Расчет страхового возмещения по осаго
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет страхового возмещения по осаго (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО): Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: Закон об ОСАГО, Закон о ЗПП, Правила ОСАГО, Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего, Постановление Пленума ВС РФ от 08.11.2022 N 31
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: Закон об ОСАГО, Закон о ЗПП, Правила ОСАГО, Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего, Постановление Пленума ВС РФ от 08.11.2022 N 31
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 7 "Страховая сумма" Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств""При этом страховое возмещение вреда, причиненного повреждением транспортных средств потерпевших, ограничено названным законом как лимитом страхового возмещения, установленным статьей 7 Закона об ОСАГО, так и предусмотренным пунктом 19 статьи 12 Закона об ОСАГО специальным порядком расчета страхового возмещения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какой порядок выплаты страхового возмещения по ОСАГО в случае полной гибели транспортного средства
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как учитываются годные остатки и рассчитывается их стоимость при выплате страхового возмещения по ОСАГО
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как учитываются годные остатки и рассчитывается их стоимость при выплате страхового возмещения по ОСАГО
"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)<1> При этом следует учесть, что в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (п. 19 ст. 12) при определении размера страхового возмещения при ОСАГО износ поврежденных деталей учитывается, т.е. при замене старого на новое размер страхового возмещения окажется меньше фактических расходов на приобретение новых деталей. Но, как указал КС РФ в Постановлении от 10 марта 2017 г. N 6-П, это не лишает собственника возможности обратиться к делинквенту и взыскать с него образующуюся разницу, не покрытую страховой компанией в связи с особенностями расчета страхового возмещения по ОСАГО.
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)<1> При этом следует учесть, что в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (п. 19 ст. 12) при определении размера страхового возмещения при ОСАГО износ поврежденных деталей учитывается, т.е. при замене старого на новое размер страхового возмещения окажется меньше фактических расходов на приобретение новых деталей. Но, как указал КС РФ в Постановлении от 10 марта 2017 г. N 6-П, это не лишает собственника возможности обратиться к делинквенту и взыскать с него образующуюся разницу, не покрытую страховой компанией в связи с особенностями расчета страхового возмещения по ОСАГО.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"В случае возврата страховщиком потерпевшему на основании абзаца четвертого настоящего пункта заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков вместе с документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, установленные настоящим Федеральным законом сроки проведения страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков и (или) организации их независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также сроки осуществления страховщиком страховой выплаты или выдачи потерпевшему направления на ремонт либо направления ему мотивированного отказа в страховом возмещении исчисляются со дня повторного представления потерпевшим страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков вместе с документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.
(ред. от 31.07.2025)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"В случае возврата страховщиком потерпевшему на основании абзаца четвертого настоящего пункта заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков вместе с документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, установленные настоящим Федеральным законом сроки проведения страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков и (или) организации их независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также сроки осуществления страховщиком страховой выплаты или выдачи потерпевшему направления на ремонт либо направления ему мотивированного отказа в страховом возмещении исчисляются со дня повторного представления потерпевшим страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков вместе с документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)При этом страховое возмещение вреда, причиненного повреждением транспортных средств потерпевших, ограничено названным законом как лимитом страхового возмещения, установленным ст. 7 Закона об ОСАГО, так и предусмотренным п. 19 ст. 12 Закона об ОСАГО специальным порядком расчета страхового возмещения, осуществляемого в денежной форме - с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене, и в порядке, установленном Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной положением Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. N 432-П (далее - Единая методика).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)При этом страховое возмещение вреда, причиненного повреждением транспортных средств потерпевших, ограничено названным законом как лимитом страхового возмещения, установленным ст. 7 Закона об ОСАГО, так и предусмотренным п. 19 ст. 12 Закона об ОСАГО специальным порядком расчета страхового возмещения, осуществляемого в денежной форме - с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене, и в порядке, установленном Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной положением Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. N 432-П (далее - Единая методика).
Статья: Сравнение специальных систем возмещения вреда, причиненного здоровью участников дорожного движения (на примере Израиля и Франции): поиск оптимальной модели правового регулирования
(Колесниченко О.В.)
("Транспортное право", 2021, N 1)Специальная система возмещения вреда, причиненного здоровью пострадавшего в результате ДТП, в нашей стране в качестве базовых правовых средств включает в себя деликтную ответственность владельцев транспортных средств и страхование такой ответственности, правила и условия которого предусмотрены Федеральными законами от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО), от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Закон об ОСОП). Гражданская ответственность в данной системе следует конструкции ответственности владельца источника повышенной опасности и является строгой. Также предусмотрены: 1) выплата страхового возмещения по договору ОСАГО до 500 тыс. руб., включая расходы на восстановление здоровья (в зависимости от характера травмы) и компенсацию утраченного заработка (дохода) по правилам ст. 1086 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ); 2) сохранение возможности получить страховое возмещение по договору ОСАГО, рассчитанное полностью по нормам гл. 59 ГК РФ; 3) сохранение возможности взыскания недостающей части возмещения вреда здоровью по правилам о строгой ответственности (для немоторизованных участников дорожного движения); 4) выплата страхового возмещения по договору ОСОП до 2 млн руб. на одного пассажира (охватывает весь материальный ущерб, причиненный здоровью, и рассчитывается по табличным нормативам); 5) сохранение права пассажира, пострадавшего при оказании услуг по перевозке, требовать взыскания недостающей части компенсации с перевозчика по правилам гл. 59 ГК РФ.
(Колесниченко О.В.)
("Транспортное право", 2021, N 1)Специальная система возмещения вреда, причиненного здоровью пострадавшего в результате ДТП, в нашей стране в качестве базовых правовых средств включает в себя деликтную ответственность владельцев транспортных средств и страхование такой ответственности, правила и условия которого предусмотрены Федеральными законами от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО), от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Закон об ОСОП). Гражданская ответственность в данной системе следует конструкции ответственности владельца источника повышенной опасности и является строгой. Также предусмотрены: 1) выплата страхового возмещения по договору ОСАГО до 500 тыс. руб., включая расходы на восстановление здоровья (в зависимости от характера травмы) и компенсацию утраченного заработка (дохода) по правилам ст. 1086 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ); 2) сохранение возможности получить страховое возмещение по договору ОСАГО, рассчитанное полностью по нормам гл. 59 ГК РФ; 3) сохранение возможности взыскания недостающей части возмещения вреда здоровью по правилам о строгой ответственности (для немоторизованных участников дорожного движения); 4) выплата страхового возмещения по договору ОСОП до 2 млн руб. на одного пассажира (охватывает весь материальный ущерб, причиненный здоровью, и рассчитывается по табличным нормативам); 5) сохранение права пассажира, пострадавшего при оказании услуг по перевозке, требовать взыскания недостающей части компенсации с перевозчика по правилам гл. 59 ГК РФ.