Проверки профсоюза
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверки профсоюза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Профсоюз4. Правовые, технические инспекции труда профсоюзных организаций
Статья: Практика социального партнерства: современное состояние и перспективы совершенствования
(Сафонов В.А.)
("Закон", 2022, N 10)В статье анализируется современное состояние социального партнерства, сложившегося в Российской Федерации, приводятся статистические данные о количестве коллективных договоров и соглашений, примеры удачного коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Автором, несмотря на вывод о реальности социального партнерства, анализируются причины, тормозящие его дальнейшее развитие, достоинства и недостатки в деятельности профсоюзов, меры, которые желательно принять профсоюзам для повышения эффективности представительской и правозащитной деятельности, включая необходимость структурных изменений внутри профсоюзного движения. Помимо организационных мероприятий обосновывается необходимость внесения изменений в законодательство о социальном партнерстве в части уточнения круга лиц, способных объединяться в профсоюз, установления механизмов проверки представительности профсоюза (профсоюзной организации), конкретизации сферы действия регионального соглашения о минимальной заработной плате, совершенствования механизма распространения действия соглашения на работодателей, которые не участвовали в его заключении.
(Сафонов В.А.)
("Закон", 2022, N 10)В статье анализируется современное состояние социального партнерства, сложившегося в Российской Федерации, приводятся статистические данные о количестве коллективных договоров и соглашений, примеры удачного коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Автором, несмотря на вывод о реальности социального партнерства, анализируются причины, тормозящие его дальнейшее развитие, достоинства и недостатки в деятельности профсоюзов, меры, которые желательно принять профсоюзам для повышения эффективности представительской и правозащитной деятельности, включая необходимость структурных изменений внутри профсоюзного движения. Помимо организационных мероприятий обосновывается необходимость внесения изменений в законодательство о социальном партнерстве в части уточнения круга лиц, способных объединяться в профсоюз, установления механизмов проверки представительности профсоюза (профсоюзной организации), конкретизации сферы действия регионального соглашения о минимальной заработной плате, совершенствования механизма распространения действия соглашения на работодателей, которые не участвовали в его заключении.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений
(ред. от 29.09.2025)Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений
Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ
(ред. от 21.12.2021)
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"Статья 19. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде
(ред. от 21.12.2021)
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"Статья 19. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде
Готовое решение: Как обеспечить работников СИЗ и смывающими средствами
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок испытаний СИЗ в организации нормативно не урегулирован. Работодатель обязан разработать и утвердить локальным нормативным актом перечень СИЗ, подлежащих испытаниям и (или) проверке. При этом необходимо учесть мнение выборного органа первичной профорганизации (иного представительного органа работников) (при наличии) (п. 59 Правил обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами).
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок испытаний СИЗ в организации нормативно не урегулирован. Работодатель обязан разработать и утвердить локальным нормативным актом перечень СИЗ, подлежащих испытаниям и (или) проверке. При этом необходимо учесть мнение выборного органа первичной профорганизации (иного представительного органа работников) (при наличии) (п. 59 Правил обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами).
Статья: Применение норм общей части трудового права: теория и практика (взгляд сквозь призму целей, задач и предмета отрасли)
(Миронов В.И., Бобров Е.А., Симонов В.И.)
("Юрист", 2022, N 6)Очевидно, что ст. 1 ТК РФ является содержанием общей части трудового права. Деление норм нашей отрасли на общую и особенную части имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Общими могут быть признаны нормы, подлежащие применению всеми субъектами трудового права и во всех отношениях, входящих в предмет данной отрасли. В свою очередь, нормы Особенной части применяются в отдельных отношениях их субъектами. Следовательно, достижение целей и решение перечисленных в ст. 1 ТК РФ задач становится обязанностью всех субъектов трудового права. Таким образом, полномочные государственные органы, профсоюзы могут самостоятельно без обращения участника материальных отношений требовать достижения целей и решения задач, перечисленных в ст. 1 ТК РФ. Отказ работодателя от применения данной нормы не может служить правовым основанием для лишения других субъектов, в частности государственных органов и профсоюзов, права проведения проверки законности и обоснованности решения, принятого работодателем без учета ее содержания. Законность будет означать выделение из содержания ст. 1 ТК РФ юридически значимых обстоятельств (далее - ЮЗО), а обоснованность - их подтверждение совокупностью относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств. Остается выделить из ст. 1 ТК РФ ЮЗО, определяющие цели трудового права. К их числу законодательство относит: 1) установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан; 2) создание благоприятных условий труда; 3) защиту прав и интересов работников и работодателей. Доказанность совокупности перечисленных ЮЗО позволяет сделать вывод о достижении целей трудового права, определенных законодателем. Очевидно, что государственные гарантии трудовых прав и свобод предполагают соблюдение норм особенной части. В приведенных примерах данные нормы нарушены. Работа беременной женщины в ночное время, а также водителя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени и без выходных означает их труд в неблагоприятных условиях, вопреки требованиям законодательства. Получение работодателем прибыли за счет запрещенного нормами трудового права труда означает нарушение баланса интересов сторон трудовых отношений в пользу работодателя, что также не соответствует целям трудового права. Получается, что указанные нарушения на основании ст. 1 ТК РФ могут быть устранены без обращения работника к полномочным субъектам. В свою очередь, работодатель за допущенные нарушения должен нести установленную законодательством ответственность.
(Миронов В.И., Бобров Е.А., Симонов В.И.)
("Юрист", 2022, N 6)Очевидно, что ст. 1 ТК РФ является содержанием общей части трудового права. Деление норм нашей отрасли на общую и особенную части имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Общими могут быть признаны нормы, подлежащие применению всеми субъектами трудового права и во всех отношениях, входящих в предмет данной отрасли. В свою очередь, нормы Особенной части применяются в отдельных отношениях их субъектами. Следовательно, достижение целей и решение перечисленных в ст. 1 ТК РФ задач становится обязанностью всех субъектов трудового права. Таким образом, полномочные государственные органы, профсоюзы могут самостоятельно без обращения участника материальных отношений требовать достижения целей и решения задач, перечисленных в ст. 1 ТК РФ. Отказ работодателя от применения данной нормы не может служить правовым основанием для лишения других субъектов, в частности государственных органов и профсоюзов, права проведения проверки законности и обоснованности решения, принятого работодателем без учета ее содержания. Законность будет означать выделение из содержания ст. 1 ТК РФ юридически значимых обстоятельств (далее - ЮЗО), а обоснованность - их подтверждение совокупностью относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств. Остается выделить из ст. 1 ТК РФ ЮЗО, определяющие цели трудового права. К их числу законодательство относит: 1) установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан; 2) создание благоприятных условий труда; 3) защиту прав и интересов работников и работодателей. Доказанность совокупности перечисленных ЮЗО позволяет сделать вывод о достижении целей трудового права, определенных законодателем. Очевидно, что государственные гарантии трудовых прав и свобод предполагают соблюдение норм особенной части. В приведенных примерах данные нормы нарушены. Работа беременной женщины в ночное время, а также водителя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени и без выходных означает их труд в неблагоприятных условиях, вопреки требованиям законодательства. Получение работодателем прибыли за счет запрещенного нормами трудового права труда означает нарушение баланса интересов сторон трудовых отношений в пользу работодателя, что также не соответствует целям трудового права. Получается, что указанные нарушения на основании ст. 1 ТК РФ могут быть устранены без обращения работника к полномочным субъектам. В свою очередь, работодатель за допущенные нарушения должен нести установленную законодательством ответственность.
Статья: Когда в компании профсоюза нет, но мнение представителя работников надо учитывать
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 9)Соответствие Конституции РФ п. 4 ст. 25 Закона о профсоюзах не было предметом проверки КС РФ. Тем не менее многие суды при вынесении решений в схожих ситуациях ссылаются именно на этот судебный акт, признавший недопустимым увольнение выборных работников, входящих в профсоюз, по основаниям, связанным с виновным поведением работников, без согласия вышестоящего профсоюзного органа.
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 9)Соответствие Конституции РФ п. 4 ст. 25 Закона о профсоюзах не было предметом проверки КС РФ. Тем не менее многие суды при вынесении решений в схожих ситуациях ссылаются именно на этот судебный акт, признавший недопустимым увольнение выборных работников, входящих в профсоюз, по основаниям, связанным с виновным поведением работников, без согласия вышестоящего профсоюзного органа.
Готовое решение: Кто и как может предоставить персонал
(КонсультантПлюс, 2025)убедитесь, что заказчик учел мнение профсоюза (при его наличии). Это нужно, если вы - частное агентство занятости, которое предоставляет работников в связи с временным (до 18 месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг и их число больше 10% от среднесписочной численности работников заказчика. Рекомендуем также проверить, не нарушил ли заказчик порядок учета мнения профсоюза, который установлен ст. 372 ТК РФ (ч. 4 ст. 341.1-2 ТК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)убедитесь, что заказчик учел мнение профсоюза (при его наличии). Это нужно, если вы - частное агентство занятости, которое предоставляет работников в связи с временным (до 18 месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг и их число больше 10% от среднесписочной численности работников заказчика. Рекомендуем также проверить, не нарушил ли заказчик порядок учета мнения профсоюза, который установлен ст. 372 ТК РФ (ч. 4 ст. 341.1-2 ТК РФ);
Статья: Проблемы свободы объединения: сравнительно-правовое исследование норм законов о профессиональных союзах государств Евразийского экономического союза с учетом международных трудовых стандартов
(Раманкулов К.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)<19> По обращению Министерства юстиции РФ прокуратура провела проверку уставов профсоюзов и оспорила в суде законность (наряду с новыми положениями) положений об их организационной структуре, полагая, что создание в профсоюзах подразделений, не предусмотренных Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", недопустимо.
(Раманкулов К.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)<19> По обращению Министерства юстиции РФ прокуратура провела проверку уставов профсоюзов и оспорила в суде законность (наряду с новыми положениями) положений об их организационной структуре, полагая, что создание в профсоюзах подразделений, не предусмотренных Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", недопустимо.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Стоит отметить, что на сегодняшний день материально-правовые кодексы содержат значительное число процедурных норм. Так, нормы ГК РФ регулируют порядок проведения торгов, удостоверения доверенности, списания денежных средств со счета должника в банке. Нормы трудового права регулируют порядок организации и проведения проверок работодателей, учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов, рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам. Нормы семейного права регулируют порядок временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные (процедурные) нормы, предназначенные для регулирования порядка осуществления определенной деятельности, служат реализации материальных прав граждан и организаций. Вместе с тем данные нормы не относятся к процессуальным (в строгом смысле этого слова), а регулируемая ими деятельность - к процессу.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Стоит отметить, что на сегодняшний день материально-правовые кодексы содержат значительное число процедурных норм. Так, нормы ГК РФ регулируют порядок проведения торгов, удостоверения доверенности, списания денежных средств со счета должника в банке. Нормы трудового права регулируют порядок организации и проведения проверок работодателей, учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов, рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам. Нормы семейного права регулируют порядок временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные (процедурные) нормы, предназначенные для регулирования порядка осуществления определенной деятельности, служат реализации материальных прав граждан и организаций. Вместе с тем данные нормы не относятся к процессуальным (в строгом смысле этого слова), а регулируемая ими деятельность - к процессу.