Противодействие коррупции в судебной системе
Подборка наиболее важных документов по запросу Противодействие коррупции в судебной системе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2025 N 07АП-6373/2025 по делу N А45-13615/2025
Требование: Об отмене определения о приостановлении производства по делу.
Решение: Определение оставлено без изменения.Основанием для обращения прокуратуры Новосибирской области с названным выше иском в Центральный районный суд г. Новосибирска послужили результаты проверки исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что преступными действиями Садового М.А. Российской Федерации причинен ущерб в особо крупном размере, а полученный в результате коррупционного поведения преступный доход легализован, преобразован в ряд объектов недвижимого имущества, которые не могут являться предметом легального гражданского оборота и подлежат обращению в доход Российской Федерации.
Требование: Об отмене определения о приостановлении производства по делу.
Решение: Определение оставлено без изменения.Основанием для обращения прокуратуры Новосибирской области с названным выше иском в Центральный районный суд г. Новосибирска послужили результаты проверки исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что преступными действиями Садового М.А. Российской Федерации причинен ущерб в особо крупном размере, а полученный в результате коррупционного поведения преступный доход легализован, преобразован в ряд объектов недвижимого имущества, которые не могут являться предметом легального гражданского оборота и подлежат обращению в доход Российской Федерации.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 30.09.2022 N 33-15093/2022 по делу N 2-752/2022 (УИД 03RS0005-01-2021-005764-07)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обращении в доход РФ денежных средств, полученных от продажи имущества.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие приобретение на законные доходы спорного имущества.
Решение: Удовлетворено в части.Аналогичной позиции придерживается Европейский Суд по правам человека, признающий изъятие имущества, имеющего незаконное происхождение, правомерным вмешательством государства в осуществление прав, которое преследует законную цель - борьбу с коррупцией в системе государственной службы. По мнению Европейского Суда по правам человека, законодательные меры, служащие средством борьбы с серьезными правонарушениями, влекущими за собой неосновательное обогащение, являются оправданными даже при отсутствии обвинительного приговора, а также доказательств вне "всякого разумного сомнения" в отношении незаконного происхождения соответствующего имущества и могут быть применены не только против обвиняемых, но и против их близких родственников, которые предположительно владеют и управляют приобретенным нечестным путем имуществом неофициально или иным образом без необходимой добросовестности (постановление от 12 мая 2015 года по делу "Гогитидзе (Gogitidze) и другие против Грузии").
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обращении в доход РФ денежных средств, полученных от продажи имущества.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие приобретение на законные доходы спорного имущества.
Решение: Удовлетворено в части.Аналогичной позиции придерживается Европейский Суд по правам человека, признающий изъятие имущества, имеющего незаконное происхождение, правомерным вмешательством государства в осуществление прав, которое преследует законную цель - борьбу с коррупцией в системе государственной службы. По мнению Европейского Суда по правам человека, законодательные меры, служащие средством борьбы с серьезными правонарушениями, влекущими за собой неосновательное обогащение, являются оправданными даже при отсутствии обвинительного приговора, а также доказательств вне "всякого разумного сомнения" в отношении незаконного происхождения соответствующего имущества и могут быть применены не только против обвиняемых, но и против их близких родственников, которые предположительно владеют и управляют приобретенным нечестным путем имуществом неофициально или иным образом без необходимой добросовестности (постановление от 12 мая 2015 года по делу "Гогитидзе (Gogitidze) и другие против Грузии").
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2025 года"Исследуя доводы заявительницы о том, что эта норма позволяет привлекать к уголовной ответственности сотрудника уголовно-исполнительной системы, действовавшего на основании законодательства о противодействии коррупции и пытавшегося предотвратить назначение на должность другого сотрудника, в отношении которого имелась информация о причастности к коррупционным проявлениям, впоследствии подтвержденным приговором суда, Конституционный Суд отметил, что сотрудники уголовно-исполнительной системы не вправе разглашать сведения о проведении оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, пресечения, раскрытия преступлений или противодействия коррупции, которые отнесены в установленном порядке к государственной тайне и в отношении которых не принято решение о рассекречивании. При этом последующее рассекречивание сведений, отнесенных к государственной тайне, не свидетельствует об отсутствии признаков разглашения такой тайны в предшествующем поведении лица, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Не препятствует это и оценке судами характера и степени общественной опасности содеянного с учетом установленных фактических обстоятельств конкретного дела.
Статья: Критерии визуализации публичного порядка при приведении в исполнение решений иностранных арбитражей: вопросы процессуального права
(Печегина П.Д., Дьяконова М.О., Синицын С.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)Применение и механизм действия публичного порядка детерминированы началами нравственности в границах и значении, определяемых преимущественно национальным правом, особенно при определении применимого права. В доктрине отмечается, что "публичный порядок основывается на чувстве права и справедливости в конкретном обществе" и не исчерпывается действием определенной нормы материального или процессуального права. Даже при разрешении международных споров государственные суды и арбитражи связаны с транснациональной системой международного частного права, которая включает в себя ряд базовых принципов: добросовестность, недопустимость злоупотребления правом, запрет коррупции и наркоторговли, противодействие терроризму, соблюдение основных прав человека, защита культурного наследия <20>. В промежуточном отчете Ассоциации по международному праву было приведено следующее определение: "Транснациональный публичный порядок представляет собой международный консенсус по вопросу универсальных стандартов и общепринятых норм поведения, которые подлежат обязательному применению" и включают в себя "фундаментальные принципы естественного права, всеобщие принципы правосудия, нормы jus cogens в международном публичном праве и общие принципы морали, принятые цивилизованными нациями" <21>. Особое и определяющее значение нравственности и справедливости как критериев идентификации публичного порядка зафиксировано в Рекомендациях по использованию публичного порядка как основания к отказу в признании и приведении в исполнение международных арбитражных решений по правилам Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений <22>: в соответствии с п. 1(d) Рекомендаций публичный порядок включает в себя "основные принципы нравственности и справедливости, которые государство намерено защищать, даже когда они нарушаются косвенно". В целом правовые системы современности едины в понимании нравственных начал как объекта охраны и выражения института публичного порядка. Так, при разрешении дела в апелляционном порядке апелляционный суд указал, что применение оговорки о публичном порядке предполагает предупреждение причинения вреда основам гражданского общества и государственности, интересам неопределенного круга лиц (Deutsche Chachtbau-und Tiefbohrgesellschaft mbH v Ras Al Khaimah National Oil Company, 1987), а российская высшая инстанция признала под публичным порядком фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы государства (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26 февраля 2013 г. N 156 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о применении оговорки о публичном порядке как основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений").
(Печегина П.Д., Дьяконова М.О., Синицын С.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)Применение и механизм действия публичного порядка детерминированы началами нравственности в границах и значении, определяемых преимущественно национальным правом, особенно при определении применимого права. В доктрине отмечается, что "публичный порядок основывается на чувстве права и справедливости в конкретном обществе" и не исчерпывается действием определенной нормы материального или процессуального права. Даже при разрешении международных споров государственные суды и арбитражи связаны с транснациональной системой международного частного права, которая включает в себя ряд базовых принципов: добросовестность, недопустимость злоупотребления правом, запрет коррупции и наркоторговли, противодействие терроризму, соблюдение основных прав человека, защита культурного наследия <20>. В промежуточном отчете Ассоциации по международному праву было приведено следующее определение: "Транснациональный публичный порядок представляет собой международный консенсус по вопросу универсальных стандартов и общепринятых норм поведения, которые подлежат обязательному применению" и включают в себя "фундаментальные принципы естественного права, всеобщие принципы правосудия, нормы jus cogens в международном публичном праве и общие принципы морали, принятые цивилизованными нациями" <21>. Особое и определяющее значение нравственности и справедливости как критериев идентификации публичного порядка зафиксировано в Рекомендациях по использованию публичного порядка как основания к отказу в признании и приведении в исполнение международных арбитражных решений по правилам Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений <22>: в соответствии с п. 1(d) Рекомендаций публичный порядок включает в себя "основные принципы нравственности и справедливости, которые государство намерено защищать, даже когда они нарушаются косвенно". В целом правовые системы современности едины в понимании нравственных начал как объекта охраны и выражения института публичного порядка. Так, при разрешении дела в апелляционном порядке апелляционный суд указал, что применение оговорки о публичном порядке предполагает предупреждение причинения вреда основам гражданского общества и государственности, интересам неопределенного круга лиц (Deutsche Chachtbau-und Tiefbohrgesellschaft mbH v Ras Al Khaimah National Oil Company, 1987), а российская высшая инстанция признала под публичным порядком фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы государства (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26 февраля 2013 г. N 156 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о применении оговорки о публичном порядке как основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений").
Статья: Становление надзорной власти в Китае
(Алексеенко А.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Данная работа посвящена поправкам в Конституцию КНР 2018 г., касающимся создания нового вида государственных органов - надзорных комиссий. Кроме того, отдельное внимание уделено Закону КНР "О надзоре", посредством которого развиваются конституционные положения. В статье рассматривается правовой статус Государственной надзорной комиссии и надзорных комиссий на местах, делается вывод о наличии у них широких полномочий в сфере противодействия коррупции вне рамок уголовного процесса. Доказывается, что надзорные комиссии представляют собой неподконтрольную административным и судебным органам КНР систему, которая несет ответственность только перед собраниями народных представителей. В статье также аргументируется, что хотя деятельность надзорных органов и независима от иных органов, но ввиду ее фактического сращивания с Центральной комиссией Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины она находится под контролем партии, тем самым давая ей дополнительные рычаги воздействия на все китайское общество.
(Алексеенко А.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Данная работа посвящена поправкам в Конституцию КНР 2018 г., касающимся создания нового вида государственных органов - надзорных комиссий. Кроме того, отдельное внимание уделено Закону КНР "О надзоре", посредством которого развиваются конституционные положения. В статье рассматривается правовой статус Государственной надзорной комиссии и надзорных комиссий на местах, делается вывод о наличии у них широких полномочий в сфере противодействия коррупции вне рамок уголовного процесса. Доказывается, что надзорные комиссии представляют собой неподконтрольную административным и судебным органам КНР систему, которая несет ответственность только перед собраниями народных представителей. В статье также аргументируется, что хотя деятельность надзорных органов и независима от иных органов, но ввиду ее фактического сращивания с Центральной комиссией Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины она находится под контролем партии, тем самым давая ей дополнительные рычаги воздействия на все китайское общество.
Статья: Противодействие коррупции в судейском сообществе Российской Федерации: международный опыт и "особая китайская модель"
(Фоков А.П.)
("Мировой судья", 2021, N 7)Предотвращение коррупционного поведения является наиболее эффективным способом борьбы с коррупцией в судебной системе.
(Фоков А.П.)
("Мировой судья", 2021, N 7)Предотвращение коррупционного поведения является наиболее эффективным способом борьбы с коррупцией в судебной системе.
Статья: Противодействие легализации коррупционных доходов: сравнительно-правовой анализ опыта России и Армении
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Кроме того, введение специализированных антикоррупционных судов также представляется перспективным решением для России. Эти меры не только оптимизируют внутренние процессы, но и укрепят международный имидж страны как актора, активно и системно противодействующего коррупции и отмыванию коррупционных доходов.
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Кроме того, введение специализированных антикоррупционных судов также представляется перспективным решением для России. Эти меры не только оптимизируют внутренние процессы, но и укрепят международный имидж страны как актора, активно и системно противодействующего коррупции и отмыванию коррупционных доходов.
