Прямой договор собственников с РСО
Подборка наиболее важных документов по запросу Прямой договор собственников с РСО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание органа жилнадзора (ГЖИ)
(КонсультантПлюс, 2024)Доказательств заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг для МКД, указанных в оспариваемом предписании, с управляющей компанией, а также доказательств того, что при проведении проверки инспекция запрашивала у общества сведения о заключении прямых договоров собственников МКД с ресурсоснабжающими организациями, материалы дела не содержат.
(КонсультантПлюс, 2024)Доказательств заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг для МКД, указанных в оспариваемом предписании, с управляющей компанией, а также доказательств того, что при проведении проверки инспекция запрашивала у общества сведения о заключении прямых договоров собственников МКД с ресурсоснабжающими организациями, материалы дела не содержат.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 157.2 "Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами" ЖК РФ"В рассматриваемом деле судами установлено, что смена управляющей организации не производилась; договоры теплоснабжения, заключенные ресурсоснабжающей организацией со всеми собственниками отсутствуют, а имеют место "прямые расчеты"; решений о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией собственниками помещений также не принималось. Обратного ответчиком при рассмотрении настоящего дела не доказано (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы защиты прав собственников многоквартирных домов, оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами (финансово-правовой аспект)
(Миронов В.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Таким образом, можно констатировать, что судами отрицается возможность перехода на прямые договоры с собственниками в части подачи тепловой энергии для производства горячей воды, а также отопления при отсутствии нецентрализованной системы отопления и/или горячего водоснабжения в МКД. Соответственно, даже если УК длительное время не погашает долги перед РСО, отказаться от договора и перейти на прямые договоры с собственниками МКД РСО не вправе и должна искать иные рычаги воздействия на неплательщиков.
(Миронов В.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Таким образом, можно констатировать, что судами отрицается возможность перехода на прямые договоры с собственниками в части подачи тепловой энергии для производства горячей воды, а также отопления при отсутствии нецентрализованной системы отопления и/или горячего водоснабжения в МКД. Соответственно, даже если УК длительное время не погашает долги перед РСО, отказаться от договора и перейти на прямые договоры с собственниками МКД РСО не вправе и должна искать иные рычаги воздействия на неплательщиков.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Действующее жилищное законодательство (пункт 4.4 части 2 статьи 44, пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ) предусматривает возможность перехода собственников и пользователей помещений в МКД на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями только в отношении строго определенного перечня коммунальных услуг (коммунальных ресурсов). Поскольку поставляемая компанией в спорный МКД "тепловая энергия на подогрев воды" не относится к коммунальным услугам, а входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД оборудование не использовалось компанией для самостоятельного приготовления горячей воды (пункт 4 Правил N 354), вывод судов о том, что жилищное законодательство не устанавливает ограничений для перехода на прямые договоры собственников помещений с ресурсоснабжающими организациями в отношении МКД, не оборудованных централизованной системой ГВС, является ошибочным. Иной подход означал бы возложение на ресурсоснабжающую организацию в отсутствие какого-либо правового основания (договоров аренды, оказания услуг и т.п.) бремени содержания и ремонта внутридомового оборудования, с помощью которого приготовляется горячая вода, а также обязанностей по приобретению необходимой для оказания услуги по ГВС холодной воды и по контролю качества коммунальной услуги и его соответствия жилищному законодательству.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Действующее жилищное законодательство (пункт 4.4 части 2 статьи 44, пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ) предусматривает возможность перехода собственников и пользователей помещений в МКД на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями только в отношении строго определенного перечня коммунальных услуг (коммунальных ресурсов). Поскольку поставляемая компанией в спорный МКД "тепловая энергия на подогрев воды" не относится к коммунальным услугам, а входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД оборудование не использовалось компанией для самостоятельного приготовления горячей воды (пункт 4 Правил N 354), вывод судов о том, что жилищное законодательство не устанавливает ограничений для перехода на прямые договоры собственников помещений с ресурсоснабжающими организациями в отношении МКД, не оборудованных централизованной системой ГВС, является ошибочным. Иной подход означал бы возложение на ресурсоснабжающую организацию в отсутствие какого-либо правового основания (договоров аренды, оказания услуг и т.п.) бремени содержания и ремонта внутридомового оборудования, с помощью которого приготовляется горячая вода, а также обязанностей по приобретению необходимой для оказания услуги по ГВС холодной воды и по контролю качества коммунальной услуги и его соответствия жилищному законодательству.
Решение Ленинградского областного суда от 21.09.2021 по делу N 3а-339/2021
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "а" пункта 2.2 Порядка предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и(или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 14.04.2014 N 121 (ред. от 28.12.2020)>В части 1 статьи 157.2 названного Кодекса определены случаи заключения ресурсоснабжающей организацией, прямых договоров на предоставление коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "а" пункта 2.2 Порядка предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и(или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 14.04.2014 N 121 (ред. от 28.12.2020)>В части 1 статьи 157.2 названного Кодекса определены случаи заключения ресурсоснабжающей организацией, прямых договоров на предоставление коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме.