Программа государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства

Подборка наиболее важных документов по запросу Программа государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 "Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения""По смыслу пункта 8 статьи 10 Закон N 101-ФЗ, в его истолковании, приведенном в пункте 1 Обзора, претендовать на получение в аренду земельного участка по указанному правовому основанию, в том числе на торгах, могут равные по статусу субъекты - участники программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Некоторые проблемы стимулирования предпринимательской активности субъектов агробизнеса
(Глеба О.В., Чудакова К.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)
Одной из важнейших задач на современном этапе развития отечественной экономики является формирование конкурентоспособного и эффективного сельскохозяйственного производства, в том числе посредством стимулирования предпринимательской активности субъектов агробизнеса, без которых невозможно поддерживать диверсификацию экономики, обеспечивать переход от импортозамещающей модели развития отрасли к экспортно ориентированной, а также увеличивать объемы производства продукции. Сегодня благодаря комплексу мер государственной поддержки, реализуемых в рамках государственной программы развития сельского хозяйства, аграрный сектор экономики демонстрирует положительную динамику развития. По данным Росстата, объем сельхозпроизводства в России в январе - мае 2022 г. по сравнению с показателем за аналогичный период 2021 г. вырос на 2,3% и составил 1,78 трлн руб. <1> По большинству позиций индикаторы доктрины продовольственной безопасности на 2021 г. были выполнены или даже перевыполнены (исключение составили молоко, картофель, овощи, бахчевые, фрукты и ягоды). По-прежнему приоритетным направлением развития аграрного сектора остается импортозамещение при одновременном развитии экспорта как важного источника для инвестиций. Показатели импорта неизменно снижаются: с 43 млрд долларов в 2013 г. до 34 млрд долларов в 2021 г. <2> Тем не менее даже в таком размере они еще достаточно велики, так что говорить о решении вопроса продовольственной независимости пока преждевременно. Хотя, по предварительным прогнозам, к 2030 г. российский экспорт сможет достичь показателя в 47 млрд долларов, что не может не радовать. Определенные надежды возлагаются на рынок Африки, на который уже сегодня приходится 12% агроэкспорта Российской Федерации.
Статья: Если земельный участок используется не по целевому назначению или с нарушением законодательства РФ
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)
На практике процесс рассмотрения судами дел об изъятии земельных участков занимает продолжительное время (от одного года и более) по ряду причин: длительная судебная процедура с учетом процессуальных сроков обжалования судебных актов, недобросовестное поведение собственников земельных участков, связанное с умышленным затягиванием судебного процесса. Указанные обстоятельства приводят к дальнейшей деградации земель и увеличению расходов, необходимых для их дальнейшего вовлечения в сельскохозяйственный оборот путем проведения культурно-технических мероприятий, которые в том числе финансируются за счет средств федерального и регионального бюджетов в рамках реализации программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.

Нормативные акты

"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России)
О предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов (пункт 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения")
"Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
Руководствуясь подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспоренного отказа указанным правовым нормам и о нарушении прав заявителя, поскольку последний имеет право на заключение договора аренды земельного участка без торгов как сельскохозяйственный производитель, участвующий в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.