Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2019 год
Подборка наиболее важных документов по запросу Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2019 год (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 N 07АП-105/2023 по делу N А67-3545/2021
Требование: О признании недействительным акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в части возложения обязанности восстановить средства обязательного медицинского страхования и уплатить штраф.
Встречное требование: О взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, штрафа, пеней.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Из материалов дела следует, что в период с 18.01.2021 по 09.02.2021 Фондом проведена плановая комплексная проверка использования средств ОМС, полученных обществом на оплату медицинской помощи за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, в ходе которой установлено, что в нарушение пункта 11 областной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 29.12.2018 N 508а (далее - областная программа), общество в 2019 году средства ОМС в сумме 136 812 руб. направлены на оплату расходов по проведению лабораторных исследований обществом с ограниченной ответственностью "Независимая лаборатория ИНВИТРО", которое не участвует в реализации областной программы ОМС Томской области.
Требование: О признании недействительным акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в части возложения обязанности восстановить средства обязательного медицинского страхования и уплатить штраф.
Встречное требование: О взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, штрафа, пеней.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Из материалов дела следует, что в период с 18.01.2021 по 09.02.2021 Фондом проведена плановая комплексная проверка использования средств ОМС, полученных обществом на оплату медицинской помощи за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, в ходе которой установлено, что в нарушение пункта 11 областной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 29.12.2018 N 508а (далее - областная программа), общество в 2019 году средства ОМС в сумме 136 812 руб. направлены на оплату расходов по проведению лабораторных исследований обществом с ограниченной ответственностью "Независимая лаборатория ИНВИТРО", которое не участвует в реализации областной программы ОМС Томской области.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы применения законодательства об обязательном медицинском страховании
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 1506 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 1506 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Статья: Развитие программ генетической диагностики пациентов с орфанными (редкими) заболеваниями как ключевой элемент пациентоориентированной модели здравоохранения
(Посадкова М.В., Бакрадзе И.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 1)<12> Постановление Правительства Москвы от 27 декабря 2018 г. N 1703-ПП "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/49547344/ (дата обращения: 05.03.2024).
(Посадкова М.В., Бакрадзе И.В., Гавриленко Д.В.)
("Медицинское право", 2024, N 1)<12> Постановление Правительства Москвы от 27 декабря 2018 г. N 1703-ПП "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/49547344/ (дата обращения: 05.03.2024).
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Министерством здравоохранения Алтайского края матери Ж. было отказано в возмещении понесенных ею расходов на генетическое обследование сына по причине того, что данное обследование не входит в перечень методов исследований, предусмотренных стандартами оказания медицинской помощи по виду заболевания ее сына, и не включено в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1403 (Федеральная программа), в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденную постановлением Администрации Алтайского края от 30 декабря 2016 г. N 457.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Министерством здравоохранения Алтайского края матери Ж. было отказано в возмещении понесенных ею расходов на генетическое обследование сына по причине того, что данное обследование не входит в перечень методов исследований, предусмотренных стандартами оказания медицинской помощи по виду заболевания ее сына, и не включено в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1403 (Федеральная программа), в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденную постановлением Администрации Алтайского края от 30 декабря 2016 г. N 457.
Письмо ФФОМС от 17.07.2020 N 8484/30-2/5017
<Об источнике финансового обеспечения проведения лабораторного обследования и приобретения средств индивидуальной защиты>Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610, установлено, что территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста 4 лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний.
<Об источнике финансового обеспечения проведения лабораторного обследования и приобретения средств индивидуальной защиты>Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610, установлено, что территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста 4 лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний.
Статья: Здравоохранение. Мнения
(Перминова Е., Башанкаев Б., Моор А., Катренко В., Попович Л., Хан Н., Смирнов К., Цывова В., Домников А., Кузнецов Д., Муравьев Д., Толстов Д., Трошин А., Устюгов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 4)В представленном отчете Счетная палата рассматривает одно из важнейших направлений, которому со стороны государства уделяется особое внимание <1>, - эффективность и качество реализации базовой программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
(Перминова Е., Башанкаев Б., Моор А., Катренко В., Попович Л., Хан Н., Смирнов К., Цывова В., Домников А., Кузнецов Д., Муравьев Д., Толстов Д., Трошин А., Устюгов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 4)В представленном отчете Счетная палата рассматривает одно из важнейших направлений, которому со стороны государства уделяется особое внимание <1>, - эффективность и качество реализации базовой программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Статья: Проблемные аспекты правовой регламентации деятельности медицинских организаций при применении порядков оказания медицинской помощи в пластической и реконструктивной хирургии
(Бисюк Ю.В., Вериковский В.А., Черникова П.М., Черникова Г.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 6)В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. N 1403 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" <23> реконструкция молочной железы после мастэктомии является высокотехнологичной медицинской помощью, а в соответствии с п. 7 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия" <24> медицинская помощь по профилю "пластическая хирургия" оказывается только по видам первичной специализированной медико-санитарной медицинской помощи и специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи.
(Бисюк Ю.В., Вериковский В.А., Черникова П.М., Черникова Г.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 6)В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. N 1403 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" <23> реконструкция молочной железы после мастэктомии является высокотехнологичной медицинской помощью, а в соответствии с п. 7 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия" <24> медицинская помощь по профилю "пластическая хирургия" оказывается только по видам первичной специализированной медико-санитарной медицинской помощи и специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи.
Вопрос: Кто следит за качеством оказания медицинской помощи?
("Официальный сайт ФАС России", 2021)В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. В рамках данной Программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. В рамках данной Программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями.
Статья: Первичное звено государственной системы здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовой статус
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)В письме Минздрава России от 13 декабря 2017 г. N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" <12> (далее - Письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616) рекомендовано распределить МО, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий, по трем уровням. В данном документе появляется более детальное описание уровней. В частности, для первого уровня оказания МП указан территориальный признак - "в пределах муниципального образования (внутригородского округа)". Для первичного звена расширен перечень видов МП. Он (первый уровень) должен осуществлять, помимо специализированной МП по 4 профилям <13> (за исключением ВМП), также скорую и паллиативную МП. Ко второму уровню отнесены МО, оказывающие специализированную МП (за исключением ВМП) по пяти и более профилям на межмуниципальном уровне, больницы скорой МП и диспансеры. К третьему уровню отнесены МО, оказывающие ВМП. Таким образом, полной ясности письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616 не внесло. Первичное звено наделено (согласно документу) обязанностью оказывать специализированную МП, которая осуществляется в условиях дневного и круглосуточного стационара. Это вносит диссонанс в концепцию того, что первичное звено - это уровень ПМСП, которая осуществляется (согласно ФЗ N 323-ФЗ) исключительно в амбулаторных условиях или в дневных стационарах при МО, оказывающих ПМСП в амбулаторных условиях. В письме Минздрава России N 11-7/10/2-8616 появился и количественный признак (число профилей), делящий МО, оказывающие специализированную помощь, на первый и второй уровень. Неясно обстоит дело и с диспансерами <14>. Диспансеры могут оказывать как исключительно ПМСП и быть, по сути, монопрофильными амбулаторными МО, так быть и крупными центрами, оказывающими специализированную и ВМП в условиях стационара <15>. Помимо этого, документ изобилует такими понятиями, как "центр", "больница", хотя нет понимания того, о чем идет речь. В Приказе Минздрава России от 6 августа 2013 г. N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" <16> (далее - Приказ Минздрава России N 529н) указаны данные типы МО, но нет описания их функционала в части вида, условий оказания и формы МП. Приказ Минздрава России N 529н не содержит в себе таких наименований, как фельдшерско-акушерский (фельдшерский) пункт или офис врача общей практики (далее - ВОП). Этот факт выглядит довольно странно с той позиции, что именно указанные МО являются одними из основных единиц первичного звена системы здравоохранения.
(Стасевич Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)В письме Минздрава России от 13 декабря 2017 г. N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" <12> (далее - Письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616) рекомендовано распределить МО, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий, по трем уровням. В данном документе появляется более детальное описание уровней. В частности, для первого уровня оказания МП указан территориальный признак - "в пределах муниципального образования (внутригородского округа)". Для первичного звена расширен перечень видов МП. Он (первый уровень) должен осуществлять, помимо специализированной МП по 4 профилям <13> (за исключением ВМП), также скорую и паллиативную МП. Ко второму уровню отнесены МО, оказывающие специализированную МП (за исключением ВМП) по пяти и более профилям на межмуниципальном уровне, больницы скорой МП и диспансеры. К третьему уровню отнесены МО, оказывающие ВМП. Таким образом, полной ясности письмо Минздрава России N 11-7/10/2-8616 не внесло. Первичное звено наделено (согласно документу) обязанностью оказывать специализированную МП, которая осуществляется в условиях дневного и круглосуточного стационара. Это вносит диссонанс в концепцию того, что первичное звено - это уровень ПМСП, которая осуществляется (согласно ФЗ N 323-ФЗ) исключительно в амбулаторных условиях или в дневных стационарах при МО, оказывающих ПМСП в амбулаторных условиях. В письме Минздрава России N 11-7/10/2-8616 появился и количественный признак (число профилей), делящий МО, оказывающие специализированную помощь, на первый и второй уровень. Неясно обстоит дело и с диспансерами <14>. Диспансеры могут оказывать как исключительно ПМСП и быть, по сути, монопрофильными амбулаторными МО, так быть и крупными центрами, оказывающими специализированную и ВМП в условиях стационара <15>. Помимо этого, документ изобилует такими понятиями, как "центр", "больница", хотя нет понимания того, о чем идет речь. В Приказе Минздрава России от 6 августа 2013 г. N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" <16> (далее - Приказ Минздрава России N 529н) указаны данные типы МО, но нет описания их функционала в части вида, условий оказания и формы МП. Приказ Минздрава России N 529н не содержит в себе таких наименований, как фельдшерско-акушерский (фельдшерский) пункт или офис врача общей практики (далее - ВОП). Этот факт выглядит довольно странно с той позиции, что именно указанные МО являются одними из основных единиц первичного звена системы здравоохранения.
Статья: Особенности реализации программно-целевого метода управления в системе оказания первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации на современном этапе
(Смышляев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)<7> Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов". URL: http://dep-economy44.ru/uploads/files/deyatelnost/projectmanagement/NP_FP_RP/2019/2/FP_Razvitie_sistemy_okazaniya_PMSR.pdf (дата обращения: 02.09.2021).
(Смышляев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)<7> Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов". URL: http://dep-economy44.ru/uploads/files/deyatelnost/projectmanagement/NP_FP_RP/2019/2/FP_Razvitie_sistemy_okazaniya_PMSR.pdf (дата обращения: 02.09.2021).
Статья: Надбавка за работу с практикантами из средств ОМС не предусмотрена
(Мухин С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)<3> Базовая программа ОМС, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 в составе Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год, и Территориальная программа обязательного медицинской страхования на 2022 год, утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2021 N 578-п в составе Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Новосибирской области.
(Мухин С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)<3> Базовая программа ОМС, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 в составе Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год, и Территориальная программа обязательного медицинской страхования на 2022 год, утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2021 N 578-п в составе Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Новосибирской области.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<102> На данный момент действует Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Приказом Правительства от 28.12.2021 N 2505.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<102> На данный момент действует Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Приказом Правительства от 28.12.2021 N 2505.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В нарушение программ государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2017 год, 2018 год и 2019 год, утвержденных постановлениями администрации Владимирской области от 21.12.2016 N 1139, от 12.12.2017 N 1050, от 12.12.2018 N 904 соответственно, и Правил медстрахования N 158н и N 108н выплаты данному сотруднику за указанную работу, не связанную с оказанием медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, осуществлялись за счет средств ОМС, что является их нецелевым использованием.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В нарушение программ государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2017 год, 2018 год и 2019 год, утвержденных постановлениями администрации Владимирской области от 21.12.2016 N 1139, от 12.12.2017 N 1050, от 12.12.2018 N 904 соответственно, и Правил медстрахования N 158н и N 108н выплаты данному сотруднику за указанную работу, не связанную с оказанием медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, осуществлялись за счет средств ОМС, что является их нецелевым использованием.
Статья: Особенности обеспечения амбулаторной помощи в государственной системе здравоохранения Российской Федерации: правовой и управленческий аспекты
(Смышляев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)<14> Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (ред. от 05.06.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
(Смышляев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)<14> Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (ред. от 05.06.2020) // СПС "КонсультантПлюс".