Расчет енвд при пассажирских перевозках
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет енвд при пассажирских перевозках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 346.26 "Общие положения" главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю ЕНВД, НДФЛ, страховые взносы в связи с занижением налоговой базы при оказании услуг перевозки. Для целей исчисления налога в декларации предприниматель заявил 2 транспортных средства для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест - 37. В ходе налоговой проверки инспекция увеличила физический показатель на 74 посадочных места, поскольку пришла к выводу, что предприниматель осуществлял деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршруту с использованием шести автобусов (с учетом запасного) нормативной вместимостью 111 пассажирских мест. Для выполнения обязанностей перевозчика по данному маршруту предприниматель на основании договоров аренды использовал в том числе транспортные средства, принадлежащие третьим лицам. Данные транспортные средства были включены в реестр лицензий на перевозку по данному маршруту, заявлялись предпринимателем для получения лицензии на перевозку, а также являлись предметом страхования гражданской ответственности. Налогоплательщик оспорил доначисление, указав, что доход, полученный от использования арендованных автомобилей, является личным доходом их собственников, а налоговый орган неправомерно включил в базу по НДФЛ всю сумму вознаграждения, выплаченного при выполнении услуг по перевозке. По мнению предпринимателя, налоговому органу при определении суммы налога следовало применить расчетный метод в соответствии со ст. 31 НК РФ. Кроме того, налогоплательщик заявлял, что в отношении спорных транспортных средств их собственники уже самостоятельно уплатили ЕНВД. Предприниматель не уплачивал НДФЛ, так как полагал, что на основании ст. 346.26 НК РФ необходимо уплачивать ЕНВД, так как услуги оказаны с использованием транспорта, принадлежащего ему на законном основании. Суд отказал налогоплательщику в удовлетворении требований, поскольку предприниматель использовал транспортные средства для перевозки пассажиров по данному маршруту на законных основаниях в качестве арендатора, следовательно, доначисление ему ЕНВД со 111 посадочных мест (применительно к 6 транспортным средствам, в том числе и по запасному автомобилю) является правомерным. Суд также установил, что в рамках договорных правоотношений по перевозке грузов и пассажиров предприниматель исполнял обязанности перевозчика с фактическим предоставлением транспортных средств, не принадлежащих ему ни на праве собственности, ни на праве аренды. Транспортные средства принадлежали иным лицам и в отдельных случаях привлекались для выполнения перевозок. При этом предприниматель осуществлял не посредническую деятельность по организации перевозок, поиску перевозчиков, оказанию транспортно-экспедиционных услуг, а профессиональную деятельность по перевозке грузов и пассажиров, выступал в качестве исполнителя перевозок. Суд отметил, что в рассматриваемом случае подлежит начислению НДФЛ, поскольку услуги оказаны не собственным транспортом, а с использованием автомобилей, принадлежащих иным лицам, что в силу п. 7 ст. 346.26 НК РФ влечет уплату налога по общей системе налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю ЕНВД, НДФЛ, страховые взносы в связи с занижением налоговой базы при оказании услуг перевозки. Для целей исчисления налога в декларации предприниматель заявил 2 транспортных средства для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест - 37. В ходе налоговой проверки инспекция увеличила физический показатель на 74 посадочных места, поскольку пришла к выводу, что предприниматель осуществлял деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршруту с использованием шести автобусов (с учетом запасного) нормативной вместимостью 111 пассажирских мест. Для выполнения обязанностей перевозчика по данному маршруту предприниматель на основании договоров аренды использовал в том числе транспортные средства, принадлежащие третьим лицам. Данные транспортные средства были включены в реестр лицензий на перевозку по данному маршруту, заявлялись предпринимателем для получения лицензии на перевозку, а также являлись предметом страхования гражданской ответственности. Налогоплательщик оспорил доначисление, указав, что доход, полученный от использования арендованных автомобилей, является личным доходом их собственников, а налоговый орган неправомерно включил в базу по НДФЛ всю сумму вознаграждения, выплаченного при выполнении услуг по перевозке. По мнению предпринимателя, налоговому органу при определении суммы налога следовало применить расчетный метод в соответствии со ст. 31 НК РФ. Кроме того, налогоплательщик заявлял, что в отношении спорных транспортных средств их собственники уже самостоятельно уплатили ЕНВД. Предприниматель не уплачивал НДФЛ, так как полагал, что на основании ст. 346.26 НК РФ необходимо уплачивать ЕНВД, так как услуги оказаны с использованием транспорта, принадлежащего ему на законном основании. Суд отказал налогоплательщику в удовлетворении требований, поскольку предприниматель использовал транспортные средства для перевозки пассажиров по данному маршруту на законных основаниях в качестве арендатора, следовательно, доначисление ему ЕНВД со 111 посадочных мест (применительно к 6 транспортным средствам, в том числе и по запасному автомобилю) является правомерным. Суд также установил, что в рамках договорных правоотношений по перевозке грузов и пассажиров предприниматель исполнял обязанности перевозчика с фактическим предоставлением транспортных средств, не принадлежащих ему ни на праве собственности, ни на праве аренды. Транспортные средства принадлежали иным лицам и в отдельных случаях привлекались для выполнения перевозок. При этом предприниматель осуществлял не посредническую деятельность по организации перевозок, поиску перевозчиков, оказанию транспортно-экспедиционных услуг, а профессиональную деятельность по перевозке грузов и пассажиров, выступал в качестве исполнителя перевозок. Суд отметил, что в рассматриваемом случае подлежит начислению НДФЛ, поскольку услуги оказаны не собственным транспортом, а с использованием автомобилей, принадлежащих иным лицам, что в силу п. 7 ст. 346.26 НК РФ влечет уплату налога по общей системе налогообложения.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 346.26 "Общие положения" главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик оказывал услуги по предоставлению в аренду транспортных средств с экипажем, а не по перевозке пассажиров и грузов и, соответственно, не вправе применять ЕНВД. Суд установил, что, исходя из условий договоров, налогоплательщик предоставлял во владение и пользование транспортные средства, оказывал арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации, вознаграждение рассчитывалось исходя из времени пользования транспортом, а не дальности и количества груза, что характерно для договора перевозки. Суд признал правомерным доначисление налогов по общей системе налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик оказывал услуги по предоставлению в аренду транспортных средств с экипажем, а не по перевозке пассажиров и грузов и, соответственно, не вправе применять ЕНВД. Суд установил, что, исходя из условий договоров, налогоплательщик предоставлял во владение и пользование транспортные средства, оказывал арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации, вознаграждение рассчитывалось исходя из времени пользования транспортом, а не дальности и количества груза, что характерно для договора перевозки. Суд признал правомерным доначисление налогов по общей системе налогообложения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Расчет физического показателя при перевозке пассажиров
(Мокрецов О.)
("Малая бухгалтерия", 2017, N 5)Для расчета ЕНВД при оказании услуг по перевозке пассажиров используется физический показатель "количество посадочных мест". Однако в Налоговом кодексе не сказано, посадочные места в каких автомобилях нужно учитывать: в фактически эксплуатируемых или во всех транспортных средствах, принадлежащих налогоплательщику? В связи с этим на практике нередко возникают споры с налоговиками. Примером является дело, рассмотренное АС Уральского округа в постановлении от 08.06.2017 N Ф09-2320/17.
(Мокрецов О.)
("Малая бухгалтерия", 2017, N 5)Для расчета ЕНВД при оказании услуг по перевозке пассажиров используется физический показатель "количество посадочных мест". Однако в Налоговом кодексе не сказано, посадочные места в каких автомобилях нужно учитывать: в фактически эксплуатируемых или во всех транспортных средствах, принадлежащих налогоплательщику? В связи с этим на практике нередко возникают споры с налоговиками. Примером является дело, рассмотренное АС Уральского округа в постановлении от 08.06.2017 N Ф09-2320/17.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по ЕНВД (до 01.01.2021)Далее мы рассмотрим, что понимается под автотранспортными услугами по перевозке пассажиров или грузов и как правильно рассчитать по ним ЕНВД.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2014 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В частности, из Правил определения количества пассажиров, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 N 1484, исключаются положения, связанные с расчетом количества пассажиров для перевозчиков, применяющих УСН, а также ЕНВД.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В частности, из Правил определения количества пассажиров, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 N 1484, исключаются положения, связанные с расчетом количества пассажиров для перевозчиков, применяющих УСН, а также ЕНВД.
<Письмо> Минфина РФ от 14.08.2007 N 03-11-02/230
<О применении отдельных положений глав 26.1, 26.2, 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации>7. Поправками, внесенными в ст. 346.29 Кодекса в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров для исчисления единого налога на вмененный доход, установлен физический показатель "посадочное место". Следует иметь в виду, что налогоплательщик определяет количество посадочных мест (мест для сидения, не считая места водителя и кондуктора) по каждому автотранспортному средству, используемому для пассажирских перевозок, на основании данных технического паспорта завода-изготовителя автотранспортного средства.
<О применении отдельных положений глав 26.1, 26.2, 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации>7. Поправками, внесенными в ст. 346.29 Кодекса в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров для исчисления единого налога на вмененный доход, установлен физический показатель "посадочное место". Следует иметь в виду, что налогоплательщик определяет количество посадочных мест (мест для сидения, не считая места водителя и кондуктора) по каждому автотранспортному средству, используемому для пассажирских перевозок, на основании данных технического паспорта завода-изготовителя автотранспортного средства.
Статья: Как при перевозках рассчитать налоговую базу при уплате ЕНВД и на ПСНО
(Сухов А.Б.)
("Бухгалтер Крыма", 2016, N 5)Также примечательным мы назовем еще одно условие, которое Минфин установил в Письме N 03-11-06/3/66062 для того, чтобы учитывать транспортное средство при расчете ЕНВД. Налогоплательщик должен иметь заключенный с клиентом договор на оказание услуг по перевозке пассажиров или грузов.
(Сухов А.Б.)
("Бухгалтер Крыма", 2016, N 5)Также примечательным мы назовем еще одно условие, которое Минфин установил в Письме N 03-11-06/3/66062 для того, чтобы учитывать транспортное средство при расчете ЕНВД. Налогоплательщик должен иметь заключенный с клиентом договор на оказание услуг по перевозке пассажиров или грузов.
"Индивидуальный предприниматель: учет, регистрация, налогообложение"
(Кузнецова В.А.)
("Бератор-Паблишинг", 2008)2. С 1 января 2008 г. налогоплательщики, оказывающие автотранспортные услуги по перевозке пассажиров, при расчете ЕНВД будут использовать физический показатель "посадочное место" (пп. "а" п. 23 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ), а не "количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров", как это было ранее (п. 3 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ в ред. от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ). Количество посадочных мест (мест для сидения, не считая места водителя и кондуктора) в каждом автотранспортном средстве, используемом для пассажирских перевозок, определяется на основании данных технического паспорта завода - изготовителя автотранспортного средства (Письмо Минфина России от 15 августа 2007 г. N 03-11-05/190, п. 7 Письма Минфина России от 14 августа 2007 г. N 03-11-02/230).
(Кузнецова В.А.)
("Бератор-Паблишинг", 2008)2. С 1 января 2008 г. налогоплательщики, оказывающие автотранспортные услуги по перевозке пассажиров, при расчете ЕНВД будут использовать физический показатель "посадочное место" (пп. "а" п. 23 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ), а не "количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров", как это было ранее (п. 3 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ в ред. от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ). Количество посадочных мест (мест для сидения, не считая места водителя и кондуктора) в каждом автотранспортном средстве, используемом для пассажирских перевозок, определяется на основании данных технического паспорта завода - изготовителя автотранспортного средства (Письмо Минфина России от 15 августа 2007 г. N 03-11-05/190, п. 7 Письма Минфина России от 14 августа 2007 г. N 03-11-02/230).
Статья: Обзор изменения законодательства для организаций, применяющих спецрежимы налогообложения
(Соловьев Н.Н.)
("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2007, N 6)Расчет ЕНВД по пассажирским перевозкам с 2008 г.
(Соловьев Н.Н.)
("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2007, N 6)Расчет ЕНВД по пассажирским перевозкам с 2008 г.
"Единый налог на вмененный доход: практика применения"
(выпуск 12)
(Анищенко А.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2018)В п. 3 ст. 346.29 НК РФ установлено, что при исчислении налоговой базы по ЕНВД в отношении деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров используется физический показатель базовой доходности "количество посадочных мест" и базовая доходность в месяц, равная 1 500 руб. на одно посадочное место.
(выпуск 12)
(Анищенко А.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2018)В п. 3 ст. 346.29 НК РФ установлено, что при исчислении налоговой базы по ЕНВД в отношении деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров используется физический показатель базовой доходности "количество посадочных мест" и базовая доходность в месяц, равная 1 500 руб. на одно посадочное место.
Статья: Практика применения ЕНВД: спорные ситуации
("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2016, N 26)Собственно говоря, все вышесказанное справедливо и по отношению к данной ситуации. То есть вам также следует, оценив налоговые риски, самостоятельно принять решение об определении физического показателя. Ведь при расчете "вмененного" налога в случае оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров используется физический показатель "количество посадочных мест", который, очевидно, зависит от количества ТС, подлежащих учету для целей исчисления ЕНВД. Базовая доходность - 1500 руб. в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК). Поэтому в первую очередь надлежит правильно "посчитать" количество транспортных средств, используемых во "вмененных" перевозках.
("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2016, N 26)Собственно говоря, все вышесказанное справедливо и по отношению к данной ситуации. То есть вам также следует, оценив налоговые риски, самостоятельно принять решение об определении физического показателя. Ведь при расчете "вмененного" налога в случае оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров используется физический показатель "количество посадочных мест", который, очевидно, зависит от количества ТС, подлежащих учету для целей исчисления ЕНВД. Базовая доходность - 1500 руб. в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК). Поэтому в первую очередь надлежит правильно "посчитать" количество транспортных средств, используемых во "вмененных" перевозках.
"Комментарий к главе 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2007)В качестве физического показателя, используемого для исчисления суммы ЕНВД при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов, в п. 3 ст. 346.29 Кодекса установлено количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2007)В качестве физического показателя, используемого для исчисления суммы ЕНВД при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов, в п. 3 ст. 346.29 Кодекса установлено количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов.
"Перевозки и автотранспорт"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)В связи с этим налогоплательщик ЕНВД, оказывающий услуги по перевозке пассажиров, обязан исчислять и уплачивать этот налог независимо от количества занятых (заполненных) посадочных мест в используемом для перевозки пассажиров автотранспорте, то есть исходя из количества имеющихся посадочных мест.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)В связи с этим налогоплательщик ЕНВД, оказывающий услуги по перевозке пассажиров, обязан исчислять и уплачивать этот налог независимо от количества занятых (заполненных) посадочных мест в используемом для перевозки пассажиров автотранспорте, то есть исходя из количества имеющихся посадочных мест.
Статья: ЕНВД-2008. Почувствуйте разницу!
(Денисова М.О.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1)В Минфин продолжают поступать запросы об изменении порядка расчета ЕНВД по пассажирским перевозкам: базовая доходность - 1500 руб., физический показатель - "посадочное место". Налогоплательщиков интересует, почему законодатели решили выделить пассажирское направление в отдельную (судя по всему, более состоятельную) категорию налогоплательщиков? Ведь без учета корректирующих коэффициентов налоговая нагрузка (на каждое транспортное средство - грузовое и пассажирское) будет равна только в том случае, если в автобусе установлено четыре посадочных места. Согласно позиции Минфина о том, что количество посадочных мест (мест для сидения, не считая мест водителя и кондуктора) по каждому пассажирскому транспортному средству следует определять на основании данных технического паспорта завода-изготовителя, налоговая нагрузка в сфере пассажирских перевозок будет выше по сравнению с грузовым направлением. Чиновники объясняют, что такой подход разрабатывался на основе анализа региональных показателей по данному виду предпринимательской деятельности и он вполне обоснован (Письмо Минфина России от 22.10.2007 N 03-11-05/254). Одновременно они сообщили, что размер базовой доходности по каждому виду предпринимательской деятельности, переводимой на уплату ЕНВД, может быть скорректирован на коэффициент базовой доходности К2, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности и, соответственно, снижающий размер базовой доходности, установленный НК РФ. Таким образом, финансисты намекают, что величина "вмененного" налога может быть снижена за счет коэффициента К2.
(Денисова М.О.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1)В Минфин продолжают поступать запросы об изменении порядка расчета ЕНВД по пассажирским перевозкам: базовая доходность - 1500 руб., физический показатель - "посадочное место". Налогоплательщиков интересует, почему законодатели решили выделить пассажирское направление в отдельную (судя по всему, более состоятельную) категорию налогоплательщиков? Ведь без учета корректирующих коэффициентов налоговая нагрузка (на каждое транспортное средство - грузовое и пассажирское) будет равна только в том случае, если в автобусе установлено четыре посадочных места. Согласно позиции Минфина о том, что количество посадочных мест (мест для сидения, не считая мест водителя и кондуктора) по каждому пассажирскому транспортному средству следует определять на основании данных технического паспорта завода-изготовителя, налоговая нагрузка в сфере пассажирских перевозок будет выше по сравнению с грузовым направлением. Чиновники объясняют, что такой подход разрабатывался на основе анализа региональных показателей по данному виду предпринимательской деятельности и он вполне обоснован (Письмо Минфина России от 22.10.2007 N 03-11-05/254). Одновременно они сообщили, что размер базовой доходности по каждому виду предпринимательской деятельности, переводимой на уплату ЕНВД, может быть скорректирован на коэффициент базовой доходности К2, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности и, соответственно, снижающий размер базовой доходности, установленный НК РФ. Таким образом, финансисты намекают, что величина "вмененного" налога может быть снижена за счет коэффициента К2.
Вопрос: Об отсутствии оснований для учета переданных по договору аренды автотранспортных средств при исчислении ЕНВД налогоплательщиками, оказывающими автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов.
(Письмо Минфина РФ от 23.11.2006 N 03-11-04/3/500)Вопрос: Об отсутствии оснований для учета переданных по договору аренды автотранспортных средств при исчислении ЕНВД налогоплательщиками, оказывающими автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов.
(Письмо Минфина РФ от 23.11.2006 N 03-11-04/3/500)Вопрос: Об отсутствии оснований для учета переданных по договору аренды автотранспортных средств при исчислении ЕНВД налогоплательщиками, оказывающими автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов.
Вопрос: С 2008 г. для расчета ЕНВД при оказании услуг по перевозке пассажиров автотранспортом применяется физический показатель "посадочное место". Что считать посадочным местом в целях исчисления ЕНВД? На основании каких документов определяется величина этого показателя?
("Российский налоговый курьер", 2008, N 5)"Российский налоговый курьер", 2008, N 5
("Российский налоговый курьер", 2008, N 5)"Российский налоговый курьер", 2008, N 5