Расчет цены по лекарственным средствам по 44-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет цены по лекарственным средствам по 44-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка лекарств по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...министерством по указанной закупке не было применено право заключения контракта в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)...министерством по указанной закупке не было применено право заключения контракта в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Экстренные закупки в чрезвычайных обстоятельствах: что нужно знать о п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)Пример правовой оценки. Возможность обоснования цены контракта на приобретение лекарственных препаратов методом сопоставимых рыночных цен предусмотрена только для контрактов, заключенных в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем в преамбуле заключенного контракта указано, что он заключен в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Таким образом, выполнение расчета цены единицы лекарственного препарата только методом сопоставимых рыночных цен противоречит п. 2, 8 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава России от 19.12.2019 N 1064н <6>.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)Пример правовой оценки. Возможность обоснования цены контракта на приобретение лекарственных препаратов методом сопоставимых рыночных цен предусмотрена только для контрактов, заключенных в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем в преамбуле заключенного контракта указано, что он заключен в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Таким образом, выполнение расчета цены единицы лекарственного препарата только методом сопоставимых рыночных цен противоречит п. 2, 8 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава России от 19.12.2019 N 1064н <6>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по закупкам"ФАС: не стоит сразу отклонять заявку, если эквивалентной лекарственной формы нет в перечне ЖНВЛП (12.11.2025)
Статья: Минфин разъяснил порядок применения правил национального режима
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)В п. 11.5 Письма N 24-01-06/8697 Минфин разъяснял, что случаи, при которых особенности цен не применяются, установлены пп. "г" п. 7 Постановления N 1875. Согласно абз. 2 указанного подпункта особенности определения цен не применяются при осуществлении закупки товара, в отношении которого в соответствии с ч. 22 ст. 22 Закона N 44-ФЗ установлен порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги.
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)В п. 11.5 Письма N 24-01-06/8697 Минфин разъяснял, что случаи, при которых особенности цен не применяются, установлены пп. "г" п. 7 Постановления N 1875. Согласно абз. 2 указанного подпункта особенности определения цен не применяются при осуществлении закупки товара, в отношении которого в соответствии с ч. 22 ст. 22 Закона N 44-ФЗ установлен порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги.
Статья: Применение "защитных мер" при заключении, исполнении и изменении контракта
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Отметим, что в соответствии с ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ положения, касающиеся применения НМЦК, в т.ч. для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если законом не установлено иное. В связи с чем положения ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ подлежат применению и при осуществлении закупок лекарственных препаратов с неопределенным объемом.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Отметим, что в соответствии с ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ положения, касающиеся применения НМЦК, в т.ч. для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если законом не установлено иное. В связи с чем положения ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ подлежат применению и при осуществлении закупок лекарственных препаратов с неопределенным объемом.
Готовое решение: Какие товары, работы и услуги можно объединить в один лот при закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)вы закупаете лекарственные средства с различными МНН (химическими, группировочными наименованиями), НМЦК по которым превышает предельное значение, а также лекарственные средства с разными МНН (химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Правило не применяется к определению поставщика, в результате которого заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами по ст. 111.4 Закона N 44-ФЗ (п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)вы закупаете лекарственные средства с различными МНН (химическими, группировочными наименованиями), НМЦК по которым превышает предельное значение, а также лекарственные средства с разными МНН (химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Правило не применяется к определению поставщика, в результате которого заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами по ст. 111.4 Закона N 44-ФЗ (п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);
Статья: Картельный сговор в закупке: доказательства и фикции
