Прямое действие конституции
Подборка наиболее важных документов по запросу Прямое действие конституции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 132 Конституции РФ"Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию демократическим правовым государством, относит к его основным характеристикам признание и гарантирование местного самоуправления как одной из основ конституционного строя (статья 1; статья 3, часть 2; статьи 12, 130 и 131). Самостоятельность местного самоуправления в Российской Федерации как его основная сущностная черта проявляется в том числе в определенной степени правовой автономии, самостоятельном решении органами местного самоуправления вопросов местного значения (статья 12; статья 132, часть 1, Конституции Российской Федерации). Тем самым Конституция Российской Федерации предполагает достаточно широкую самостоятельность местного самоуправления по реализации возложенных на него публичных функций и задач, связанных прежде всего с обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования, и вместе с тем исходит из того, что эта самостоятельность определяет степень ответственности местного самоуправления, призванного осуществлять свои полномочия на основе верховенства права и прямого действия Конституции Российской Федерации, признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения общих интересов местного сообщества в целом. Соответственно, Конституция Российской Федерации исходит из того, что самостоятельность местного самоуправления не является абсолютной, а должна определяться пределами, устанавливаемыми действующим законодательством (постановления от 5 июля 2017 года N 18-П, от 13 февраля 2020 года N 8-П, от 23 ноября 2021 года N 50-П и др.; определения от 16 июля 2013 года N 1241-О, от 16 января 2018 года N 12-О, от 29 сентября 2022 года N 2556-О и др.)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип прямого действия Конституции РФ при рассмотрении уголовных дел
(Казначейский В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1
(Казначейский В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1
Статья: Прямое действие Конституции Российской Федерации при рассмотрении дел о превышении должностных полномочий
(Казначейский В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1
(Казначейский В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.
Статья: Качественная конституция - работающий конституционализм: взаимопонимание и взаимовлияние. Опыт Казахстана
(Имашев Б.М., Малиновский В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)С другой стороны, к сожалению, в последние годы наблюдались рецидивы столь знакомой болезни, доставшейся нам в наследство из недавнего прошлого - отдельные расхождения между ценностными установлениями Основного Закона и реальной жизнью. В частности, имело место властвование определенных олигархических групп в экономике и политике. На выправление ситуации, восстановление верховенства и прямого действия Конституции в 2020 - 2022 гг. были направлены конкретные действия верховной власти, завершившиеся одобрением народом на республиканском референдуме 5 июня 2022 г. конституционной реформы.
(Имашев Б.М., Малиновский В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)С другой стороны, к сожалению, в последние годы наблюдались рецидивы столь знакомой болезни, доставшейся нам в наследство из недавнего прошлого - отдельные расхождения между ценностными установлениями Основного Закона и реальной жизнью. В частности, имело место властвование определенных олигархических групп в экономике и политике. На выправление ситуации, восстановление верховенства и прямого действия Конституции в 2020 - 2022 гг. были направлены конкретные действия верховной власти, завершившиеся одобрением народом на республиканском референдуме 5 июня 2022 г. конституционной реформы.
Статья: Актуальные проблемы развития и совершенствования конституционного законодательства (к 30-летию Конституции Российской Федерации)
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Конституция Российской Федерации как Основной Закон государства обладает высшей юридической силой и в соответствии со статьей 15 имеет прямое действие. Конституция является основой новой правовой системы России и определяет главные направления развития отечественного законодательства. В этом состоит ее главная юридическая функция.
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Конституция Российской Федерации как Основной Закон государства обладает высшей юридической силой и в соответствии со статьей 15 имеет прямое действие. Конституция является основой новой правовой системы России и определяет главные направления развития отечественного законодательства. В этом состоит ее главная юридическая функция.
Статья: Конституционный контроль: принцип верховенства Конституции РФ
(Митусова И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)Конституции и уставы субъектов Федерации - органическая структурная часть единой системы конституционно-правового законодательства России. Совокупность действующих Основных Законов - Конституции Российской Федерации, конституций и уставов ее субъектов - образует конституционную систему России, т.е. каркас правовой системы государства. Безусловно, центральным звеном, фундаментом этой системы является федеральная Конституция, которая обладает высшей юридической силой и прямым действием. Конституция Российской Федерации имеет приоритетное, системообразующее значение. Она дает нормативно-ценностную ориентацию развития общества <13>.
(Митусова И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)Конституции и уставы субъектов Федерации - органическая структурная часть единой системы конституционно-правового законодательства России. Совокупность действующих Основных Законов - Конституции Российской Федерации, конституций и уставов ее субъектов - образует конституционную систему России, т.е. каркас правовой системы государства. Безусловно, центральным звеном, фундаментом этой системы является федеральная Конституция, которая обладает высшей юридической силой и прямым действием. Конституция Российской Федерации имеет приоритетное, системообразующее значение. Она дает нормативно-ценностную ориентацию развития общества <13>.
Статья: Судебная деятельность и ее конституционализация: единство и противоречия
(Краснов А.В., Юсупов А.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)Во-первых, конституционализация правосудия связана с проблемой прямого действия Конституции РФ и применением норм и общепризнанных принципов международного права. В части 4 ст. 15, статьях 17 и 18 Конституции, с одной стороны, закрепляется верховенство принципов и норм международного права над внутригосударственными, прежде всего в отношении гарантированности прав и свобод человека. В разъяснениях по этому вопросу Пленум Верховного Суда РФ указал <2>, что примат международного договора над федеральным законом возможен только при прохождении процедуры ратификации с принятием соответствующего закона о ратификации, в иных же случаях международные договоры применяются напрямую, но над федеральным законом не будут иметь приоритета; речь в указанных статьях Конституции идет не только о нормах, но и о принципах. Восприятие последних не в нормативном, а в ценностном смысле позволяет говорить об их верховенстве не над конкретной нормой или законом, а по отношению ко всему нормативному массиву, хотя в последнее время эта коллизия стала решаться в пользу национального права.
(Краснов А.В., Юсупов А.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)Во-первых, конституционализация правосудия связана с проблемой прямого действия Конституции РФ и применением норм и общепризнанных принципов международного права. В части 4 ст. 15, статьях 17 и 18 Конституции, с одной стороны, закрепляется верховенство принципов и норм международного права над внутригосударственными, прежде всего в отношении гарантированности прав и свобод человека. В разъяснениях по этому вопросу Пленум Верховного Суда РФ указал <2>, что примат международного договора над федеральным законом возможен только при прохождении процедуры ратификации с принятием соответствующего закона о ратификации, в иных же случаях международные договоры применяются напрямую, но над федеральным законом не будут иметь приоритета; речь в указанных статьях Конституции идет не только о нормах, но и о принципах. Восприятие последних не в нормативном, а в ценностном смысле позволяет говорить об их верховенстве не над конкретной нормой или законом, а по отношению ко всему нормативному массиву, хотя в последнее время эта коллизия стала решаться в пользу национального права.
Статья: От "живой конституции" к судебному конституционализму: сравнительно-правовой концепт России и США
(Бондарь Н.С., Берлявский Л.Г.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 4)Более того, благодаря потребности в особой мотивированности решений конституционных судов они становятся основой также и для правовой доктрины, позволяют посредством широкой общественной дискуссии устанавливать направления модернизации государственности. Кроме того, в силу изложенных характеристик существенное значение данные решения имеют и для формирования мировоззрения, оказывают влияние на правосознание и правовую культуру. Подобного рода свойства судебных актов в рамках конституционного правосудия невозможны без действенной реализации принципа прямого действия Конституции, ее верховенства.
(Бондарь Н.С., Берлявский Л.Г.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 4)Более того, благодаря потребности в особой мотивированности решений конституционных судов они становятся основой также и для правовой доктрины, позволяют посредством широкой общественной дискуссии устанавливать направления модернизации государственности. Кроме того, в силу изложенных характеристик существенное значение данные решения имеют и для формирования мировоззрения, оказывают влияние на правосознание и правовую культуру. Подобного рода свойства судебных актов в рамках конституционного правосудия невозможны без действенной реализации принципа прямого действия Конституции, ее верховенства.
Статья: Роль конституционной доктрины в формировании конституционно-правовой модели и конструкции механизма реализации публичной власти в России
(Безруков А.В.)
("Современное право", 2025, N 8)Выступая инструментом ценностно-идеологического базиса, конституционно-правовая модель призвана способствовать эффективной реализации верховенства и прямого действия Конституции РФ в соответствии с общественно-политическими потребностями и современными вызовами.
(Безруков А.В.)
("Современное право", 2025, N 8)Выступая инструментом ценностно-идеологического базиса, конституционно-правовая модель призвана способствовать эффективной реализации верховенства и прямого действия Конституции РФ в соответствии с общественно-политическими потребностями и современными вызовами.
Статья: Право наследования: естественное или позитивное (сравнительно-правовой анализ)
(Паничкин В.Б.)
("Наследственное право", 2024, N 4)Приверженность соответствующей правовой системы теории наследования как естественного или позитивного права доказана путем анализа конституционной оценки наследования. При этом проведена классификация юрисдикций по соотношению признания, охраны и гарантированности наследования и тесно связанного с ним права собственности. Автором выявлены взаимосвязь между ними и ее отражение в актах прямого действия - конституциях.
(Паничкин В.Б.)
("Наследственное право", 2024, N 4)Приверженность соответствующей правовой системы теории наследования как естественного или позитивного права доказана путем анализа конституционной оценки наследования. При этом проведена классификация юрисдикций по соотношению признания, охраны и гарантированности наследования и тесно связанного с ним права собственности. Автором выявлены взаимосвязь между ними и ее отражение в актах прямого действия - конституциях.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)3. Статьей 118 Конституции РФ установлено, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Согласно ч. 1 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)3. Статьей 118 Конституции РФ установлено, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Согласно ч. 1 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.
Статья: Судебное право в системе конституционализма: сочетание правотворческих и правоприменительных начал
(Бондарь Н.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)Таким образом, именно идея единства юрисдикционных (позитивистских формально-юридических) и судебно-правотворческих (социокультурных) начал лежит в основе нового понимания категории судебного права. В этом проявляется исторически значимая конституционно-судебная легитимация судебной практики как источника права, что получило подтверждение в правовой позиции Конституционного Суда РФ, выработанной в его Постановлениях от 2 октября 2022 г. N 36-П, 37-П, 38-П и 39-П о проверке конституционности не вступивших в силу международных договоров между Российской Федерацией и ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областями о принятии их в Российскую Федерацию и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов РФ. В связи с анализом перспектив интеграции новых субъектов Российской Федерации в правовую систему России Конституционный Суд РФ отметил прежде всего требование "прямого действия Конституции РФ в отношении соблюдения всеми субъектами правоотношений федеральных законов... (курсив мой. - Н.Б.)". Одновременно там же была сформулирована конституционно значимая правовая позиция о том, что "разрешение... возможных противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательным регулированием, так и судебной практикой (курсив мой. - Н.Б.)". Этим не только не умаляется, но и актуализируется проблема законодательного признания судебных решений Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в системе источников права, что могло бы быть разрешено в рамках реализации разработанной в свое время концепции проекта федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" <21>. Это в полной мере соответствовало бы современным закономерностям формирования отечественных традиций утверждения прецедентных начал на основе активизации судебного правотворчества и развития судебного права.
(Бондарь Н.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)Таким образом, именно идея единства юрисдикционных (позитивистских формально-юридических) и судебно-правотворческих (социокультурных) начал лежит в основе нового понимания категории судебного права. В этом проявляется исторически значимая конституционно-судебная легитимация судебной практики как источника права, что получило подтверждение в правовой позиции Конституционного Суда РФ, выработанной в его Постановлениях от 2 октября 2022 г. N 36-П, 37-П, 38-П и 39-П о проверке конституционности не вступивших в силу международных договоров между Российской Федерацией и ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областями о принятии их в Российскую Федерацию и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов РФ. В связи с анализом перспектив интеграции новых субъектов Российской Федерации в правовую систему России Конституционный Суд РФ отметил прежде всего требование "прямого действия Конституции РФ в отношении соблюдения всеми субъектами правоотношений федеральных законов... (курсив мой. - Н.Б.)". Одновременно там же была сформулирована конституционно значимая правовая позиция о том, что "разрешение... возможных противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательным регулированием, так и судебной практикой (курсив мой. - Н.Б.)". Этим не только не умаляется, но и актуализируется проблема законодательного признания судебных решений Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в системе источников права, что могло бы быть разрешено в рамках реализации разработанной в свое время концепции проекта федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" <21>. Это в полной мере соответствовало бы современным закономерностям формирования отечественных традиций утверждения прецедентных начал на основе активизации судебного правотворчества и развития судебного права.