вследствие недостатков правового статуса госкорпораций и, как следствие, - непрозрачности их деятельности, нецелевого использования выделенных средств, недостаточных возможностей контроля за ней со стороны государства. Данные факторы являлись предметом обсуждений как в средствах массовой информации <41>, так и в научной литературе <42>. В Концепции развития гражданского законодательства РФ предлагалось законодательно исключить возможность создания госкорпораций. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 12.11.2009 также отметил, что данная форма в современных условиях бесперспективна. Так, Президент РФ отметил: "Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе... или будут реализованы частным инвесторам" <43>. Как следствие были даны поручения подготовить предложения о порядке и сроках реорганизации действующих в конкурентной среде госкорпораций в акционерные общества <44>. Но такая реорганизация была осуществлена лишь в отношении двух госкорпораций (Российская корпорация нанотехнологий <45> и Государственная корпорация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" <46>). Другие же госкорпорации, за исключением одной, ликвидированной в связи с достижением целей деятельности и решением поставленных перед ней задач <47>, продолжают функционировать.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, неспособность государственных органов и государственных организаций вести хозяйственную деятельность в том объеме, который необходим для достижения поставленных государством задач, а также недостаточная эффективность коммерческих организаций для реализации публичных целей явились предпосылками поиска новых моделей участия государства в обороте посредством создаваемых им юридических лиц. В связи с этим была предусмотрена возможность учреждения государственных корпораций (далее - госкорпорации) на основании специально принимаемого федерального закона с целью осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма государственной корпорации включена в перечень некоммерческих организаций в связи с принятием Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ "О внесении дополнения в федеральный закон "О некоммерческих организациях" <36>. В период с 2003 по 2015 гг. было создано девять госкорпораций <37>. В подчинении некоторых из них находятся хозяйственные общества, государственные унитарные предприятия <38>. Являясь юридическими лицами, госкорпорации вправе осуществлять самостоятельное управление переданными государством пакетами акций акционерных обществ, реализовывать права акционера вне общеобязательных публичных процедур. Например, при создании госкорпорации "Росатом" в качестве имущественного взноса государства переданы 100% акций открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс", в уставный капитал которого, в свою очередь, были переданы государственные пакеты акций большинства акционерных обществ атомной энергетики и промышленности. В госкорпорацию "Ростех" в качестве имущественного взноса Российской Федерации также переданы акции более 200 открытых акционерных обществ, а также акции преобразуемых в акционерные общества федеральных государственных унитарных предприятий <39>. Органами управления госкорпорации являются наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Специальным законом о создании госкорпорации ей могут делегироваться отдельные государственные полномочия <40>. Однако в процессе деятельности данных юридических лиц выявились системные несовершенства их правовой конструкции. Так, при проверках их деятельности в 2009 г. Генеральной прокуратурой РФ, осуществленных по поручению Президента РФ, было выявлено нерациональное использование госкорпорациями переданного государством имущества и финансовых средств, а также незаконное распоряжение имуществом. Это стало возможным вследствие недостатков правового статуса госкорпораций и, как следствие, - непрозрачности их деятельности, нецелевого использования выделенных средств, недостаточных возможностей контроля за ней со стороны государства. Данные факторы являлись предметом обсуждений как в средствах массовой информации <41>, так и в научной литературе <42>. В Концепции развития гражданского законодательства РФ предлагалось законодательно исключить возможность создания госкорпораций. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 12.11.2009 также отметил, что данная форма в современных условиях бесперспективна. Так, Президент РФ отметил: "Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе... или будут реализованы частным инвесторам" <43>. Как следствие были даны поручения подготовить предложения о порядке и сроках реорганизации действующих в конкурентной среде госкорпораций в акционерные общества <44>. Но такая реорганизация была осуществлена лишь в отношении двух госкорпораций (Российская корпорация нанотехнологий <45> и Государственная корпорация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" <46>). Другие же госкорпорации, за исключением одной, ликвидированной в связи с достижением целей деятельности и решением поставленных перед ней задач <47>, продолжают функционировать.
Статья: Спор о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Арест в качестве обеспечительной меры либо запрет на распоряжение могут быть установлены на перечисленное в абз. 2, 3 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину. Например, арест в качестве обеспечительной меры принадлежащего полностью или в части должнику-гражданину жилого помещения, являющегося единственно пригодным для постоянного проживания самого должника и членов его семьи, равно как и установление запрета на распоряжение этим имуществом, включая запрет на вселение и регистрацию иных лиц, сами по себе не могут быть признаны незаконными, если указанные меры приняты судебным приставом-исполнителем в целях воспрепятствования должнику распорядиться данным имуществом в ущерб интересам взыскателя. Наложение ареста либо установление соответствующего запрета не должно препятствовать гражданину-должнику и членам его семьи пользоваться таким имуществом.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Арест в качестве обеспечительной меры либо запрет на распоряжение могут быть установлены на перечисленное в абз. 2, 3 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину. Например, арест в качестве обеспечительной меры принадлежащего полностью или в части должнику-гражданину жилого помещения, являющегося единственно пригодным для постоянного проживания самого должника и членов его семьи, равно как и установление запрета на распоряжение этим имуществом, включая запрет на вселение и регистрацию иных лиц, сами по себе не могут быть признаны незаконными, если указанные меры приняты судебным приставом-исполнителем в целях воспрепятствования должнику распорядиться данным имуществом в ущерб интересам взыскателя. Наложение ареста либо установление соответствующего запрета не должно препятствовать гражданину-должнику и членам его семьи пользоваться таким имуществом.