Протокол разногласий к государственному контракту с единственным поставщиком
Подборка наиболее важных документов по запросу Протокол разногласий к государственному контракту с единственным поставщиком (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 04.07.2016 N 301-ЭС16-6744 по делу N А38-3864/2015
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании долга и неустойки по государственному контракту.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку факт поставки электроэнергии подтвержден, а доказательства ее оплаты не представлены.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Удовлетворяя заявленные компанией требования в части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из конкретных фактических обстоятельств настоящего спора, руководствовались статьями 330, 425, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", оценили условия государственного контракта энергоснабжения от 28.04.2015 N 5207 (с протоколом разногласий, урегулирования разногласий, приложениями, дополнениями) и исходили из доказанности факта поставки истцом (единственным поставщиком) и потребления управлением электрической энергии. Расчет компании в обоснование стоимости ресурса проверен и скорректирован судом.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании долга и неустойки по государственному контракту.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку факт поставки электроэнергии подтвержден, а доказательства ее оплаты не представлены.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Удовлетворяя заявленные компанией требования в части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из конкретных фактических обстоятельств настоящего спора, руководствовались статьями 330, 425, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", оценили условия государственного контракта энергоснабжения от 28.04.2015 N 5207 (с протоколом разногласий, урегулирования разногласий, приложениями, дополнениями) и исходили из доказанности факта поставки истцом (единственным поставщиком) и потребления управлением электрической энергии. Расчет компании в обоснование стоимости ресурса проверен и скорректирован судом.
Определение Верховного Суда РФ от 24.09.2018 N 305-ЭС18-13723 по делу N А40-76824/2017
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по государственному контракту на соисполнение работ по сервисному обслуживанию вертолетов.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, так как в заключениях военного представителя по проекту твердофиксированной цены на работы завода военным представителем была выполнена проверка затрат завода и они были признаны обоснованными, однако военным представителем в нарушение им же проверенного метода ценообразования со ссылкой на ненормативный документ в качестве базовой цены были применены не затраты, а цена этой же продукции за прошедший период, таким образом, для подготовки рекомендации о конечной цене продукции военным представителем был избран не соответствующий условиям контракта способ ценообразования.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный и кассационный суды руководствовались положениями статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 N 804 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 407 "О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок, товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу" (далее - Порядок).
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по государственному контракту на соисполнение работ по сервисному обслуживанию вертолетов.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, так как в заключениях военного представителя по проекту твердофиксированной цены на работы завода военным представителем была выполнена проверка затрат завода и они были признаны обоснованными, однако военным представителем в нарушение им же проверенного метода ценообразования со ссылкой на ненормативный документ в качестве базовой цены были применены не затраты, а цена этой же продукции за прошедший период, таким образом, для подготовки рекомендации о конечной цене продукции военным представителем был избран не соответствующий условиям контракта способ ценообразования.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный и кассационный суды руководствовались положениями статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 N 804 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 407 "О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок, товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу" (далее - Порядок).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая характеристика и сущность государственного контракта
(Григорян Т.Р.)
("Российская юстиция", 2020, N 3)Согласно ч. 1 ст. 40 Закона о контрактной системе определение предмета контракта и иных существенных условий контракта и утверждение проекта контракта осуществляет заказчик. Законом о контрактной системе предусмотрена разработка типовых форм контрактов и типовых условий контрактов. При участии в конкурентной процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) участник может повлиять только на цену контракта и качественные характеристики предмета контракта. Ведь при подаче заявки участник соглашается на все условия, которые определены заказчиком в документации, извещении о закупке. А право на направление протокола разногласий ограничено. Иных способов заключения контракта нет. Исключения касаются заключения государственного контракта способом закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
(Григорян Т.Р.)
("Российская юстиция", 2020, N 3)Согласно ч. 1 ст. 40 Закона о контрактной системе определение предмета контракта и иных существенных условий контракта и утверждение проекта контракта осуществляет заказчик. Законом о контрактной системе предусмотрена разработка типовых форм контрактов и типовых условий контрактов. При участии в конкурентной процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) участник может повлиять только на цену контракта и качественные характеристики предмета контракта. Ведь при подаче заявки участник соглашается на все условия, которые определены заказчиком в документации, извещении о закупке. А право на направление протокола разногласий ограничено. Иных способов заключения контракта нет. Исключения касаются заключения государственного контракта способом закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
"Договоры в предпринимательской деятельности"
(отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина)
("Статут", 2008)Помимо этого, протокол разногласий должен оформляться в процессе переговоров по заключению договоров поставки и поставки для государственных нужд (ст. ст. 507 и 528 ГК РФ). Здесь следует уточнить, что протокол разногласий на проект государственного или муниципального контракта может использоваться только в случае размещения заказа "у единственного поставщика" (ст. 55 Закона о размещении заказа). При размещении государственного или муниципального заказа путем проведения аукциона, конкурса или запроса котировок контракт заключается путем включения в проект, предложенный государственным или муниципальным заказчиком, условий, содержащихся в заявке победителя. Использование протокола разногласий означает спор по условиям договора, при заключении договора на торгах это может быть расценено еще и как уклонение победителя от заключения договора (государственного или муниципального контракта).
(отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина)
("Статут", 2008)Помимо этого, протокол разногласий должен оформляться в процессе переговоров по заключению договоров поставки и поставки для государственных нужд (ст. ст. 507 и 528 ГК РФ). Здесь следует уточнить, что протокол разногласий на проект государственного или муниципального контракта может использоваться только в случае размещения заказа "у единственного поставщика" (ст. 55 Закона о размещении заказа). При размещении государственного или муниципального заказа путем проведения аукциона, конкурса или запроса котировок контракт заключается путем включения в проект, предложенный государственным или муниципальным заказчиком, условий, содержащихся в заявке победителя. Использование протокола разногласий означает спор по условиям договора, при заключении договора на торгах это может быть расценено еще и как уклонение победителя от заключения договора (государственного или муниципального контракта).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 18.03.2023 N 411
(ред. от 12.07.2024)
"О внесении изменений в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу"Государственный заказчик по результатам рассмотрения особого мнения единственного поставщика на заключение государственного заказчика о цене на продукцию в течение 10 рабочих дней со дня его получения согласовывает с единственным поставщиком уточненный протокол согласования цены.
(ред. от 12.07.2024)
"О внесении изменений в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу"Государственный заказчик по результатам рассмотрения особого мнения единственного поставщика на заключение государственного заказчика о цене на продукцию в течение 10 рабочих дней со дня его получения согласовывает с единственным поставщиком уточненный протокол согласования цены.
"Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: Монография"
(Тасалов Ф.А.)
("Проспект", 2016)В отношении случаев заключения государственным заказчиком государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ) в отсутствие каких-либо специальных правил заключения таких государственных контрактов в рамках Закона N 94-ФЗ действуют нормы главы 28 ГК РФ, которые не допускают обязательное заключение договора на условиях, установленных в оферте, без возможности для другой стороны направить новую оферту (ст. 443 ГК РФ) либо протокол разногласий к проекту договора (ст. 445 ГК РФ).
(Тасалов Ф.А.)
("Проспект", 2016)В отношении случаев заключения государственным заказчиком государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ) в отсутствие каких-либо специальных правил заключения таких государственных контрактов в рамках Закона N 94-ФЗ действуют нормы главы 28 ГК РФ, которые не допускают обязательное заключение договора на условиях, установленных в оферте, без возможности для другой стороны направить новую оферту (ст. 443 ГК РФ) либо протокол разногласий к проекту договора (ст. 445 ГК РФ).
"Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование"
(Андреева Л.В.)
("Волтерс Клувер", 2009)Статья 528 ГК РФ подробно регламентирует порядок заключения государственного контракта. Применение данных правил ограничено случаями, когда не применяются конкурентные способы размещения заказов, предусмотренные Законом о размещении заказов (торги, запрос котировок, на товарных биржах), т.е., по существу, в случаях размещения заказа у единственного поставщика. Проект государственного контракта, как правило, разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Сторона, получившая проект контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр контракта другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения контракта. При наличии разногласий по условиям контракта в этот же срок составляется протокол разногласий и направляется вместе с подписанным контрактом. Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, должна в тридцатидневный срок:
(Андреева Л.В.)
("Волтерс Клувер", 2009)Статья 528 ГК РФ подробно регламентирует порядок заключения государственного контракта. Применение данных правил ограничено случаями, когда не применяются конкурентные способы размещения заказов, предусмотренные Законом о размещении заказов (торги, запрос котировок, на товарных биржах), т.е., по существу, в случаях размещения заказа у единственного поставщика. Проект государственного контракта, как правило, разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Сторона, получившая проект контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр контракта другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения контракта. При наличии разногласий по условиям контракта в этот же срок составляется протокол разногласий и направляется вместе с подписанным контрактом. Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, должна в тридцатидневный срок: