Публичные слушания
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичные слушания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Общественные обсуждения и публичные слушания как формы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Порядок проведения общественных (публичных) слушаний
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Порядок проведения общественных (публичных) слушаний
Статья: Роль публичных слушаний в бюджетном процессе
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)"Финансовое право", 2023, N 9
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)"Финансовое право", 2023, N 9
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(ред. от 31.07.2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 47. Публичные слушания, общественные обсуждения
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 47. Публичные слушания, общественные обсуждения
Ситуация: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению путем проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Расходы на их проведение несет правообладатель земельного участка, для которого испрашивается изменение вида разрешенного использования.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению путем проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Расходы на их проведение несет правообладатель земельного участка, для которого испрашивается изменение вида разрешенного использования.
Статья: Местные традиции в историко-правовом и организационно-кадровом контексте самоуправления в России
(Чуб Н.В.)
("Местное право", 2025, N 4)Еще одно замечание уточняющего характера из содержательно-технической плоскости данного акта. По заголовку статьи 47 "Публичные слушания, общественные обсуждения" представляется, что это две самостоятельные формы участия населения, и процедуры их отличаются, по-видимому, форматом или способами учета коллективного мнения, но текст статьи посвящен лишь порядку организации и проведения публичных слушаний. Усложняет понимание целевого применения данных форм их перечисление друг за другом в частях 11, 12, 13 указанной статьи, когда речь идет о результатах. По смыслу данной нормы складывается понимание, что общественные обсуждения - это формат публичных слушаний, их продолжение. Хотя это не так, поскольку дефиниция и общий порядок общественных обсуждений содержатся в специальном Законе 2014 г. "Об основах общественного контроля" ФЗ N 212 (ст. 24) [11], отсылку на который и предлагаем сделать законодателю, добавив предложение: "Общественные обсуждения проходят в порядке, установленном федеральным законом" или "Общественные обсуждения проходят в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", причем в любую часть статьи 47, например в часть 8. То есть желательно упорядочить процесс реализации этих форм участия населения, ставших традиционными для российской системы местного самоуправления, отражающей решение ее важнейших, значимых задач.
(Чуб Н.В.)
("Местное право", 2025, N 4)Еще одно замечание уточняющего характера из содержательно-технической плоскости данного акта. По заголовку статьи 47 "Публичные слушания, общественные обсуждения" представляется, что это две самостоятельные формы участия населения, и процедуры их отличаются, по-видимому, форматом или способами учета коллективного мнения, но текст статьи посвящен лишь порядку организации и проведения публичных слушаний. Усложняет понимание целевого применения данных форм их перечисление друг за другом в частях 11, 12, 13 указанной статьи, когда речь идет о результатах. По смыслу данной нормы складывается понимание, что общественные обсуждения - это формат публичных слушаний, их продолжение. Хотя это не так, поскольку дефиниция и общий порядок общественных обсуждений содержатся в специальном Законе 2014 г. "Об основах общественного контроля" ФЗ N 212 (ст. 24) [11], отсылку на который и предлагаем сделать законодателю, добавив предложение: "Общественные обсуждения проходят в порядке, установленном федеральным законом" или "Общественные обсуждения проходят в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", причем в любую часть статьи 47, например в часть 8. То есть желательно упорядочить процесс реализации этих форм участия населения, ставших традиционными для российской системы местного самоуправления, отражающей решение ее важнейших, значимых задач.
Статья: Правовая природа красных линий: онтолого-гносеологический аспект
(Львова С.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Гносеология красных линий неразрывно связана с процедурами их фиксации. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 41, ч. 13.1 ст. 45 ГрК РФ утверждение красных линий и внесение в них изменений требуют проведения публичных слушаний, что актуализирует роль социума как субъекта познания.
(Львова С.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Гносеология красных линий неразрывно связана с процедурами их фиксации. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 41, ч. 13.1 ст. 45 ГрК РФ утверждение красных линий и внесение в них изменений требуют проведения публичных слушаний, что актуализирует роль социума как субъекта познания.
Готовое решение: Как внести изменения в правила землепользования и застройки
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как проводятся общественные обсуждения или публичные слушания проекта изменений в ПЗЗ
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как проводятся общественные обсуждения или публичные слушания проекта изменений в ПЗЗ
Статья: Освоение земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- проведение публичных слушаний по проекту планировки территории в границах земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Планируемые сроки проведения публичных слушаний - от 1,5 до 2 месяцев с даты представления на рассмотрение и утверждение проектов планировки территории;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- проведение публичных слушаний по проекту планировки территории в границах земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Планируемые сроки проведения публичных слушаний - от 1,5 до 2 месяцев с даты представления на рассмотрение и утверждение проектов планировки территории;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.3.6. Публичные слушания и общественные обсуждения
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.3.6. Публичные слушания и общественные обсуждения
Статья: Порядок внесения изменений в проект межевания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае внесения изменений в проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается органами местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа, путем утверждения их отдельных частей общественные обсуждения или публичные слушания проводятся применительно к таким утверждаемым частям (ч. 5.2 ст. 46 ГрК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае внесения изменений в проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается органами местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа, путем утверждения их отдельных частей общественные обсуждения или публичные слушания проводятся применительно к таким утверждаемым частям (ч. 5.2 ст. 46 ГрК РФ).
Готовое решение: Для чего нужен проект межевания территории и в каком порядке проводится его подготовка
(КонсультантПлюс, 2025)В течение 15 рабочих дней со дня поступления документации до утверждения проекта орган местного самоуправления поселения (муниципального округа, городского округа) проверяет ее на соответствие требованиям ч. 10 ст. 45 ГрК РФ. По итогам проверки он обеспечивает рассмотрение документации на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняет ее и направляет на доработку (ч. 4 ст. 46 ГрК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В течение 15 рабочих дней со дня поступления документации до утверждения проекта орган местного самоуправления поселения (муниципального округа, городского округа) проверяет ее на соответствие требованиям ч. 10 ст. 45 ГрК РФ. По итогам проверки он обеспечивает рассмотрение документации на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняет ее и направляет на доработку (ч. 4 ст. 46 ГрК РФ).
Статья: Институт укрепления доверия к органам власти
(Хочешева О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 4)Особое внимание следует уделить эмпатии и вниманию к нуждам граждан. Государство должно быть не просто машиной по принятию решений, а партнером, который понимает проблемы людей и стремится их решить. Это предполагает активное взаимодействие с населением. Речь идет не только о проведении общественных слушаний, опросов и консультаций, а больше даже о личном приеме. Часто до высшего руководства не доходит информация от нижестоящих органов либо доходит в искаженном виде, что снижает качество рассмотрения вопроса. Именно поэтому руководству стоит больше уделять внимания личному приему граждан. Сегодня приходится наблюдать расхождения информации об основных целях и задачах страны, что исходят от президента, с фактическим исполнением поставленных задач на местах. Причины разные. Обычно это связано с личной заинтересованностью государственных служащих, которые не понимают своей роли в аппарате органов власти. Расхождения целей президента с действиями государственных служащих основательно подрывают доверие к органам власти, что приводит к глубокому разочарованию и состоянию безысходности.
(Хочешева О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 4)Особое внимание следует уделить эмпатии и вниманию к нуждам граждан. Государство должно быть не просто машиной по принятию решений, а партнером, который понимает проблемы людей и стремится их решить. Это предполагает активное взаимодействие с населением. Речь идет не только о проведении общественных слушаний, опросов и консультаций, а больше даже о личном приеме. Часто до высшего руководства не доходит информация от нижестоящих органов либо доходит в искаженном виде, что снижает качество рассмотрения вопроса. Именно поэтому руководству стоит больше уделять внимания личному приему граждан. Сегодня приходится наблюдать расхождения информации об основных целях и задачах страны, что исходят от президента, с фактическим исполнением поставленных задач на местах. Причины разные. Обычно это связано с личной заинтересованностью государственных служащих, которые не понимают своей роли в аппарате органов власти. Расхождения целей президента с действиями государственных служащих основательно подрывают доверие к органам власти, что приводит к глубокому разочарованию и состоянию безысходности.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства