Публичные слушания по проекту местного бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичные слушания по проекту местного бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Публичные слушания по проекту бюджета
(КонсультантПлюс, 2025)З. ...в своем административном иске просил признать недействующим Решение... в части принятия во втором чтении проекта решения Совета депутатов городского поселения... "О бюджете городского поселения..."... Полагает, что постановление администрации... о проведении публичных слушаний по проекту решения о бюджете муниципального образования... является нормативным правовым актом, который не вступил в силу ввиду того, что не был опубликован в официальном печатном издании, а следовательно, не влечет каких-либо правовых последствий и не может регулировать соответствующие правоотношения, в связи с чем публичные слушания по проекту решения о бюджете муниципального образования следует считать несостоявшимися.
(КонсультантПлюс, 2025)З. ...в своем административном иске просил признать недействующим Решение... в части принятия во втором чтении проекта решения Совета депутатов городского поселения... "О бюджете городского поселения..."... Полагает, что постановление администрации... о проведении публичных слушаний по проекту решения о бюджете муниципального образования... является нормативным правовым актом, который не вступил в силу ввиду того, что не был опубликован в официальном печатном издании, а следовательно, не влечет каких-либо правовых последствий и не может регулировать соответствующие правоотношения, в связи с чем публичные слушания по проекту решения о бюджете муниципального образования следует считать несостоявшимися.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль публичных слушаний в бюджетном процессе
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)<13> Иванова О.Б., Денисенко С.Н. Публичные слушания проекта местного бюджета как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления // Финансовые исследования. 2017. N 1 (54). С. 96 - 104.
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)<13> Иванова О.Б., Денисенко С.Н. Публичные слушания проекта местного бюджета как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления // Финансовые исследования. 2017. N 1 (54). С. 96 - 104.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Представители органов законодательной власти видят необходимость в дальнейшем развитии процедуры публичных слушаний. В бюджетном законодательстве есть много статей, в которых данная норма закреплена относительно к проекту бюджета и отчету об исполнении закона о бюджете. В частности, в ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 121-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <8> закрепляется требование о проведении публичных слушаний проекта местного бюджета или отчета по его исполнению. Согласно ч. 8 ст. 58 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах публичной власти в субъектах Российской Федерации" <9> по проекту бюджета субъекта Российской Федерации и годовому отчету об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации проводятся публичные слушания или общественные обсуждения.
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Представители органов законодательной власти видят необходимость в дальнейшем развитии процедуры публичных слушаний. В бюджетном законодательстве есть много статей, в которых данная норма закреплена относительно к проекту бюджета и отчету об исполнении закона о бюджете. В частности, в ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 121-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <8> закрепляется требование о проведении публичных слушаний проекта местного бюджета или отчета по его исполнению. Согласно ч. 8 ст. 58 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах публичной власти в субъектах Российской Федерации" <9> по проекту бюджета субъекта Российской Федерации и годовому отчету об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации проводятся публичные слушания или общественные обсуждения.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Взаимодействие между гражданами и государственными структурами в бюджетном процессе представляет собой непрерывный процесс. Оно охватывает как участие в принятии ключевых решений о распределении и использовании бюджетных средств, так и последующий контроль за их использованием. Несмотря на то что граждане не имеют официального права принимать решения, у них есть возможность влиять на поведение соответствующих должностных лиц, обладающих необходимыми полномочиями. Р.М. Усманова отмечает: "Наиболее ярко уровень муниципально-правовых отношений проявляется в назначении и проведении публичных слушаний по проекту местного бюджета и отчета о его исполнении" <9>.
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Взаимодействие между гражданами и государственными структурами в бюджетном процессе представляет собой непрерывный процесс. Оно охватывает как участие в принятии ключевых решений о распределении и использовании бюджетных средств, так и последующий контроль за их использованием. Несмотря на то что граждане не имеют официального права принимать решения, у них есть возможность влиять на поведение соответствующих должностных лиц, обладающих необходимыми полномочиями. Р.М. Усманова отмечает: "Наиболее ярко уровень муниципально-правовых отношений проявляется в назначении и проведении публичных слушаний по проекту местного бюджета и отчета о его исполнении" <9>.
