Районный коэффициент по регионам Новосибирск
Подборка наиболее важных документов по запросу Районный коэффициент по регионам Новосибирск (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N 67-КАД20-8-К8
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений трудового законодательства.
Обстоятельства: Уполномоченным органом установлено, что общество установило районный коэффициент к заработной плате работника в размере 20 процентов вместо 25 процентов, предусмотренных региональным законодательством.
Решение: Требование удовлетворено, так как региональный нормативный правовой акт, которым установлен районный коэффициент, не содержит нормы, обязывающей устанавливать коэффициент всех работодателей вне зависимости от организационно-правовой формы и источников финансирования его выплаты, а также не определяет источник финансирования расходов, связанных с установлением повышенного коэффициента.Суд апелляционной инстанции, отменяя судебный акт и признавая Предписание незаконным, применил положения статьи 316 ТК РФ, а также статьи 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и сделал вывод, что эти законоположения императивно определяют право установления районного коэффициента для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к которым Новосибирская область не относится, указал, что субъекты Российской Федерации вправе устанавливать повышенный районный коэффициент только для учреждений, финансируемых из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, к которым административный истец не относится.
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений трудового законодательства.
Обстоятельства: Уполномоченным органом установлено, что общество установило районный коэффициент к заработной плате работника в размере 20 процентов вместо 25 процентов, предусмотренных региональным законодательством.
Решение: Требование удовлетворено, так как региональный нормативный правовой акт, которым установлен районный коэффициент, не содержит нормы, обязывающей устанавливать коэффициент всех работодателей вне зависимости от организационно-правовой формы и источников финансирования его выплаты, а также не определяет источник финансирования расходов, связанных с установлением повышенного коэффициента.Суд апелляционной инстанции, отменяя судебный акт и признавая Предписание незаконным, применил положения статьи 316 ТК РФ, а также статьи 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и сделал вывод, что эти законоположения императивно определяют право установления районного коэффициента для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к которым Новосибирская область не относится, указал, что субъекты Российской Федерации вправе устанавливать повышенный районный коэффициент только для учреждений, финансируемых из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, к которым административный истец не относится.
Определение Верховного Суда РФ от 06.10.2004 N 68-Г04-3
Решение суда по делу о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению решения Малого Совета окружного Совета народных депутатов и администрации Агинского Бурятского автономного округа оставлено без изменения, поскольку решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы не указывают на ошибочность решения суда и не могут являться основанием к пересмотру дела.Отмена оспариваемого акта нарушит равенство прав работников Читинской области и работников включенного в территорию области автономного округа. Более того, из 89 субъектов России районные коэффициенты установлены в 49 из них. Причем в Республике Алтай, Республике Дагестан, Республике Калмыкия, Республике Коми, Красноярском крае, Приморском крае, Хабаровском крае, Иркутской области, Новосибирской области, Тюменской области, Читинской области, Еврейской автономной области, Усть-Ордынском Бурятском автономной округе нормативно-правовыми актами субъектов РФ установлены повышенные размеры коэффициентов в районах и местностях, не отнесенных Федеральным законодательством к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (как и Агинский Бурятский автономный округ). Поскольку Конституция России устанавливает равенство субъектов федерации, то признание какого-либо права у одного из равноправных субъектов порождает аналогичное право у каждого из субъектов.
Решение суда по делу о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению решения Малого Совета окружного Совета народных депутатов и администрации Агинского Бурятского автономного округа оставлено без изменения, поскольку решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы не указывают на ошибочность решения суда и не могут являться основанием к пересмотру дела.Отмена оспариваемого акта нарушит равенство прав работников Читинской области и работников включенного в территорию области автономного округа. Более того, из 89 субъектов России районные коэффициенты установлены в 49 из них. Причем в Республике Алтай, Республике Дагестан, Республике Калмыкия, Республике Коми, Красноярском крае, Приморском крае, Хабаровском крае, Иркутской области, Новосибирской области, Тюменской области, Читинской области, Еврейской автономной области, Усть-Ордынском Бурятском автономной округе нормативно-правовыми актами субъектов РФ установлены повышенные размеры коэффициентов в районах и местностях, не отнесенных Федеральным законодательством к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (как и Агинский Бурятский автономный округ). Поскольку Конституция России устанавливает равенство субъектов федерации, то признание какого-либо права у одного из равноправных субъектов порождает аналогичное право у каждого из субъектов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)С данными выводами не согласился суд апелляционной инстанции. Судебная коллегия указала, что ОАО "Хлебпром" не относится к категории организаций, в отношении которых ТК РФ предусматривает возможность применения повышенного районного коэффициента, установленного исполнительными органами власти субъекта Российской Федерации, указанная организация средств на выплату повышенного районного коэффициента из бюджета Новосибирской области не получает, соответственно, в бюджете области соответствующая статья на выплату указанных средств отсутствует.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)С данными выводами не согласился суд апелляционной инстанции. Судебная коллегия указала, что ОАО "Хлебпром" не относится к категории организаций, в отношении которых ТК РФ предусматривает возможность применения повышенного районного коэффициента, установленного исполнительными органами власти субъекта Российской Федерации, указанная организация средств на выплату повышенного районного коэффициента из бюджета Новосибирской области не получает, соответственно, в бюджете области соответствующая статья на выплату указанных средств отсутствует.
Вопрос: Применяется ли районный коэффициент к заработной плате работников обособленных подразделений в Новосибирске и Хабаровске и предоставляются ли им дополнительные дни отпуска, если организация расположена в Москве?
(Консультация эксперта, 2024)Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями (ч. 2 ст. 10 Закона N 4520-1).
(Консультация эксперта, 2024)Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями (ч. 2 ст. 10 Закона N 4520-1).
Нормативные акты
"СУР-2002. Сметные укрупненные расценки на топографо-геодезические работы"
(введены в действие Приказом Роскартографии от 24.12.2002 N 196-пр)За период 1992 - 1997 гг. решениями Правительства РФ были повышены районные коэффициенты для следующих территорий: Республики Тыва, Республики Карелия, Республики Хакасия, Республики Алтай, Новосибирской области, Алтайского края, отдельных районов Архангельской, Пермской и Томской областей. При этом во всех решениях Правительства РФ для производственных и непроизводственных отраслей районные коэффициенты устанавливались в одинаковых размерах.
(введены в действие Приказом Роскартографии от 24.12.2002 N 196-пр)За период 1992 - 1997 гг. решениями Правительства РФ были повышены районные коэффициенты для следующих территорий: Республики Тыва, Республики Карелия, Республики Хакасия, Республики Алтай, Новосибирской области, Алтайского края, отдельных районов Архангельской, Пермской и Томской областей. При этом во всех решениях Правительства РФ для производственных и непроизводственных отраслей районные коэффициенты устанавливались в одинаковых размерах.
Решение Новосибирского УФАС России от 24.09.2025 N 054/01/18.1-2504/2025
Обстоятельства: По мнению Заявителя, комиссия Заказчика нарушила п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона о закупках, п. 4 ч. 13 ст. 3.2 Закона о закупках, а также внутреннее Положение о закупке Заказчика, регламентирующее порядок оценки заявок.
Решение: Признать жалобу необоснованной.Новосибирской области -144 руб./час. Итого оклад на одного сотрудника с учетом заложенных ставок -30 720 руб./месяц, что является выше МРОТ по Новосибирской области (МРОТ по Новосибирской области на 2025 год - 22 440 руб. согласно Федеральный закон от 29.10.2024 N 365-03) с учетом районного коэффициента по Новосибирской области 25% (Постановление Правительства Новосибирской области от 20 ноября 1995 г. N 474 на территории региона установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25) -28 050 руб. с учетом налога на доходы физических лиц (13%).
Обстоятельства: По мнению Заявителя, комиссия Заказчика нарушила п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона о закупках, п. 4 ч. 13 ст. 3.2 Закона о закупках, а также внутреннее Положение о закупке Заказчика, регламентирующее порядок оценки заявок.
Решение: Признать жалобу необоснованной.Новосибирской области -144 руб./час. Итого оклад на одного сотрудника с учетом заложенных ставок -30 720 руб./месяц, что является выше МРОТ по Новосибирской области (МРОТ по Новосибирской области на 2025 год - 22 440 руб. согласно Федеральный закон от 29.10.2024 N 365-03) с учетом районного коэффициента по Новосибирской области 25% (Постановление Правительства Новосибирской области от 20 ноября 1995 г. N 474 на территории региона установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25) -28 050 руб. с учетом налога на доходы физических лиц (13%).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
(постатейный)
(Воробьев Н.И., Галкин В.А., Мокеев М.М., Осипова И.Н., Юдина А.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)В большей степени данная норма применяется на уровне субъектов РФ. Например, законодательство Хабаровского, Алтайского, Приморского, Пермского, Красноярского, Забайкальского, Камчатского края, Архангельской, Тюменской, Новосибирской, Свердловской, Амурской, Мурманской, Томской, Вологодской, Омской, Челябинской, Сахалинской, Кировской, Кемеровской, Оренбургской, Иркутской, Магаданской области, Удмуртской Республики, Республики Коми, Республики Башкортостан, Республики Хакасия, Республики Саха (Якутия), Республики Дагестан, Республики Бурятия, Республики Калмыкия, Республики Тыва, Республики Карелия, Республики Алтай, Чеченской Республики, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Ненецкого автономного округа, Ханты-мансийского автономного округа предусматривает учет районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при исчислении денежного содержания гражданского служащего.
(постатейный)
(Воробьев Н.И., Галкин В.А., Мокеев М.М., Осипова И.Н., Юдина А.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)В большей степени данная норма применяется на уровне субъектов РФ. Например, законодательство Хабаровского, Алтайского, Приморского, Пермского, Красноярского, Забайкальского, Камчатского края, Архангельской, Тюменской, Новосибирской, Свердловской, Амурской, Мурманской, Томской, Вологодской, Омской, Челябинской, Сахалинской, Кировской, Кемеровской, Оренбургской, Иркутской, Магаданской области, Удмуртской Республики, Республики Коми, Республики Башкортостан, Республики Хакасия, Республики Саха (Якутия), Республики Дагестан, Республики Бурятия, Республики Калмыкия, Республики Тыва, Республики Карелия, Республики Алтай, Чеченской Республики, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Ненецкого автономного округа, Ханты-мансийского автономного округа предусматривает учет районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при исчислении денежного содержания гражданского служащего.
Вопрос: Какой районный коэффициент должен применяться к заработной плате дистанционного работника, если допсоглашение о дистанционной работе было подписано в г. Ярославле (1), затем работник переехал в г. Новосибирск (1,2)? Если коэффициент 1,2 не применялся после переезда, то за какой период производить перерасчет зарплаты?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2021)Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2021)Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Вопрос: Работодатель в городе Новосибирске применяет к заработной плате районный коэффициент 1,2, что прописано в договоре. Правомерны ли его действия и что делать в таком случае?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2022)Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2022)Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Вопрос: Головная организация расположена в г. Москве, а в г. Новосибирске находится филиал организации, в который приняты работники из регионов. Сколько дней отпуска полагается работникам? Какая продолжительность рабочей недели предусмотрена для работниц данного филиала? Какие надбавки к зарплате и районный коэффициент установлены в г. Новосибирске?
(Консультация эксперта, 2011)Вопрос: Головная организация расположена в г. Москве, а в г. Новосибирске находится филиал организации, в который приняты работники из регионов. Сколько дней отпуска полагается работникам? Какая продолжительность рабочей недели предусмотрена для работниц данного филиала? Какие надбавки к зарплате и районный коэффициент установлены в г. Новосибирске?
(Консультация эксперта, 2011)Вопрос: Головная организация расположена в г. Москве, а в г. Новосибирске находится филиал организации, в который приняты работники из регионов. Сколько дней отпуска полагается работникам? Какая продолжительность рабочей недели предусмотрена для работниц данного филиала? Какие надбавки к зарплате и районный коэффициент установлены в г. Новосибирске?
Вопрос: В российской организации работают сотрудники, проживающие в следующих городах России: Хабаровске, Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе, Омске, Красноярске, Перми и Челябинске. Применяется ли в этих городах северный районный коэффициент к заработной плате и если применяется, то в каком размере? Предоставляются ли им дополнительные дни к очередному отпуску и в каком количестве?
(Консультация эксперта, 2010)Для лиц, работающих в городах, указанных в запросе, установлены следующие районные коэффициенты:
(Консультация эксперта, 2010)Для лиц, работающих в городах, указанных в запросе, установлены следующие районные коэффициенты:
Вопрос: Какой размер районного коэффициента должен применять работодатель (негосударственная коммерческая компания) в г. Новосибирске - 1,2 или 1,25?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2016, N 5)Отметим, что и до выхода указанного Решения ВС РФ судебная практика также исходила из того, что на все выплаты, входящие в систему оплаты труда, следует начислять надбавку и коэффициент. Например, суд установил, что согласно положению о системе оплаты труда и выплатах стимулирующего характера, действующему в организации, в систему оплаты труда входят в том числе премии за производственные результаты и высокие достижения в труде. Премии выплачиваются по итогам года, полугодия, месяца. Установив постоянный характер ежемесячно рассчитываемых премий, суд пришел выводу о том, что они входят в систему оплаты труда, в связи с чем на них должен начисляться районный коэффициент, устанавливаемый для выплаты заработной платы в данном регионе (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 06.08.2014 по делу N 33-7508/2014).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2016, N 5)Отметим, что и до выхода указанного Решения ВС РФ судебная практика также исходила из того, что на все выплаты, входящие в систему оплаты труда, следует начислять надбавку и коэффициент. Например, суд установил, что согласно положению о системе оплаты труда и выплатах стимулирующего характера, действующему в организации, в систему оплаты труда входят в том числе премии за производственные результаты и высокие достижения в труде. Премии выплачиваются по итогам года, полугодия, месяца. Установив постоянный характер ежемесячно рассчитываемых премий, суд пришел выводу о том, что они входят в систему оплаты труда, в связи с чем на них должен начисляться районный коэффициент, устанавливаемый для выплаты заработной платы в данном регионе (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 06.08.2014 по делу N 33-7508/2014).
Вопрос: Администрация Новосибирской области установила на всей территории области повышающий районный коэффициент к зарплате в размере 1,25. Обязательно ли начислять районный коэффициент 1,25 к окладу коммерческой организации (Москва) работнику на удаленке, проживающему в Новосибирске?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Вопрос: Работодатель зарегистрирован в г. Москве, я работаю дистанционно, место работы в Новосибирской области. К моей зарплате установлен районный коэффициент 1,2. На территории области должен быть установлен коэффициент 1,25. Работодатель отказывается устанавливать коэффициент 1,25. Правомерны ли действия работодателя?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.