Программа государственных гарантий оказания медицинской помощи на 2019 год
Подборка наиболее важных документов по запросу Программа государственных гарантий оказания медицинской помощи на 2019 год (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 N 07АП-105/2023 по делу N А67-3545/2021
Требование: О признании недействительным акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в части возложения обязанности восстановить средства обязательного медицинского страхования и уплатить штраф.
Встречное требование: О взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, штрафа, пеней.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Из материалов дела следует, что в период с 18.01.2021 по 09.02.2021 Фондом проведена плановая комплексная проверка использования средств ОМС, полученных обществом на оплату медицинской помощи за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, в ходе которой установлено, что в нарушение пункта 11 областной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 29.12.2018 N 508а (далее - областная программа), общество в 2019 году средства ОМС в сумме 136 812 руб. направлены на оплату расходов по проведению лабораторных исследований обществом с ограниченной ответственностью "Независимая лаборатория ИНВИТРО", которое не участвует в реализации областной программы ОМС Томской области.
Требование: О признании недействительным акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в части возложения обязанности восстановить средства обязательного медицинского страхования и уплатить штраф.
Встречное требование: О взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, штрафа, пеней.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Из материалов дела следует, что в период с 18.01.2021 по 09.02.2021 Фондом проведена плановая комплексная проверка использования средств ОМС, полученных обществом на оплату медицинской помощи за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, в ходе которой установлено, что в нарушение пункта 11 областной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 29.12.2018 N 508а (далее - областная программа), общество в 2019 году средства ОМС в сумме 136 812 руб. направлены на оплату расходов по проведению лабораторных исследований обществом с ограниченной ответственностью "Независимая лаборатория ИНВИТРО", которое не участвует в реализации областной программы ОМС Томской области.
Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 09.02.2023 по делу N 66а-207/2023 (УИД 38OS0000-01-2022-000121-71)
Об оставлении без изменения решения Иркутского областного суда от 14.10.2022 об отказе в признании не действующей в части территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2022 и на плановый период 2023 и 2024, утвержденной постановлением правительства Иркутской области от 30.12.2021 N 1093-пп.Ссылки апеллянта на Показатели эффективности, установленные решением Комиссии от 23 октября 2019 года N 35, о незаконности оспариваемого нормативного правового акта не свидетельствуют, так как административный истец включен в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы в 2022 году с учетом указанных показателей. При этом действующим законодательством не закреплена обязанность Комиссии по предоставлению медицинской организации возможности оказания медицинской помощи, оплачиваемой за счет средств обязательного медицинского страхования, по всем заявленным в уведомлении о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций условиям, видам, формам оказания медицинской помощи, поскольку целью территориальной программы государственных гарантий является оказание востребованных видов медицинской помощи за счет вышеуказанных средств, а не загрузка мощностей медицинских организаций.
Об оставлении без изменения решения Иркутского областного суда от 14.10.2022 об отказе в признании не действующей в части территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2022 и на плановый период 2023 и 2024, утвержденной постановлением правительства Иркутской области от 30.12.2021 N 1093-пп.Ссылки апеллянта на Показатели эффективности, установленные решением Комиссии от 23 октября 2019 года N 35, о незаконности оспариваемого нормативного правового акта не свидетельствуют, так как административный истец включен в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы в 2022 году с учетом указанных показателей. При этом действующим законодательством не закреплена обязанность Комиссии по предоставлению медицинской организации возможности оказания медицинской помощи, оплачиваемой за счет средств обязательного медицинского страхования, по всем заявленным в уведомлении о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций условиям, видам, формам оказания медицинской помощи, поскольку целью территориальной программы государственных гарантий является оказание востребованных видов медицинской помощи за счет вышеуказанных средств, а не загрузка мощностей медицинских организаций.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы применения законодательства об обязательном медицинском страховании
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 1506 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 1506 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Статья: Развитие программ генетической диагностики пациентов с орфанными (редкими) заболеваниями как ключевой элемент пациентоориентированной модели здравоохранения
(Посадкова М.В., Бакрадзе И.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 1)<12> Постановление Правительства Москвы от 27 декабря 2018 г. N 1703-ПП "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/49547344/ (дата обращения: 05.03.2024).
