Расходы на разработку проекта санитарно-защитной зоны
Подборка наиболее важных документов по запросу Расходы на разработку проекта санитарно-защитной зоны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 07.03.2024 N 303-ЭС24-431 по делу N А24-6063/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по требованию о взыскании неосновательного обогащения в виде неотработанного аванса по договору на разработку проекта санитарно-защитной зоны для карьера по добыче полезных ископаемых, неустойки и встречному требованию о взыскании долга по договору, неустойки.
Обжалуемый результат спора: 1) Основное требование удовлетворено, так как проект не соответствует требованиям; 2) В удовлетворении встречного требования отказано, так как надлежащее исполнение обязательств по договору не подтверждено.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Все расходы по представлению информации или материалов от сторонних организаций, необходимых для получения документации, подготавливаемых исполнителем по договору заказчик оплачивает за счет собственных средств. Результатом выполненной исполнителем работы является разработанный проект СЗЗ, составленный на бумажном носителе в двух экземплярах (пункт 1.3 договора).
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по требованию о взыскании неосновательного обогащения в виде неотработанного аванса по договору на разработку проекта санитарно-защитной зоны для карьера по добыче полезных ископаемых, неустойки и встречному требованию о взыскании долга по договору, неустойки.
Обжалуемый результат спора: 1) Основное требование удовлетворено, так как проект не соответствует требованиям; 2) В удовлетворении встречного требования отказано, так как надлежащее исполнение обязательств по договору не подтверждено.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Все расходы по представлению информации или материалов от сторонних организаций, необходимых для получения документации, подготавливаемых исполнителем по договору заказчик оплачивает за счет собственных средств. Результатом выполненной исполнителем работы является разработанный проект СЗЗ, составленный на бумажном носителе в двух экземплярах (пункт 1.3 договора).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)- разработка проекта санитарно-защитной зоны;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)- разработка проекта санитарно-защитной зоны;
Вопрос: Можно ли расходы на разработку проекта санитарно-защитной зоны вокруг территории действующего завода, принадлежащей организации, списать единовременно при исчислении налога на прибыль?
(Консультация эксперта, 2020)Вопрос: Можно ли расходы на разработку проекта санитарно-защитной зоны вокруг территории действующего завода, принадлежащей организации, списать единовременно при исчислении налога на прибыль?
(Консультация эксперта, 2020)Вопрос: Можно ли расходы на разработку проекта санитарно-защитной зоны вокруг территории действующего завода, принадлежащей организации, списать единовременно при исчислении налога на прибыль?
Нормативные акты
Заключение Минэкономразвития России от 17.01.2013
"Об экспертизе Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"В целях недопущения необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности считаем принципиально необходимым разработку проекта СЗЗ только в составе проектной документации и принятие решения о размере СЗЗ исключительно в рамках экспертизы проектной документации, что должно оговариваться в Санитарных нормах. На основании положительного заключения экспертизы проектной документации в соответствии со статьей 15 Закона о кадастре Роспотребнадзором должно издаваться и направляться в Росреестр решение об установлении СЗЗ.
"Об экспертизе Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"В целях недопущения необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности считаем принципиально необходимым разработку проекта СЗЗ только в составе проектной документации и принятие решения о размере СЗЗ исключительно в рамках экспертизы проектной документации, что должно оговариваться в Санитарных нормах. На основании положительного заключения экспертизы проектной документации в соответствии со статьей 15 Закона о кадастре Роспотребнадзором должно издаваться и направляться в Росреестр решение об установлении СЗЗ.
Приказ ФАС России от 18.07.2017 N 952/17
"О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО "Водоканал Павловского городского поселения" и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области"В пояснительной записке, представленной к заявлению о разногласиях, ООО "Водоканал Павловского городского поселения", указывает на перечень затрат, включенных в состав общехозяйственных расходов, а именно: затраты на выполнение предписаний надзорных организаций, разработку, утверждение и согласование проектов нормативно-допустимых сбросов, санитарно-защитной зоны, в дополнение поясняя, что низкие фактические расходы за период с 2014 по 2016 гг. обусловлены отсутствием финансовых средств у предприятия. В подтверждение вышеуказанных расходов регулируемой организацией представлены в ФАС России на разногласия только перечень подстатей затрат, в котором основным оспариваемыми подстатьями являются командировочные расходы, расходы на оплату труда административно-управленческого персонала, расходы на оплату услуг, выполняемых сторонними организациями, расходы на приобретение сырья и материалов, их хранение, страховые взносы в общей сумме 21810,98 тыс. руб.
"О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО "Водоканал Павловского городского поселения" и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области"В пояснительной записке, представленной к заявлению о разногласиях, ООО "Водоканал Павловского городского поселения", указывает на перечень затрат, включенных в состав общехозяйственных расходов, а именно: затраты на выполнение предписаний надзорных организаций, разработку, утверждение и согласование проектов нормативно-допустимых сбросов, санитарно-защитной зоны, в дополнение поясняя, что низкие фактические расходы за период с 2014 по 2016 гг. обусловлены отсутствием финансовых средств у предприятия. В подтверждение вышеуказанных расходов регулируемой организацией представлены в ФАС России на разногласия только перечень подстатей затрат, в котором основным оспариваемыми подстатьями являются командировочные расходы, расходы на оплату труда административно-управленческого персонала, расходы на оплату услуг, выполняемых сторонними организациями, расходы на приобретение сырья и материалов, их хранение, страховые взносы в общей сумме 21810,98 тыс. руб.
"Судебные прецеденты по налогам, обязательные для применения налоговыми органами и налогоплательщиками"
(Головкин А.Н.)
("Филинъ", 2016)"...руководствуясь положениями: подпункта 7 пункта 1 статьи 254 НК РФ, согласно которым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе материальных расходов учитываются затраты, которые связаны с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения, и в частности - расходы, связанные с формированием СЗЗ в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, а также положениями пункта 1 статьи 257 НК РФ, в соответствии с которыми первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ), констатировав, что в таком случае расходы производственной организации по формированию СЗЗ в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, обязанность по формированию которых согласно предпроектной и проектной документации обусловлена созданием, реконструкцией, техническим перевооружением основных средств, признаются расходами, связанными с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию, установив, что налоговым органом представлены достаточные доказательства того, что целью приобретения земельных участков с домами являлось создание СЗЗ, признали, что первоначальная стоимость земельных участков должна была формироваться с учетом всех затрат, СЗЗ подлежала принятию на учет в качестве самостоятельного объекта основных средств, следовательно, оспариваемый акт налогового органа в данной части является законным и обоснованным".
(Головкин А.Н.)
("Филинъ", 2016)"...руководствуясь положениями: подпункта 7 пункта 1 статьи 254 НК РФ, согласно которым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе материальных расходов учитываются затраты, которые связаны с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения, и в частности - расходы, связанные с формированием СЗЗ в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, а также положениями пункта 1 статьи 257 НК РФ, в соответствии с которыми первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ), констатировав, что в таком случае расходы производственной организации по формированию СЗЗ в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, обязанность по формированию которых согласно предпроектной и проектной документации обусловлена созданием, реконструкцией, техническим перевооружением основных средств, признаются расходами, связанными с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию, установив, что налоговым органом представлены достаточные доказательства того, что целью приобретения земельных участков с домами являлось создание СЗЗ, признали, что первоначальная стоимость земельных участков должна была формироваться с учетом всех затрат, СЗЗ подлежала принятию на учет в качестве самостоятельного объекта основных средств, следовательно, оспариваемый акт налогового органа в данной части является законным и обоснованным".
Статья: Благоустраиваем территорию: налоговые последствия
(Кузьмина Ж.В.)