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)Торги, в т.ч. и аукционные, имеют отправную точку в виде начальной цены. Она может идти как вверх, так и вниз; в закупках начальная цена является максимальной, поэтому соревнование идет на снижение цены, и если начальная цена рассчитана правильно в соответствии со ст. 22 Закона N 44-ФЗ, то возможности ценового соревнования невелики, проще говоря, диапазон снижения цены объективно является небольшим. Нужно также учесть и фактор государственного регулирования цен на лекарственные средства, что также минимизирует амплитуду ценового падения (гл. 12 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"). И это тоже является самостоятельным аспектом: начальная цена, которая адекватна рыночным ценам на лекарственные средства, не дает участникам аукциона возможности делать множество "шагов", они оперируют ценовыми предложениями в относительно узком ценовом диапазоне. Таким образом, один-два шага на аукционе в противовес, допустим, десяти шагам еще не являются доказательством сговора. Множество ценовых шагов, приводящих к демпинговому снижению цены, напротив, свидетельствует о недобросовестности участников аукциона, потому что "бросовая" цена не является индикатором добросовестной конкуренции, она, напротив, демонстрирует риски неисполнения поставок лекарственных средств и нарушения прав пациентов. Демпинг - не индикатор эффективной закупки, а размер сброса стартовой цены торгов - не маркер наличия или отсутствия картельного сговора <7>.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)Торги, в т.ч. и аукционные, имеют отправную точку в виде начальной цены. Она может идти как вверх, так и вниз; в закупках начальная цена является максимальной, поэтому соревнование идет на снижение цены, и если начальная цена рассчитана правильно в соответствии со ст. 22 Закона N 44-ФЗ, то возможности ценового соревнования невелики, проще говоря, диапазон снижения цены объективно является небольшим. Нужно также учесть и фактор государственного регулирования цен на лекарственные средства, что также минимизирует амплитуду ценового падения (гл. 12 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"). И это тоже является самостоятельным аспектом: начальная цена, которая адекватна рыночным ценам на лекарственные средства, не дает участникам аукциона возможности делать множество "шагов", они оперируют ценовыми предложениями в относительно узком ценовом диапазоне. Таким образом, один-два шага на аукционе в противовес, допустим, десяти шагам еще не являются доказательством сговора. Множество ценовых шагов, приводящих к демпинговому снижению цены, напротив, свидетельствует о недобросовестности участников аукциона, потому что "бросовая" цена не является индикатором добросовестной конкуренции, она, напротив, демонстрирует риски неисполнения поставок лекарственных средств и нарушения прав пациентов. Демпинг - не индикатор эффективной закупки, а размер сброса стартовой цены торгов - не маркер наличия или отсутствия картельного сговора <7>.
Статья: Особенности закупки медикаментов в 2023 году
(Вадимова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 18)Кроме того, по соглашению сторон допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному количеству. При уменьшении количества стороны обязаны пропорционально уменьшить цену (см. письмо Минфина России от 19.12.2022 N 24-06-08/124250).
(Вадимова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 18)Кроме того, по соглашению сторон допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному количеству. При уменьшении количества стороны обязаны пропорционально уменьшить цену (см. письмо Минфина России от 19.12.2022 N 24-06-08/124250).
Статья: Минздрав о нарушениях в сфере закупок, выявляемых при проверках
(Суворова Т.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч. 3 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
(Суворова Т.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч. 3 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как закупить лекарственные средства по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Как закупить лекарственные средства по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Как закупить лекарственные средства по Закону N 44-ФЗ
Статья: Особенности правового регулирования осуществления закупок учреждениями здравоохранения
(Буткевич О.В., Кучер Е.С.)
("Юрист", 2024, N 9)<14> Приказ Минздрава России от 19 декабря 2019 г. N 1064н "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения" // СПС "КонсультантПлюс".
(Буткевич О.В., Кучер Е.С.)
("Юрист", 2024, N 9)<14> Приказ Минздрава России от 19 декабря 2019 г. N 1064н "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения" // СПС "КонсультантПлюс".
Последние изменения: Электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)если невозможно определить количество товара (работы, услуги), вместо НМЦК указываются начальная цена единицы товара (работы, услуги), начальная сумма цен таких единиц, МЗЦК. При этом обосновывать надо начальную цену единицы. В этом случае в проекте контракта указывается порядок определения количества поставляемого товара (работы, услуги) на основании заявок заказчика. До 1 ноября 2019 г. указанное правило не применяется при закупке лекарств (ч. 24 ст. 22, ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)если невозможно определить количество товара (работы, услуги), вместо НМЦК указываются начальная цена единицы товара (работы, услуги), начальная сумма цен таких единиц, МЗЦК. При этом обосновывать надо начальную цену единицы. В этом случае в проекте контракта указывается порядок определения количества поставляемого товара (работы, услуги) на основании заявок заказчика. До 1 ноября 2019 г. указанное правило не применяется при закупке лекарств (ч. 24 ст. 22, ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ).
Статья: Обзор нарушений в ведении медицинскими учреждениями закупочной деятельности
(Иванова А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 2)Пункт 2 Порядка N 1064н. Из положений данного пункта следует, что цена устанавливается по одному наименованию (международному непатентованному наименованию, при отсутствии такого наименования - по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок посредством:
(Иванова А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 2)Пункт 2 Порядка N 1064н. Из положений данного пункта следует, что цена устанавливается по одному наименованию (международному непатентованному наименованию, при отсутствии такого наименования - по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок посредством: