Рабочее время научных работников
Подборка наиболее важных документов по запросу Рабочее время научных работников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Баланс права работодателя осуществлять контроль рабочего времени дистанционного работника и права дистанционного работника на неприкосновенность частной жизни
(Воробьева Р.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Учитывая вышесказанное, возникает вопрос: можно ли утверждать, что использование систем отслеживания рабочего времени потенциально способно нарушить право на неприкосновенность частной жизни дистанционных работников, не только обеспечивая работодателю фиксацию соблюдения работником режима рабочего времени, но и предоставляя работодателю полный отчет о деятельности работника в рабочее время? В научной литературе встречается положительный ответ на этот вопрос <4>.
(Воробьева Р.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Учитывая вышесказанное, возникает вопрос: можно ли утверждать, что использование систем отслеживания рабочего времени потенциально способно нарушить право на неприкосновенность частной жизни дистанционных работников, не только обеспечивая работодателю фиксацию соблюдения работником режима рабочего времени, но и предоставляя работодателю полный отчет о деятельности работника в рабочее время? В научной литературе встречается положительный ответ на этот вопрос <4>.
Статья: Оптимизация правового статуса научно-педагогических работников в контексте обеспечения технологического суверенитета государства
(Куренев Д.С., Дитковская К.Д.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Вместе с тем на основании ч. 6 ст. 47 Закона N 273-ФЗ в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается научная и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. При этом конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом вуза с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
(Куренев Д.С., Дитковская К.Д.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Вместе с тем на основании ч. 6 ст. 47 Закона N 273-ФЗ в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается научная и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. При этом конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом вуза с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)г) время, необходимое для выполнения входящих в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности иных предусмотренных квалификационными характеристиками должностных обязанностей, в том числе воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой и исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)г) время, необходимое для выполнения входящих в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности иных предусмотренных квалификационными характеристиками должностных обязанностей, в том числе воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой и исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися;
Статья: Самоэффективность в нотариальной практике
(Казберов П.Н.)
("Нотариус", 2023, N 4)Нотариальная деятельность требует от нотариуса и персонала нотариальной конторы серьезных профессиональных и личностных ресурсов, необходимых для эффективного выполнения профессиональных обязанностей и преодоления негативных профессиональных ситуаций. Статья посвящена развитию самоэффективности работников нотариата как умения достигать целей, оптимально используя рабочее время, личностные ресурсы и инновационность. Предлагаемый перечень современных научных разработок в области тайминга, самоуправления и саморазвития позволит определить инновации для повышения самоэффективности работников нотариата.
(Казберов П.Н.)
("Нотариус", 2023, N 4)Нотариальная деятельность требует от нотариуса и персонала нотариальной конторы серьезных профессиональных и личностных ресурсов, необходимых для эффективного выполнения профессиональных обязанностей и преодоления негативных профессиональных ситуаций. Статья посвящена развитию самоэффективности работников нотариата как умения достигать целей, оптимально используя рабочее время, личностные ресурсы и инновационность. Предлагаемый перечень современных научных разработок в области тайминга, самоуправления и саморазвития позволит определить инновации для повышения самоэффективности работников нотариата.