("Российский налоговый курьер", 2009, N 13-14)- акт исполнительного органа государственной власти (органа местного самоуправления) или решение суда об установлении санитарно-защитной зоны;
(Кузьмина Ж.В.)
("Российский налоговый курьер", 2009, N 13-14)- акт исполнительного органа государственной власти (органа местного самоуправления) или решение суда об установлении санитарно-защитной зоны;
Статья: Проблемное благоустройство
(Кошкина Т.Ю.)
("Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 2)Как видим, список предприятий достаточно широк. Это означает, что, производя расходы по озеленению, экономить на налогах можно. Однако (обратите внимание!) установление СЗЗ предприятия должно подтверждаться соответствующими документами, оформленными в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Отметим, что расходы по оплате услуг третьих лиц по разработке проекта организации СЗЗ также учитываются при налогообложении (в составе текущих расходов), поскольку связаны с производственной деятельностью и понесены в связи с исполнением требований природоохранного законодательства (Постановления ФАС МО от 16.01.2006 N КА-А40/13605-05, ФАС ЗСО от 09.03.2006 N Ф04-8885/2005(20013-А27-3), Ф04-8885/2005(20554-А27-3)).
(Кошкина Т.Ю.)
("Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 2)Как видим, список предприятий достаточно широк. Это означает, что, производя расходы по озеленению, экономить на налогах можно. Однако (обратите внимание!) установление СЗЗ предприятия должно подтверждаться соответствующими документами, оформленными в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Отметим, что расходы по оплате услуг третьих лиц по разработке проекта организации СЗЗ также учитываются при налогообложении (в составе текущих расходов), поскольку связаны с производственной деятельностью и понесены в связи с исполнением требований природоохранного законодательства (Постановления ФАС МО от 16.01.2006 N КА-А40/13605-05, ФАС ЗСО от 09.03.2006 N Ф04-8885/2005(20013-А27-3), Ф04-8885/2005(20554-А27-3)).
Статья: Благоустройство территории промышленного предприятия
(Кошкина Т.Ю.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1)В заключение отметим, что расходы предприятий на оплату услуг третьих лиц по разработке проекта организации СЗЗ уменьшают налогооблагаемую прибыль в составе текущих расходов, поскольку они связаны с производственной деятельностью и понесены в связи с исполнением требований природоохранного законодательства (Постановления ФАС МО от 16.01.2006 N КА-А40/13605-05, ФАС ЗСО от 09.03.2006 N Ф04-8885/2005(20013-А27-3), Ф04-8885/2005(20554-А27-3)).
(Кошкина Т.Ю.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1)В заключение отметим, что расходы предприятий на оплату услуг третьих лиц по разработке проекта организации СЗЗ уменьшают налогооблагаемую прибыль в составе текущих расходов, поскольку они связаны с производственной деятельностью и понесены в связи с исполнением требований природоохранного законодательства (Постановления ФАС МО от 16.01.2006 N КА-А40/13605-05, ФАС ЗСО от 09.03.2006 N Ф04-8885/2005(20013-А27-3), Ф04-8885/2005(20554-А27-3)).
Статья: К вопросу о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Часть 2
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2012, N 11)- приобретение земельного участка под промышленную площадку, а также для строительства необходимой инфраструктуры, формирования санитарно-защитных и иных зон с особым режимом использования, включая расходы на оплату услуг риелтора, адвоката, нотариуса;
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2012, N 11)- приобретение земельного участка под промышленную площадку, а также для строительства необходимой инфраструктуры, формирования санитарно-защитных и иных зон с особым режимом использования, включая расходы на оплату услуг риелтора, адвоката, нотариуса;
Статья: Логика из первых уст
(Овчинникова О.)
("Практическая бухгалтерия", 2006, N 3)Из хороших новостей выделяется интересное предложение по обновлению состава материальных расходов. С 2006 г. к ним добавлены затраты на содержание и эксплуатацию имущества природоохранного назначения (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Часть расходов предприятия на создание объектов внешнего благоустройства, которые не подлежат амортизации (пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ), можно отнести на уменьшение налогооблагаемой базы с формулировкой "расходы на формирование санитарно-защитной зоны".