Статья: Влияние форм прямой демократии в бюджетном процессе на состояние финансовой культуры в обществе
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Проявление прямой, или партиципаторной, демократии в большей степени характерно для бюджетного процесса на уровне местного самоуправления. В исследовании Н.В. Васильевой и Ю.В. Пятковской по вопросу форм непосредственной демократии в местном бюджетном процессе авторами делается вывод, что "именно на уровне муниципального бюджетного процесса в Российской Федерации существуют минимальные гарантии участия общественности в бюджетных отношениях. Обеспечивается оно посредством обязательности публичных слушаний по проектам местного бюджета и отчета о его исполнении" <11>.
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Проявление прямой, или партиципаторной, демократии в большей степени характерно для бюджетного процесса на уровне местного самоуправления. В исследовании Н.В. Васильевой и Ю.В. Пятковской по вопросу форм непосредственной демократии в местном бюджетном процессе авторами делается вывод, что "именно на уровне муниципального бюджетного процесса в Российской Федерации существуют минимальные гарантии участия общественности в бюджетных отношениях. Обеспечивается оно посредством обязательности публичных слушаний по проектам местного бюджета и отчета о его исполнении" <11>.
Статья: Правовые проблемы охраны атмосферного воздуха городских и сельских поселений
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)<18> См.: Решение Собрания депутатов Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 25 ноября 2020 г. N 17 "О принятии проекта решения "О бюджете Нартинского сельского муниципального образования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и назначении публичных слушаний по проекту бюджета муниципального образования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов". URL: http://xn7sbabu2cbzs.xn--p1ai/documents/496.html (дата обращения: 03.03.2022).
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)<18> См.: Решение Собрания депутатов Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 25 ноября 2020 г. N 17 "О принятии проекта решения "О бюджете Нартинского сельского муниципального образования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и назначении публичных слушаний по проекту бюджета муниципального образования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов". URL: http://xn7sbabu2cbzs.xn--p1ai/documents/496.html (дата обращения: 03.03.2022).
Статья: Формы участия граждан в бюджетном процессе
(Киселева Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Обязательность организации публичных слушаний проектов местных бюджетов и отчетов об их исполнении предусмотрена Законом N 131-ФЗ (ст. 28). Соответствующий институт публичных слушаний закреплен и в Законе Новосибирской области от 21 мая 2003 г. N 110-ОЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области" <11>. Для участия в публичных слушаниях необходимо направить заявку на участие, а также свои предложения и замечания к проекту бюджета.
(Киселева Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Обязательность организации публичных слушаний проектов местных бюджетов и отчетов об их исполнении предусмотрена Законом N 131-ФЗ (ст. 28). Соответствующий институт публичных слушаний закреплен и в Законе Новосибирской области от 21 мая 2003 г. N 110-ОЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области" <11>. Для участия в публичных слушаниях необходимо направить заявку на участие, а также свои предложения и замечания к проекту бюджета.
Статья: Особенности участия граждан в формировании муниципального заказа
(Петелин А.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Вместе с тем мнение местных жителей в рамках общественных обсуждений и публичных слушаний не является обязательным для органов местного самоуправления. Фактически общественные обсуждения и публичные слушания имеют консультативный характер <7>, следовательно, решения, принятые на публичных слушаниях или общественных обсуждениях, не являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления. В этой связи автор считает, что необходимо установить обязанность для органов местного самоуправления учитывать мнение граждан в случае публичных слушаний проекта местного бюджета и общественных обсуждений муниципальных закупок. Кроме того, необходимо предусмотреть обязанность местной администрации по разъяснению отклонения предложений граждан в случае, если данные предложения невозможно реализовать.
(Петелин А.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Вместе с тем мнение местных жителей в рамках общественных обсуждений и публичных слушаний не является обязательным для органов местного самоуправления. Фактически общественные обсуждения и публичные слушания имеют консультативный характер <7>, следовательно, решения, принятые на публичных слушаниях или общественных обсуждениях, не являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления. В этой связи автор считает, что необходимо установить обязанность для органов местного самоуправления учитывать мнение граждан в случае публичных слушаний проекта местного бюджета и общественных обсуждений муниципальных закупок. Кроме того, необходимо предусмотреть обязанность местной администрации по разъяснению отклонения предложений граждан в случае, если данные предложения невозможно реализовать.