Готовое решение: Какие есть особенности рабочего времени педагогических работников
(КонсультантПлюс, 2025)время, необходимое для выполнения в рабочее время иных должностных обязанностей (в том числе воспитательной, научной, творческой работы, индивидуальной работы с обучающимися и пр.). Такие обязанности предусматриваются квалификационными характеристиками в зависимости от занимаемой работником должности;
(КонсультантПлюс, 2025)время, необходимое для выполнения в рабочее время иных должностных обязанностей (в том числе воспитательной, научной, творческой работы, индивидуальной работы с обучающимися и пр.). Такие обязанности предусматриваются квалификационными характеристиками в зависимости от занимаемой работником должности;
Статья: Правовое регулирование рабочего времени медицинских работников: анализ судебной практики
(Щербакова О.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 5)Все вышесказанное обусловливает важность подробной регламентации вопросов содержания, учета и продолжительности рабочего времени для недопущения врачебных ошибок, связанных с переутомлением медицинских работников. Вместе с тем судебная практика явно демонстрирует проблему: некоторые вопросы правового регулирования продолжительности рабочего времени медицинских работников остаются недостаточно ясными как для работников, так и для работодателей. В практической плоскости разработано немалое количество научно-практических работ, посвященных способам защиты прав медицинских работников <3>, правовому обеспечению профессиональной медицинской деятельности <4>, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
(Щербакова О.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 5)Все вышесказанное обусловливает важность подробной регламентации вопросов содержания, учета и продолжительности рабочего времени для недопущения врачебных ошибок, связанных с переутомлением медицинских работников. Вместе с тем судебная практика явно демонстрирует проблему: некоторые вопросы правового регулирования продолжительности рабочего времени медицинских работников остаются недостаточно ясными как для работников, так и для работодателей. В практической плоскости разработано немалое количество научно-практических работ, посвященных способам защиты прав медицинских работников <3>, правовому обеспечению профессиональной медицинской деятельности <4>, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Готовое решение: Как предоставить ежегодный основной оплачиваемый отпуск работнику (оформить уход в отпуск)
(КонсультантПлюс, 2025)докторам наук - 48 рабочих дней (Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 949). Такие отпуска вправе предоставлять научные учреждения (организации), финансируемые из федерального бюджета. Их научные работники должны занимать штатные должности, ученые степени по которым предусмотрены тарифно-квалификационными требованиями;
(КонсультантПлюс, 2025)докторам наук - 48 рабочих дней (Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 949). Такие отпуска вправе предоставлять научные учреждения (организации), финансируемые из федерального бюджета. Их научные работники должны занимать штатные должности, ученые степени по которым предусмотрены тарифно-квалификационными требованиями;
Статья: Особенности правового регулирования рабочего времени медицинских работников
(Чайка Л.Н.)
("Право и экономика", 2023, N 4)ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
(Чайка Л.Н.)
("Право и экономика", 2023, N 4)ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
Вопрос: В организации научный работник избран по конкурсу на должность на 0,5 ставки, место работы - основное. Можно ли его перевести на полную ставку без проведения конкурсных процедур?
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: При изменении условия о режиме рабочего времени (если оно включено в трудовой договор) по общему правилу оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору. Проведение конкурсных процедур в данном случае не требуется.
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: При изменении условия о режиме рабочего времени (если оно включено в трудовой договор) по общему правилу оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору. Проведение конкурсных процедур в данном случае не требуется.
Статья: Необходимость оптимизации содержания трудовых договоров с медицинскими работниками
(Минкина Н.И.)
("Медицинское право", 2023, N 2)Сказанное по своей неисчерпывающей совокупности вопросов свидетельствует об особенностях содержания трудовых договоров с медицинскими работниками и иными категориями лиц, осуществляющими трудовую деятельность в медицинских организациях (к примеру, водители, администраторы и т.п.). Однако, с одной стороны, в настоящее время по-прежнему обозначенная специфика фрагментарно регулируется рядом разбросанных законодательных актов, таких, например, как: ТК РФ (преимущественно одной его специальной нормой, предусмотренной ст. 350), Гражданский кодекс Российской Федерации <8>, Федеральные законы от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в РФ" <9> (в ред. от 14.07.2022) и от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <10> (в ред. от 02.07.2021), Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" <11> и мн. др. И нужно заметить, что проблема отсутствия необходимой кодификации правового регулирования труда медицинских работников в научной литературе справедливо обсуждается уже продолжительное время <12> и уже нуждается в реальном разрешении. А с другой стороны, наблюдается выработанная жизнью специфика системного применения норм трудового и медицинского права, причем с разным расставлением акцентов на тех или иных актуальных вопросах, которые не всегда находят свое отражение непосредственно в трудовых договорах с работниками рассматриваемой сферы.
(Минкина Н.И.)
("Медицинское право", 2023, N 2)Сказанное по своей неисчерпывающей совокупности вопросов свидетельствует об особенностях содержания трудовых договоров с медицинскими работниками и иными категориями лиц, осуществляющими трудовую деятельность в медицинских организациях (к примеру, водители, администраторы и т.п.). Однако, с одной стороны, в настоящее время по-прежнему обозначенная специфика фрагментарно регулируется рядом разбросанных законодательных актов, таких, например, как: ТК РФ (преимущественно одной его специальной нормой, предусмотренной ст. 350), Гражданский кодекс Российской Федерации <8>, Федеральные законы от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в РФ" <9> (в ред. от 14.07.2022) и от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <10> (в ред. от 02.07.2021), Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" <11> и мн. др. И нужно заметить, что проблема отсутствия необходимой кодификации правового регулирования труда медицинских работников в научной литературе справедливо обсуждается уже продолжительное время <12> и уже нуждается в реальном разрешении. А с другой стороны, наблюдается выработанная жизнью специфика системного применения норм трудового и медицинского права, причем с разным расставлением акцентов на тех или иных актуальных вопросах, которые не всегда находят свое отражение непосредственно в трудовых договорах с работниками рассматриваемой сферы.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В научной литературе отмечается также, что ТК РФ не уточняет, в какой организации работник может работать на условиях неполного рабочего времени <1>. Предполагается, что работа может осуществляться как по основному месту работы (у своего работодателя), так и по совместительству (у другого работодателя). В обоих случаях основным условием назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком является уменьшение продолжительности рабочего времени (и, соответственно, выплата заработной платы в неполном размере). Очевидно, что сложившаяся практика не в полной мере согласуется с идеей, заложенной в ст. 256 ТК РФ, и, следовательно, не соответствует его нормам.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В научной литературе отмечается также, что ТК РФ не уточняет, в какой организации работник может работать на условиях неполного рабочего времени <1>. Предполагается, что работа может осуществляться как по основному месту работы (у своего работодателя), так и по совместительству (у другого работодателя). В обоих случаях основным условием назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком является уменьшение продолжительности рабочего времени (и, соответственно, выплата заработной платы в неполном размере). Очевидно, что сложившаяся практика не в полной мере согласуется с идеей, заложенной в ст. 256 ТК РФ, и, следовательно, не соответствует его нормам.
Статья: Хотели как лучше, а получились новые правила дистанционной работы
(Белицкая И.Я., Коршунова Т.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, NN 3, 4)Более того, есть работы, которые и до пандемии не выполнялись в офисе или носили смешанный характер (то есть работник выполнял свою трудовую функцию как на рабочем месте, которое организовано для него работодателем, так и вне его). Это преподаватели вузов, в рабочее время которых входит научная, исследовательская и творческая работа, которая не всегда выполняется на рабочем месте, но включается в рабочее время, это работники, которых работодатель обеспечил необходимым оборудованием, что позволило им один-два раза в неделю не приходить в офис, но работать из дома. К таким работникам могут быть отнесены коммерческие (региональные) и медицинские представители, работники организаций, осуществляющих деятельность в различных регионах, где нет филиалов и представительств, но есть необходимость в продвижении продукции.
(Белицкая И.Я., Коршунова Т.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, NN 3, 4)Более того, есть работы, которые и до пандемии не выполнялись в офисе или носили смешанный характер (то есть работник выполнял свою трудовую функцию как на рабочем месте, которое организовано для него работодателем, так и вне его). Это преподаватели вузов, в рабочее время которых входит научная, исследовательская и творческая работа, которая не всегда выполняется на рабочем месте, но включается в рабочее время, это работники, которых работодатель обеспечил необходимым оборудованием, что позволило им один-два раза в неделю не приходить в офис, но работать из дома. К таким работникам могут быть отнесены коммерческие (региональные) и медицинские представители, работники организаций, осуществляющих деятельность в различных регионах, где нет филиалов и представительств, но есть необходимость в продвижении продукции.