(Овчинникова О.)
("Практическая бухгалтерия", 2006, N 3)Из хороших новостей выделяется интересное предложение по обновлению состава материальных расходов. С 2006 г. к ним добавлены затраты на содержание и эксплуатацию имущества природоохранного назначения (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Часть расходов предприятия на создание объектов внешнего благоустройства, которые не подлежат амортизации (пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ), можно отнести на уменьшение налогооблагаемой базы с формулировкой "расходы на формирование санитарно-защитной зоны".
Статья: Расходы на благоустройство
(Горева А.М.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 10)- Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2007 N 09АП-10332/2007-АК <7> (поскольку проектом строительства гипермаркета предусмотрены создание 50-метровой СЗЗ и ее 30%-ное озеленение (путем посадки деревьев и кустарников), расходы по уходу за объектами озеленения являются экономически оправданными и связанными с производством и реализацией);
(Горева А.М.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 10)- Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2007 N 09АП-10332/2007-АК <7> (поскольку проектом строительства гипермаркета предусмотрены создание 50-метровой СЗЗ и ее 30%-ное озеленение (путем посадки деревьев и кустарников), расходы по уходу за объектами озеленения являются экономически оправданными и связанными с производством и реализацией);
Статья: Учет и налогообложение расходов на соблюдение санитарных норм и правил
(Ржаницына В.С.)
("Бухгалтерский учет", 2004, N 16)В бухгалтерском учете расходы по разработке проектов санитарно-защитных зон относятся к расходам по обычным видам деятельности.
(Ржаницына В.С.)
("Бухгалтерский учет", 2004, N 16)В бухгалтерском учете расходы по разработке проектов санитарно-защитных зон относятся к расходам по обычным видам деятельности.
Вопрос: О порядке учета при исчислении налога на прибыль расходов организации на переселение жителей с территории санитарно-защитной зоны в соответствии с проектом формирования санитарно-защитной зоны действующего промышленного объекта (затраты на приобретение квартир для обмена на жилые дома, расположенные на территории санитарно-защитной зоны, затраты на снос этих домов).
(Письмо Минфина РФ от 17.06.2010 N 03-03-06/1/418)Таким образом, расходы производственной организации по формированию санитарно-защитных зон в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, обязанность по формированию которых согласно предпроектной и проектной документации обусловлена созданием, реконструкцией, техническим перевооружением основных средств, признаются расходами, связанными с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию.
(Письмо Минфина РФ от 17.06.2010 N 03-03-06/1/418)Таким образом, расходы производственной организации по формированию санитарно-защитных зон в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, обязанность по формированию которых согласно предпроектной и проектной документации обусловлена созданием, реконструкцией, техническим перевооружением основных средств, признаются расходами, связанными с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 24.06.2010 N 03-07-10/10
(Ковалева О.В.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2010, N 8)- расходы организации по формированию санитарно-защитных зон в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, обязанность по формированию которых согласно предпроектной и проектной документации обусловлена созданием, реконструкцией, техническим перевооружением основных средств, в том числе затраты на отселение жителей (включая затраты на приобретение квартир для обмена на жилые дома, расположенные на территории санитарно-защитной зоны, затраты на снос этих домов) (Письмо Минфина России от 17.06.2010 N 03-03-06/1/418);
(Ковалева О.В.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2010, N 8)- расходы организации по формированию санитарно-защитных зон в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, обязанность по формированию которых согласно предпроектной и проектной документации обусловлена созданием, реконструкцией, техническим перевооружением основных средств, в том числе затраты на отселение жителей (включая затраты на приобретение квартир для обмена на жилые дома, расположенные на территории санитарно-защитной зоны, затраты на снос этих домов) (Письмо Минфина России от 17.06.2010 N 03-03-06/1/418);