(Посадкова М.В., Бакрадзе И.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 1)<12> Постановление Правительства Москвы от 27 декабря 2018 г. N 1703-ПП "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/49547344/ (дата обращения: 05.03.2024).
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Министерством здравоохранения Алтайского края матери Ж. было отказано в возмещении понесенных ею расходов на генетическое обследование сына по причине того, что данное обследование не входит в перечень методов исследований, предусмотренных стандартами оказания медицинской помощи по виду заболевания ее сына, и не включено в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1403 (Федеральная программа), в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденную постановлением Администрации Алтайского края от 30 декабря 2016 г. N 457.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Министерством здравоохранения Алтайского края матери Ж. было отказано в возмещении понесенных ею расходов на генетическое обследование сына по причине того, что данное обследование не входит в перечень методов исследований, предусмотренных стандартами оказания медицинской помощи по виду заболевания ее сына, и не включено в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1403 (Федеральная программа), в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденную постановлением Администрации Алтайского края от 30 декабря 2016 г. N 457.
Письмо ФФОМС от 17.07.2020 N 8484/30-2/5017
<Об источнике финансового обеспечения проведения лабораторного обследования и приобретения средств индивидуальной защиты>Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610, установлено, что территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста 4 лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний.
<Об источнике финансового обеспечения проведения лабораторного обследования и приобретения средств индивидуальной защиты>Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610, установлено, что территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста 4 лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний.
Статья: К правовому регулированию донорства крови
(Похабов Д.С., Жибурт Е.Б.)
("Медицинское право", 2023, N 1)<8> Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. N 2505 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" // СПС "КонсультантПлюс".
(Похабов Д.С., Жибурт Е.Б.)
("Медицинское право", 2023, N 1)<8> Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. N 2505 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Проблемные аспекты правовой регламентации деятельности медицинских организаций при применении порядков оказания медицинской помощи в пластической и реконструктивной хирургии
(Бисюк Ю.В., Вериковский В.А., Черникова П.М., Черникова Г.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 6)В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. N 1403 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" <23> реконструкция молочной железы после мастэктомии является высокотехнологичной медицинской помощью, а в соответствии с п. 7 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия" <24> медицинская помощь по профилю "пластическая хирургия" оказывается только по видам первичной специализированной медико-санитарной медицинской помощи и специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи.
(Бисюк Ю.В., Вериковский В.А., Черникова П.М., Черникова Г.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 6)В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. N 1403 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" <23> реконструкция молочной железы после мастэктомии является высокотехнологичной медицинской помощью, а в соответствии с п. 7 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия" <24> медицинская помощь по профилю "пластическая хирургия" оказывается только по видам первичной специализированной медико-санитарной медицинской помощи и специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи.
Статья: Надбавка за работу с практикантами из средств ОМС не предусмотрена
(Мухин С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)<3> Базовая программа ОМС, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 в составе Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год, и Территориальная программа обязательного медицинской страхования на 2022 год, утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2021 N 578-п в составе Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Новосибирской области.
(Мухин С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)<3> Базовая программа ОМС, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 в составе Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год, и Территориальная программа обязательного медицинской страхования на 2022 год, утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2021 N 578-п в составе Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Новосибирской области.
Статья: Особенности обеспечения амбулаторной помощи в государственной системе здравоохранения Российской Федерации: правовой и управленческий аспекты
(Смышляев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)<14> Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (ред. от 05.06.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
(Смышляев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)<14> Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (ред. от 05.06.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Вопрос: Кто следит за качеством оказания медицинской помощи?
("Официальный сайт ФАС России", 2021)В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. В рамках данной Программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. В рамках данной Программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В нарушение программ государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2017 год, 2018 год и 2019 год, утвержденных постановлениями администрации Владимирской области от 21.12.2016 N 1139, от 12.12.2017 N 1050, от 12.12.2018 N 904 соответственно, и Правил медстрахования N 158н и N 108н выплаты данному сотруднику за указанную работу, не связанную с оказанием медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, осуществлялись за счет средств ОМС, что является их нецелевым использованием.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В нарушение программ государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2017 год, 2018 год и 2019 год, утвержденных постановлениями администрации Владимирской области от 21.12.2016 N 1139, от 12.12.2017 N 1050, от 12.12.2018 N 904 соответственно, и Правил медстрахования N 158н и N 108н выплаты данному сотруднику за указанную работу, не связанную с оказанием медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, осуществлялись за счет средств ОМС, что является их нецелевым использованием.
Статья: Принципы правового регулирования государственной модели национального здравоохранения
(Мохов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Принцип обеспечения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения - важнейший принцип, характеризующий государственную модель здравоохранения. Несмотря на наличие и в настоящее время норм, ориентирующих отрасль на оказание медицинской помощи на безвозмездных для граждан началах, практика рыночно ориентированной отрасли свидетельствует об обратном. И тип большинства государственных учреждений здравоохранения (автономные и бюджетные), и формирование фонда оплаты труда медицинских работников, и другие организационные и финансовые особенности функционирования отрасли ориентируют управленцев и врачей на активное "навязывание" платных медицинских услуг населению. В Указе Президента РФ от 06.06.2019 N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года" указана доля платных медицинских услуг в общем объеме платных услуг в 20%, а замещение бесплатных медицинских услуг, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, медицинскими услугами, предоставляемыми на платной основе, названо в качестве угрозы национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан. Согласно предлагаемому принципу медицинская помощь гражданам в государственных организациях здравоохранения оказывается бесплатно в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, иными программами, реализуемыми за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Законом, иными федеральными законами.
(Мохов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Принцип обеспечения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения - важнейший принцип, характеризующий государственную модель здравоохранения. Несмотря на наличие и в настоящее время норм, ориентирующих отрасль на оказание медицинской помощи на безвозмездных для граждан началах, практика рыночно ориентированной отрасли свидетельствует об обратном. И тип большинства государственных учреждений здравоохранения (автономные и бюджетные), и формирование фонда оплаты труда медицинских работников, и другие организационные и финансовые особенности функционирования отрасли ориентируют управленцев и врачей на активное "навязывание" платных медицинских услуг населению. В Указе Президента РФ от 06.06.2019 N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года" указана доля платных медицинских услуг в общем объеме платных услуг в 20%, а замещение бесплатных медицинских услуг, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, медицинскими услугами, предоставляемыми на платной основе, названо в качестве угрозы национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан. Согласно предлагаемому принципу медицинская помощь гражданам в государственных организациях здравоохранения оказывается бесплатно в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, иными программами, реализуемыми за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Законом, иными федеральными законами.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<103> Федяев Д.В., Гостищев Р.В., Лемешко В.А., Ивахненко О.И. Обзор существующих возможностей и ограничений программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи // Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2019. Т. 12. N 3. С. 221 - 229.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<103> Федяев Д.В., Гостищев Р.В., Лемешко В.А., Ивахненко О.И. Обзор существующих возможностей и ограничений программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи // Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2019. Т. 12. N 3. С. 221 - 229.
Статья: Первичное звено государственной системы здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовой статус
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)В письме Минздрава России от 13 декабря 2017 г. N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" <12> (далее - Письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616) рекомендовано распределить МО, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий, по трем уровням. В данном документе появляется более детальное описание уровней. В частности, для первого уровня оказания МП указан территориальный признак - "в пределах муниципального образования (внутригородского округа)". Для первичного звена расширен перечень видов МП. Он (первый уровень) должен осуществлять, помимо специализированной МП по 4 профилям <13> (за исключением ВМП), также скорую и паллиативную МП. Ко второму уровню отнесены МО, оказывающие специализированную МП (за исключением ВМП) по пяти и более профилям на межмуниципальном уровне, больницы скорой МП и диспансеры. К третьему уровню отнесены МО, оказывающие ВМП. Таким образом, полной ясности письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616 не внесло. Первичное звено наделено (согласно документу) обязанностью оказывать специализированную МП, которая осуществляется в условиях дневного и круглосуточного стационара. Это вносит диссонанс в концепцию того, что первичное звено - это уровень ПМСП, которая осуществляется (согласно ФЗ N 323-ФЗ) исключительно в амбулаторных условиях или в дневных стационарах при МО, оказывающих ПМСП в амбулаторных условиях. В письме Минздрава России N 11-7/10/2-8616 появился и количественный признак (число профилей), делящий МО, оказывающие специализированную помощь, на первый и второй уровень. Неясно обстоит дело и с диспансерами <14>. Диспансеры могут оказывать как исключительно ПМСП и быть, по сути, монопрофильными амбулаторными МО, так быть и крупными центрами, оказывающими специализированную и ВМП в условиях стационара <15>. Помимо этого, документ изобилует такими понятиями, как "центр", "больница", хотя нет понимания того, о чем идет речь. В Приказе Минздрава России от 6 августа 2013 г. N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" <16> (далее - Приказ Минздрава России N 529н) указаны данные типы МО, но нет описания их функционала в части вида, условий оказания и формы МП. Приказ Минздрава России N 529н не содержит в себе таких наименований, как фельдшерско-акушерский (фельдшерский) пункт или офис врача общей практики (далее - ВОП). Этот факт выглядит довольно странно с той позиции, что именно указанные МО являются одними из основных единиц первичного звена системы здравоохранения.
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)В письме Минздрава России от 13 декабря 2017 г. N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" <12> (далее - Письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616) рекомендовано распределить МО, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий, по трем уровням. В данном документе появляется более детальное описание уровней. В частности, для первого уровня оказания МП указан территориальный признак - "в пределах муниципального образования (внутригородского округа)". Для первичного звена расширен перечень видов МП. Он (первый уровень) должен осуществлять, помимо специализированной МП по 4 профилям <13> (за исключением ВМП), также скорую и паллиативную МП. Ко второму уровню отнесены МО, оказывающие специализированную МП (за исключением ВМП) по пяти и более профилям на межмуниципальном уровне, больницы скорой МП и диспансеры. К третьему уровню отнесены МО, оказывающие ВМП. Таким образом, полной ясности письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616 не внесло. Первичное звено наделено (согласно документу) обязанностью оказывать специализированную МП, которая осуществляется в условиях дневного и круглосуточного стационара. Это вносит диссонанс в концепцию того, что первичное звено - это уровень ПМСП, которая осуществляется (согласно ФЗ N 323-ФЗ) исключительно в амбулаторных условиях или в дневных стационарах при МО, оказывающих ПМСП в амбулаторных условиях. В письме Минздрава России N 11-7/10/2-8616 появился и количественный признак (число профилей), делящий МО, оказывающие специализированную помощь, на первый и второй уровень. Неясно обстоит дело и с диспансерами <14>. Диспансеры могут оказывать как исключительно ПМСП и быть, по сути, монопрофильными амбулаторными МО, так быть и крупными центрами, оказывающими специализированную и ВМП в условиях стационара <15>. Помимо этого, документ изобилует такими понятиями, как "центр", "больница", хотя нет понимания того, о чем идет речь. В Приказе Минздрава России от 6 августа 2013 г. N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" <16> (далее - Приказ Минздрава России N 529н) указаны данные типы МО, но нет описания их функционала в части вида, условий оказания и формы МП. Приказ Минздрава России N 529н не содержит в себе таких наименований, как фельдшерско-акушерский (фельдшерский) пункт или офис врача общей практики (далее - ВОП). Этот факт выглядит довольно странно с той позиции, что именно указанные МО являются одними из основных единиц первичного звена системы здравоохранения.
Статья: Особенности реализации программно-целевого метода управления в системе оказания первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации на современном этапе
(Смышляев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)<7> Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов". URL: http://dep-economy44.ru/uploads/files/deyatelnost/projectmanagement/NP_FP_RP/2019/2/FP_Razvitie_sistemy_okazaniya_PMSR.pdf (дата обращения: 02.09.2021).
(Смышляев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)<7> Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов". URL: http://dep-economy44.ru/uploads/files/deyatelnost/projectmanagement/NP_FP_RP/2019/2/FP_Razvitie_sistemy_okazaniya_PMSR.pdf (дата обращения: 02.09.2021).