Статья: Особенности реализации антикоррупционного комплаенса в странах Латинской Америки
(Мазеин А.В., Буллер А.А., Клюев А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)Вместе с тем институциональная среда противодействия коррупции в некоторых странах имеет слабые внутренние связи. Полагаем, одним из инструментов преодоления этой проблемы может стать создание специальных антикоррупционных судов, которые могут ликвидировать слабости системы, обеспечив профессионализм при рассмотрении сложных коррупционных преступлений. Примечательно, что подобные суды уже созданы в некоторых государствах этого макрорегиона, например в Мексике <17>.
(Мазеин А.В., Буллер А.А., Клюев А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)Вместе с тем институциональная среда противодействия коррупции в некоторых странах имеет слабые внутренние связи. Полагаем, одним из инструментов преодоления этой проблемы может стать создание специальных антикоррупционных судов, которые могут ликвидировать слабости системы, обеспечив профессионализм при рассмотрении сложных коррупционных преступлений. Примечательно, что подобные суды уже созданы в некоторых государствах этого макрорегиона, например в Мексике <17>.
Статья: Институт исковой давности как несбывшаяся надежда коррупционеров
(Бочкарев С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)Разворот практики и его значение в общеправовом контексте. Приведенные доводы не новы и хорошо известны науке и практике. Они образуют собой аксиологический базис института давности, объясняя его предназначение и конечную цель, которая выглядит вполне благодатно для участников хозяйственного оборота. Другое дело, что в контексте противодействия коррупции обозначенный шаг судебной коллегии выглядит удивительным и прямо противоположным по отношению к ранее сформированной самим же Верховным Судом РФ практике. Развернутый ответ на систему аргументов, объяснявших невозможность возвращения незаконного обогащения коррупционерам вне зависимости от истечения какого-либо времени, в названных судебных актах не дан. Вместе с тем отвергнутая система была выстроена судебными органами не на пустом месте. Она опиралась: а) на политико-правовые установки законодателя и гаранта Конституции РФ; б) конституционно-правовое толкование нормативного регулирования; в) общеправовой принцип справедливости и предназначение правосудия по его реализации в жизни.
(Бочкарев С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)Разворот практики и его значение в общеправовом контексте. Приведенные доводы не новы и хорошо известны науке и практике. Они образуют собой аксиологический базис института давности, объясняя его предназначение и конечную цель, которая выглядит вполне благодатно для участников хозяйственного оборота. Другое дело, что в контексте противодействия коррупции обозначенный шаг судебной коллегии выглядит удивительным и прямо противоположным по отношению к ранее сформированной самим же Верховным Судом РФ практике. Развернутый ответ на систему аргументов, объяснявших невозможность возвращения незаконного обогащения коррупционерам вне зависимости от истечения какого-либо времени, в названных судебных актах не дан. Вместе с тем отвергнутая система была выстроена судебными органами не на пустом месте. Она опиралась: а) на политико-правовые установки законодателя и гаранта Конституции РФ; б) конституционно-правовое толкование нормативного регулирования; в) общеправовой принцип справедливости и предназначение правосудия по его реализации в жизни.
Статья: Юрисдикционный конфликт властей Польши и европейских судебных органов
(Берестнев Ю.Ю.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2022, N 1)27 сентября 2001 г. группа государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) заявила о сохраняющейся угрозе независимости судебной системы Польши, возникшей из-за реформ последних лет, и призвала национальные власти выполнить ее рекомендации, которые, как предполагается, улучшат ситуацию <9>. В докладе ГРЕКО <10> обращается внимание на то, что многие из рассматриваемых проблем вокруг судебной системы также недавно были подняты в постановлениях Европейского суда по правам человека и Суда Европейского союза. Эти проблемы, среди прочего, затрагивают процедуру формирования Национального совета юстиции Польши и функционирование Дисциплинарной палаты Верховного суда. ГРЕКО отметила недостатки как в дисциплинарном режиме, установленном для польских судей, так и в степени влияния органов исполнительной власти на состав судейского корпуса.
(Берестнев Ю.Ю.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2022, N 1)27 сентября 2001 г. группа государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) заявила о сохраняющейся угрозе независимости судебной системы Польши, возникшей из-за реформ последних лет, и призвала национальные власти выполнить ее рекомендации, которые, как предполагается, улучшат ситуацию <9>. В докладе ГРЕКО <10> обращается внимание на то, что многие из рассматриваемых проблем вокруг судебной системы также недавно были подняты в постановлениях Европейского суда по правам человека и Суда Европейского союза. Эти проблемы, среди прочего, затрагивают процедуру формирования Национального совета юстиции Польши и функционирование Дисциплинарной палаты Верховного суда. ГРЕКО отметила недостатки как в дисциплинарном режиме, установленном для польских судей, так и в степени влияния органов исполнительной власти на состав судейского корпуса.
Статья: Современное российское уголовное судопроизводство: кризис веры в справедливость (часть II - правоприменительная практика)
(Антонов И.А.)
("Мировой судья", 2021, N 6)И еще на один аспект, как представляется, требуется обратить внимание - это вопросы организации и управления в следственных органах, органах прокуратуры и суда (при этом вполне возможно рассматривать представляемый материал как прообраз государственной системы управления). В настоящее время, руководствуясь неверно понимаемой процедурой управления и искажая шкалу ценностей в деле противодействия коррупции, руководители высшего уровня определяют только для себя полномочия, связанные с назначением на должности сотрудников. Однако это не только снижает эффективность работы, но и несправедливо по отношению к руководителям более низкого уровня.
(Антонов И.А.)
("Мировой судья", 2021, N 6)И еще на один аспект, как представляется, требуется обратить внимание - это вопросы организации и управления в следственных органах, органах прокуратуры и суда (при этом вполне возможно рассматривать представляемый материал как прообраз государственной системы управления). В настоящее время, руководствуясь неверно понимаемой процедурой управления и искажая шкалу ценностей в деле противодействия коррупции, руководители высшего уровня определяют только для себя полномочия, связанные с назначением на должности сотрудников. Однако это не только снижает эффективность работы, но и несправедливо по отношению к руководителям более низкого уровня.
Статья: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: некоторые итоги 10-летнего правоприменения
(Августина И.Д.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)- в-четвертых, снимет проблему унификации процессуального законодательства, которая во многом стоит перед судами ввиду универсальности судей судов общей юрисдикции и отсутствия единого КАС РФ;
(Августина И.Д.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)- в-четвертых, снимет проблему унификации процессуального законодательства, которая во многом стоит перед судами ввиду универсальности судей судов общей юрисдикции и отсутствия единого КАС РФ;
Статья: "Частные" механизмы противодействия коррупции: оптимизация и пределы экспансии антикоррупционных практик
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Одновременно еще в 2016 г. появился Приказ Генпрокуратуры России от 4 мая 2016 г. N 263 <11>, которым органам прокуратуры предписывается проверять соблюдение организациями требований законодательства о противодействии коррупции, в том числе ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции. Нет ничего удивительного, что в условиях, к сожалению, общепринятой для государственных органов "палочно-галочной" системы после издания данного Приказа по стране прокатился вал обращений прокуроров в суды с требованиями обязать ту или иную организацию принимать меры по борьбе с коррупцией.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Одновременно еще в 2016 г. появился Приказ Генпрокуратуры России от 4 мая 2016 г. N 263 <11>, которым органам прокуратуры предписывается проверять соблюдение организациями требований законодательства о противодействии коррупции, в том числе ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции. Нет ничего удивительного, что в условиях, к сожалению, общепринятой для государственных органов "палочно-галочной" системы после издания данного Приказа по стране прокатился вал обращений прокуроров в суды с требованиями обязать ту или иную организацию принимать меры по борьбе с коррупцией.