Работа квалификационной коллегии судей
Подборка наиболее важных документов по запросу Работа квалификационной коллегии судей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 19 "Административные дела, подсудные районному суду" КАС РФ"Как следует из содержания административного искового заявления, Д., полагая, что поданные им заявления об ускорении рассмотрении дел, рассматриваемых в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, были неправомерно разрешены судьей по правилам гражданского судопроизводства, обратился в администрацию Президента Российской Федерации с жалобой на соответствующие действия судьи Железногорского городского суда Красноярского края. Указанная жалоба была перенаправлена в квалификационную коллегию судей Красноярского края и письмом председателя квалификационной коллегии судей Красноярского края от 2 декабря 2022 года N 972 возвращена заявителю без рассмотрения со ссылкой на пункт 3 статьи 27 Положения о порядке работы квалификационной коллегии судей Красноярского края, поскольку подана в связи с несогласием с судебными актами. Полагая, что оснований для возвращения жалобы не имелось, а изложенные в ней доводы подлежали проверке квалификационной коллегией судей Красноярского края в установленном порядке по существу, Д. обратился в Красноярский краевой суд с настоящим административным иском.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в реализации принципа несменяемости судей
(Неверов А.Я.)
("Российский судья", 2025, N 3)Порядок работы квалификационных коллегий судей детально регламентирует Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей <11>.
(Неверов А.Я.)
("Российский судья", 2025, N 3)Порядок работы квалификационных коллегий судей детально регламентирует Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей <11>.
Статья: Подача жалобы в квалификационную коллегию судей
(Поставнев М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 6)Теперь остановимся на технических моментах подготовки жалобы. Дело в том, что даже такое непроцессуальное обращение все же требует соблюдения определенных правил. Эти правила установлены в ст. 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей (утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007).
(Поставнев М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 6)Теперь остановимся на технических моментах подготовки жалобы. Дело в том, что даже такое непроцессуальное обращение все же требует соблюдения определенных правил. Эти правила установлены в ст. 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей (утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007).
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"3. Квалификационные коллегии судей осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утверждаемым Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
(ред. от 23.07.2025)
"Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"3. Квалификационные коллегии судей осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утверждаемым Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.04.2016 N 13
"О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей"19. Суду следует проверять, направлялась ли судье, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, копия представления (обращения) о наложении дисциплинарного взыскания либо заключения комиссии квалификационной коллегии судей по результатам проверки жалобы, а также соблюдено ли право судьи на ознакомление с имеющимися в квалификационной коллегии судей материалами проверки (достаточно ли было предоставлено времени для этого), право на представление возражений и замечаний и другие права, установленные статьей 21 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и статьей 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
"О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей"19. Суду следует проверять, направлялась ли судье, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, копия представления (обращения) о наложении дисциплинарного взыскания либо заключения комиссии квалификационной коллегии судей по результатам проверки жалобы, а также соблюдено ли право судьи на ознакомление с имеющимися в квалификационной коллегии судей материалами проверки (достаточно ли было предоставлено времени для этого), право на представление возражений и замечаний и другие права, установленные статьей 21 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и статьей 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
Статья: Квалификационная аттестация и дополнительное профессиональное образование как трудоправовые элементы профессиональной деятельности судьи
(Луховская Ю.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)<5> Пункт 1.1 ст. 25.1 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей (утв. Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22.03.2007) // СПС "КонсультантПлюс".
(Луховская Ю.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)<5> Пункт 1.1 ст. 25.1 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей (утв. Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22.03.2007) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Совершенствование способов фиксации хода судебного заседания в уголовном судопроизводстве в условиях развития цифровых технологий
(Набатов М.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Такое предположение косвенно подтверждается анализом практики дисциплинарной ответственности судей. К примеру, по данным опубликованной практики работы квалификационных коллегий судей, после введения обязательного аудиопротоколирования в уголовном судопроизводстве привлечение судей к дисциплинарной ответственности за нарушение закона при обязательном ведении аудиозаписи хода судебного заседания происходило неоднократно <7>. Согласно судебной практике нередки и случаи нарушений при составлении протокола судебного заседания, повлекших отмену приговора. Если протокол судебного заседания физически отсутствует в материалах уголовного дела <8> либо составлен неполно или неправильно <9>, суд вышестоящей инстанции отменяет приговор и направляет дело на повторное рассмотрение <10>.
(Набатов М.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Такое предположение косвенно подтверждается анализом практики дисциплинарной ответственности судей. К примеру, по данным опубликованной практики работы квалификационных коллегий судей, после введения обязательного аудиопротоколирования в уголовном судопроизводстве привлечение судей к дисциплинарной ответственности за нарушение закона при обязательном ведении аудиозаписи хода судебного заседания происходило неоднократно <7>. Согласно судебной практике нередки и случаи нарушений при составлении протокола судебного заседания, повлекших отмену приговора. Если протокол судебного заседания физически отсутствует в материалах уголовного дела <8> либо составлен неполно или неправильно <9>, суд вышестоящей инстанции отменяет приговор и направляет дело на повторное рассмотрение <10>.
Статья: Обжалование незаконных действий (бездействия) мирового судьи
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования к жалобе или сообщению о совершении судьей дисциплинарного проступка содержатся в ст. 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования к жалобе или сообщению о совершении судьей дисциплинарного проступка содержатся в ст. 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007.
Статья: Частные определения в адрес судей в гражданском судопроизводстве: некоторые проблемы правоприменения
(Зайков Д.Е.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)<17> См., например: Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 13 мая 2019 г. по делу N 33-1962/2019, п. 2 ст. 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22 марта 2007 г. (ред. от 21 сентября 2022 г.).
(Зайков Д.Е.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)<17> См., например: Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 13 мая 2019 г. по делу N 33-1962/2019, п. 2 ст. 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22 марта 2007 г. (ред. от 21 сентября 2022 г.).
Статья: Об истоках административного и судебного усмотрения в российской административно-юрисдикционной деятельности
(Щепалов С.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 3)Тексты присяг судьи (п. 1 ст. 8 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 <55>) и представителей народа - присяжных (ч. 1 ст. 332 УПК РФ), а ранее и народных <56> заседателей содержат ссылки на такие критерии, которыми необходимо руководствоваться при принятии решения, как совесть и беспристрастность. Органы судейского сообщества включают весомое число представителей общественности. Квалификационная коллегия при проверке непроцессуальных жалоб формирует комиссии также с обязательным участием представителей общественности (ст. 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей <57>).
(Щепалов С.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 3)Тексты присяг судьи (п. 1 ст. 8 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 <55>) и представителей народа - присяжных (ч. 1 ст. 332 УПК РФ), а ранее и народных <56> заседателей содержат ссылки на такие критерии, которыми необходимо руководствоваться при принятии решения, как совесть и беспристрастность. Органы судейского сообщества включают весомое число представителей общественности. Квалификационная коллегия при проверке непроцессуальных жалоб формирует комиссии также с обязательным участием представителей общественности (ст. 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей <57>).
"Судебное управление движением дела"
(Лазарев С.В.)
("Статут", 2022)Соблюдение процессуальных сроков является одним из ключевых статистических показателей работы судьи, судебного состава, судебной коллегии, суда и судебной системы. Так, при оценке качества исполнения судьей своих обязанностей принимается во внимание в том числе отсутствие нарушений сроков рассмотрения дел и обоснованных жалоб лиц, участвующих в деле <1>. Согласно п. 11 ст. 21 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей (утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007) претендент на должность судьи из числа судей при рассмотрении им судебных дел с нарушением процессуального срока указывает причины нарушения процессуальных сроков. В п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2007 N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" внимание судей обращается на то, что за грубое или систематическое нарушение судьей процессуального закона, повлекшее неоправданное нарушение сроков разрешения дела и существенно ущемляющее права и законные интересы участников судебного процесса, с учетом конкретных обстоятельств может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до прекращения полномочий судьи (п. 1 ст. 12.1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"). Если обратиться к данным квалификационных коллегий, то случаев наложения дисциплинарных взысканий на судей достаточно <2>. Соответственно, при выявлении фактов волокиты, грубого или систематического нарушения судьями процессуальных сроков, приводящих к ущемлению прав и законных интересов граждан при рассмотрении дел, квалификационные коллегии судей в установленном законом порядке привлекают судей к дисциплинарной ответственности, в том числе и в виде досрочного прекращения их полномочий <3>.
(Лазарев С.В.)
("Статут", 2022)Соблюдение процессуальных сроков является одним из ключевых статистических показателей работы судьи, судебного состава, судебной коллегии, суда и судебной системы. Так, при оценке качества исполнения судьей своих обязанностей принимается во внимание в том числе отсутствие нарушений сроков рассмотрения дел и обоснованных жалоб лиц, участвующих в деле <1>. Согласно п. 11 ст. 21 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей (утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007) претендент на должность судьи из числа судей при рассмотрении им судебных дел с нарушением процессуального срока указывает причины нарушения процессуальных сроков. В п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2007 N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" внимание судей обращается на то, что за грубое или систематическое нарушение судьей процессуального закона, повлекшее неоправданное нарушение сроков разрешения дела и существенно ущемляющее права и законные интересы участников судебного процесса, с учетом конкретных обстоятельств может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до прекращения полномочий судьи (п. 1 ст. 12.1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"). Если обратиться к данным квалификационных коллегий, то случаев наложения дисциплинарных взысканий на судей достаточно <2>. Соответственно, при выявлении фактов волокиты, грубого или систематического нарушения судьями процессуальных сроков, приводящих к ущемлению прав и законных интересов граждан при рассмотрении дел, квалификационные коллегии судей в установленном законом порядке привлекают судей к дисциплинарной ответственности, в том числе и в виде досрочного прекращения их полномочий <3>.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- утверждает Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей <2>;
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- утверждает Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей <2>;
Статья: Рассмотрение административного дела как стадия административного процесса
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)- производство по дисциплинарным проступкам судей - глава 5 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утв. Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22 марта 2007 г.;
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)- производство по дисциплинарным проступкам судей - глава 5 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утв. Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22 марта 2007 г.;
Статья: О пределах взаимодействия субъектов общественного контроля и органов судебной власти в Российской Федерации
(Гончаров В.В.)
("Администратор суда", 2024, N 2)Во-вторых, значительной проблемой в определении пределов взаимодействия субъектов общественного контроля и органов судебной власти выступает наличие "белых пятен" в правовом регулировании института общественного контроля в Российской Федерации на уровне законодательства. В частности, Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" в ст. 2 вывел из предмета своего ведения деятельность практически всех правоохранительных органов в Российской Федерации, включая и деятельность органов судебной власти, под предлогом того, что организация и осуществление общественного контроля в отношении них будут урегулированы отдельными федеральными законами. Однако по большинству выведенных объектов общественного контроля отдельных федеральных законов принято не было (суды также не являются исключением). В отдельных федеральных законах и федеральных конституционных законах, закрепляющих основы правового статуса и деятельности тех или иных органов судебной власти, также ничего не говорится о возможности и пределах осуществления общественного контроля в отношении их деятельности, актов и решений. Таким образом, на сегодняшний день имеется правовая база для взаимодействия органов судебной власти и субъектов общественного контроля лишь в части обращения последних в суды для защиты прав неопределенного круга физических лиц, а также прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в рамках существующего процессуального законодательства. В этой связи представляется необходимым прежде всего разработать и принять отдельный федеральный закон "О правовых основах организации и осуществления общественного контроля за органами судебной власти" (как о том говорит ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ). Однако, учитывая, что правовой статус и полномочия ряда высших судебных органов регулируются на уровне федеральных конституционных законов, представляется логичным предлагаемый нормативный правовой акт, посвященный организации и осуществлению общественного контроля в отношении судов, принять в форме федерального конституционного закона, в котором следует закрепить понятие, формы, методы, принципы и пределы осуществления общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений органов судебной власти того или иного уровня, тем более что суды в Российской Федерации не образуют (в отличие, например, от органов исполнительной власти) единую систему, а представлены несколькими системами (Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями). Принятие указанного федерального конституционного закона позволит избежать закрепления положений (отдельных глав, статей) об основах общественного контроля в различных федеральных конституционных и федеральных законах, посвященных основам правового статуса и деятельности тех или иных органов судебной власти. Определенные попытки осознания необходимости создания правового поля для организации и осуществления общественного контроля в отношении органов судебной власти уже осуществляются на федеральном уровне. В частности, ряд авторов справедливо отмечает важность в данном процессе новой Концепции информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 годы <13>, которая закрепила предложение о создании при региональных советах судей постоянно действующих комиссий по мониторингу открытости и доступности правосудия на территории указанных регионов (с возможностью организации и проведения общественной экспертизы отдельных судебных актов по конкретным делам с подготовкой по результатам данного процесса мотивированных экспертных заключений, которые можно будет использовать, с одной стороны, в работе квалификационных коллегий судей на региональном уровне, а с другой стороны, при решении в спорных ситуациях вопросов, связанных с профессиональной и этической компетентностью того или иного судьи).
(Гончаров В.В.)
("Администратор суда", 2024, N 2)Во-вторых, значительной проблемой в определении пределов взаимодействия субъектов общественного контроля и органов судебной власти выступает наличие "белых пятен" в правовом регулировании института общественного контроля в Российской Федерации на уровне законодательства. В частности, Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" в ст. 2 вывел из предмета своего ведения деятельность практически всех правоохранительных органов в Российской Федерации, включая и деятельность органов судебной власти, под предлогом того, что организация и осуществление общественного контроля в отношении них будут урегулированы отдельными федеральными законами. Однако по большинству выведенных объектов общественного контроля отдельных федеральных законов принято не было (суды также не являются исключением). В отдельных федеральных законах и федеральных конституционных законах, закрепляющих основы правового статуса и деятельности тех или иных органов судебной власти, также ничего не говорится о возможности и пределах осуществления общественного контроля в отношении их деятельности, актов и решений. Таким образом, на сегодняшний день имеется правовая база для взаимодействия органов судебной власти и субъектов общественного контроля лишь в части обращения последних в суды для защиты прав неопределенного круга физических лиц, а также прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в рамках существующего процессуального законодательства. В этой связи представляется необходимым прежде всего разработать и принять отдельный федеральный закон "О правовых основах организации и осуществления общественного контроля за органами судебной власти" (как о том говорит ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ). Однако, учитывая, что правовой статус и полномочия ряда высших судебных органов регулируются на уровне федеральных конституционных законов, представляется логичным предлагаемый нормативный правовой акт, посвященный организации и осуществлению общественного контроля в отношении судов, принять в форме федерального конституционного закона, в котором следует закрепить понятие, формы, методы, принципы и пределы осуществления общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений органов судебной власти того или иного уровня, тем более что суды в Российской Федерации не образуют (в отличие, например, от органов исполнительной власти) единую систему, а представлены несколькими системами (Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями). Принятие указанного федерального конституционного закона позволит избежать закрепления положений (отдельных глав, статей) об основах общественного контроля в различных федеральных конституционных и федеральных законах, посвященных основам правового статуса и деятельности тех или иных органов судебной власти. Определенные попытки осознания необходимости создания правового поля для организации и осуществления общественного контроля в отношении органов судебной власти уже осуществляются на федеральном уровне. В частности, ряд авторов справедливо отмечает важность в данном процессе новой Концепции информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 годы <13>, которая закрепила предложение о создании при региональных советах судей постоянно действующих комиссий по мониторингу открытости и доступности правосудия на территории указанных регионов (с возможностью организации и проведения общественной экспертизы отдельных судебных актов по конкретным делам с подготовкой по результатам данного процесса мотивированных экспертных заключений, которые можно будет использовать, с одной стороны, в работе квалификационных коллегий судей на региональном уровне, а с другой стороны, при решении в спорных ситуациях вопросов, связанных с профессиональной и этической компетентностью того или иного судьи).
Ситуация: В каком порядке назначается пенсия судье?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К заявлению о назначении ЕПС прилагаются: копия трудовой книжки, решение квалификационной коллегии судей об отставке и другие документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы в должности судьи, документы, подтверждающие факт присвоения квалификационного класса, почетного звания, ученого звания, ученой степени и т.д., если в управлении Судебного департамента или суде не имеется таких документов.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К заявлению о назначении ЕПС прилагаются: копия трудовой книжки, решение квалификационной коллегии судей об отставке и другие документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы в должности судьи, документы, подтверждающие факт присвоения квалификационного класса, почетного звания, ученого звания, ученой степени и т.д., если в управлении Судебного департамента или суде не имеется таких документов.