Профсоюзы проблемы
Подборка наиболее важных документов по запросу Профсоюзы проблемы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы реализации защитной функции профсоюзов в новых формах занятости
(Чуча С.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3)"Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3
(Чуча С.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3)"Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3
Статья: Проблемы свободы объединения: сравнительно-правовое исследование норм законов о профессиональных союзах государств Евразийского экономического союза с учетом международных трудовых стандартов
(Раманкулов К.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)"Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2
(Раманкулов К.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)"Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
Постановление Правительства РФ от 11.02.2025 N 138
"О формировании справочника профессий, содержащего информацию о востребованных на рынке труда в Российской Федерации перспективных и новых профессиях"
(вместе с "Правилами формирования справочника профессий, содержащего информацию о востребованных на рынке труда в Российской Федерации перспективных и новых профессиях")б) проведение ежегодно, до 30 мая, опросов работодателей, объединений работодателей, объединений профессиональных союзов, объединений и ассоциаций, представляющих профессиональные сообщества, научных организаций и иных заинтересованных организаций по вопросам кадровых проблем организаций, востребованных и перспективных для трудоустройства различных категорий граждан профессий, актуальных квалификационных характеристик и профессиональных компетенций, а также по вопросам взаимодействия работодателей с системой образования;
"О формировании справочника профессий, содержащего информацию о востребованных на рынке труда в Российской Федерации перспективных и новых профессиях"
(вместе с "Правилами формирования справочника профессий, содержащего информацию о востребованных на рынке труда в Российской Федерации перспективных и новых профессиях")б) проведение ежегодно, до 30 мая, опросов работодателей, объединений работодателей, объединений профессиональных союзов, объединений и ассоциаций, представляющих профессиональные сообщества, научных организаций и иных заинтересованных организаций по вопросам кадровых проблем организаций, востребованных и перспективных для трудоустройства различных категорий граждан профессий, актуальных квалификационных характеристик и профессиональных компетенций, а также по вопросам взаимодействия работодателей с системой образования;
Статья: Подходы к правовому регулированию климатических прав и обязанностей в России и за рубежом
(Кичигин Н.В., Никонов Р.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 5)Данная концепция уходит корнями в североамериканские профсоюзные движения и движения за экологическую справедливость, которые сосредоточивали усилия на объединении профсоюзов и передовых движений для одновременного решения социальных и экологических проблем. Сегодня справедливый переход все чаще используется в контексте политики в области изменений климата, где он обычно относится к идее минимизации неблагоприятных и потенциально неравных социально-экономических последствий, к которым климатическая политика может привести различные уязвимые группы и сообщества <26>.
(Кичигин Н.В., Никонов Р.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 5)Данная концепция уходит корнями в североамериканские профсоюзные движения и движения за экологическую справедливость, которые сосредоточивали усилия на объединении профсоюзов и передовых движений для одновременного решения социальных и экологических проблем. Сегодня справедливый переход все чаще используется в контексте политики в области изменений климата, где он обычно относится к идее минимизации неблагоприятных и потенциально неравных социально-экономических последствий, к которым климатическая политика может привести различные уязвимые группы и сообщества <26>.
Статья: Перспективы развития российского трудового права и права социального обеспечения: четыре урока от неоавстрийской школы
(Лушников А.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)В статье дан авторский анализ взглядов представителей неоавстрийской экономической школы на перспективы развития трудового права. Особое внимание обращено на научное наследие Ф.А. Хайека, а также Л. Мизеса и Х. Уэрта де Сото. За основу взяты четыре основополагающих положения данной школы, имеющие непосредственный выход на правовую сторону регулирования трудовых отношений. Это, прежде всего, роль государства в данном процессе и степень его активности. Также рассмотрена проблематика заработной платы, связь массового использования неквалифицированного и низкооплачиваемого труда с проблемой технического перевооружения. Анализируется роль профсоюзов в регулировании отношений труда и капитала. Наконец, автором оцениваются взгляды представителей неоавстрийской экономической школы на проблемы социального страхования.
(Лушников А.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)В статье дан авторский анализ взглядов представителей неоавстрийской экономической школы на перспективы развития трудового права. Особое внимание обращено на научное наследие Ф.А. Хайека, а также Л. Мизеса и Х. Уэрта де Сото. За основу взяты четыре основополагающих положения данной школы, имеющие непосредственный выход на правовую сторону регулирования трудовых отношений. Это, прежде всего, роль государства в данном процессе и степень его активности. Также рассмотрена проблематика заработной платы, связь массового использования неквалифицированного и низкооплачиваемого труда с проблемой технического перевооружения. Анализируется роль профсоюзов в регулировании отношений труда и капитала. Наконец, автором оцениваются взгляды представителей неоавстрийской экономической школы на проблемы социального страхования.
Статья: О генезисе английской модели права социального обеспечения (научное наследие Б. Вебб и С. Вебб)
(Лушников А.М., Лушникова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)В несколько ином жанре была подготовлена другая совместная работа ученых об истории тред-юнионизма <8>. Напомним, что Б. Вебб (еще под девичьей фамилией Поттер) впервые ввела в научный оборот термин "коллективные переговоры" <9>. В дальнейшем С. Вебб и Б. Вебб выделяли относительно обособленное коалиционное право <10>, причем не ограничивали его только проблемами, связанными с регулированием трудовых отношений. Так, важнейшим в деятельности профсоюзов они считали создание касс взаимного социального страхования. Ученые установили, что английские профсоюзы в тот период создавали похоронные кассы, формируемые из взносов работников, кассы на случай болезни, проводившие лотереи, подписки, сбор пожертвований и др., кассы для престарелых, через которые осуществлялись как страхование, так и безвозмездная помощь, кассы страхования от несчастных случаев на работе. Кассы на случай безработицы не только выплачивали небольшие пособия, но и могли оплатить переезд в другую местность, где имелась работа. Однако они ярко показали все недостатки такого добровольного страхования, начиная от невозможности отчислять серьезные суммы при низком заработке.
(Лушников А.М., Лушникова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)В несколько ином жанре была подготовлена другая совместная работа ученых об истории тред-юнионизма <8>. Напомним, что Б. Вебб (еще под девичьей фамилией Поттер) впервые ввела в научный оборот термин "коллективные переговоры" <9>. В дальнейшем С. Вебб и Б. Вебб выделяли относительно обособленное коалиционное право <10>, причем не ограничивали его только проблемами, связанными с регулированием трудовых отношений. Так, важнейшим в деятельности профсоюзов они считали создание касс взаимного социального страхования. Ученые установили, что английские профсоюзы в тот период создавали похоронные кассы, формируемые из взносов работников, кассы на случай болезни, проводившие лотереи, подписки, сбор пожертвований и др., кассы для престарелых, через которые осуществлялись как страхование, так и безвозмездная помощь, кассы страхования от несчастных случаев на работе. Кассы на случай безработицы не только выплачивали небольшие пособия, но и могли оплатить переезд в другую местность, где имелась работа. Однако они ярко показали все недостатки такого добровольного страхования, начиная от невозможности отчислять серьезные суммы при низком заработке.
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)- разработка всех программ по снижению уровня неформальной занятости и долгосрочной национальной программы "Политика занятости населения Киргизской Республики до 2020 года" должна осуществляться с участием государственных органов, представителей независимых профсоюзов, работодателей и независимых экспертов и ученых, занимающихся проблемами неформальной занятости;
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)- разработка всех программ по снижению уровня неформальной занятости и долгосрочной национальной программы "Политика занятости населения Киргизской Республики до 2020 года" должна осуществляться с участием государственных органов, представителей независимых профсоюзов, работодателей и независимых экспертов и ученых, занимающихся проблемами неформальной занятости;
Статья: Концепция современного социального государства через призму делиберативного конституционализма
(Раздъяконова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)Далее в качестве заинтересованных групп могут выступать социальные службы, непосредственно приближенные к проблемам социально незащищенных граждан, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, профсоюзы, объединения работодателей и обычные граждане. При этом дискуссия должна быть "информированной, сбалансированной, сознательной, независимой и всесторонней" <18>. Задача вовлекаемых участников состоит в том, чтобы определить нуждающихся субъектов социальной политики, механизмы оказания помощи, способы правового регулирования общественных отношений, т.е., по сути, обсуждать проблему "по существу".
(Раздъяконова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)Далее в качестве заинтересованных групп могут выступать социальные службы, непосредственно приближенные к проблемам социально незащищенных граждан, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, профсоюзы, объединения работодателей и обычные граждане. При этом дискуссия должна быть "информированной, сбалансированной, сознательной, независимой и всесторонней" <18>. Задача вовлекаемых участников состоит в том, чтобы определить нуждающихся субъектов социальной политики, механизмы оказания помощи, способы правового регулирования общественных отношений, т.е., по сути, обсуждать проблему "по существу".
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Для преодоления сложившейся ситуации необходимы разработка и принятие иных механизмов региональной дифференциации заработной платы работников регионов с неблагоприятными климатическими условиями. В законодательстве следует установить минимальный стандарт гарантий и компенсаций для всех лиц, работающих в таких регионах, в том числе и для тех, кто относится к бюджетной сфере финансирования, чтобы они не остались вне сферы государственного регулирования. В рамках проведения научно обоснованного районирования следовало бы выделить те отрасли производства, которые являются приоритетными для развития данного региона, с разработкой программы мероприятий по привлечению квалифицированных специалистов. Целесообразным было бы возродить и эффективно работавший в СССР организованный набор рабочей силы для малообжитых регионов страны. В решении социально-экономических проблем северных районов страны необходимо полнее использовать как закрепленные в ст. 27 ТК РФ, так и вырабатываемые практикой различные формы социального партнерства (например, соглашения между объединениями организаций, профсоюзов и работодателей о взаимодействии в области социально-трудовых отношений).
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Для преодоления сложившейся ситуации необходимы разработка и принятие иных механизмов региональной дифференциации заработной платы работников регионов с неблагоприятными климатическими условиями. В законодательстве следует установить минимальный стандарт гарантий и компенсаций для всех лиц, работающих в таких регионах, в том числе и для тех, кто относится к бюджетной сфере финансирования, чтобы они не остались вне сферы государственного регулирования. В рамках проведения научно обоснованного районирования следовало бы выделить те отрасли производства, которые являются приоритетными для развития данного региона, с разработкой программы мероприятий по привлечению квалифицированных специалистов. Целесообразным было бы возродить и эффективно работавший в СССР организованный набор рабочей силы для малообжитых регионов страны. В решении социально-экономических проблем северных районов страны необходимо полнее использовать как закрепленные в ст. 27 ТК РФ, так и вырабатываемые практикой различные формы социального партнерства (например, соглашения между объединениями организаций, профсоюзов и работодателей о взаимодействии в области социально-трудовых отношений).
Статья: Баланс интересов при реализации профсоюзами права на получение от работодателей информации по социально-трудовым вопросам
(Хасанов А.О.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)Законодатель не относит к сторонам трудовых отношений профсоюз, вероятно, поэтому проблемам взаимодействия работодателей и профсоюзов не уделяется должного внимания в процессе развития правового регулирования.
(Хасанов А.О.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)Законодатель не относит к сторонам трудовых отношений профсоюз, вероятно, поэтому проблемам взаимодействия работодателей и профсоюзов не уделяется должного внимания в процессе развития правового регулирования.
Статья: Способы рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров
(Лукьянова Н.А., Корнилин К.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Следует отметить, что трудовым законодательством не установлены требования к уровню образования членов КТС, что означает возможное отсутствие у них юридической подготовки. Нельзя исключать и проблему образования КТС там, где отсутствует профсоюз, а также малочисленный коллектив предприятия. Кроме того, ни для кого не секрет, что сотрудники, входящие в состав КТС, понимают, что находятся в зависимом положении от своего работодателя. Поэтому их объективность в рассмотрении спора можно поставить под сомнение.
(Лукьянова Н.А., Корнилин К.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Следует отметить, что трудовым законодательством не установлены требования к уровню образования членов КТС, что означает возможное отсутствие у них юридической подготовки. Нельзя исключать и проблему образования КТС там, где отсутствует профсоюз, а также малочисленный коллектив предприятия. Кроме того, ни для кого не секрет, что сотрудники, входящие в состав КТС, понимают, что находятся в зависимом положении от своего работодателя. Поэтому их объективность в рассмотрении спора можно поставить под сомнение.
Статья: Классификация видов правозащитной деятельности
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)<15> Кузьмичева Е.И. Правозащитная деятельность профсоюзов как конституционно-правовая защита работников - членов профсоюза // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. 2019. N 14. С. 151 - 157.
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)<15> Кузьмичева Е.И. Правозащитная деятельность профсоюзов как конституционно-правовая защита работников - членов профсоюза // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. 2019. N 14. С. 151 - 157.
Статья: Перспективы дальнейшего совершенствования законодательства о предоставлении персонала
(Саурин С.А.)
("Закон", 2022, N 10)Думается, что решение указанной проблемы следует искать по двум направлениям. Во-первых, действующим законодательством не запрещено создавать первичные профсоюзные организации без привязки их к конкретному работодателю. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" первичная профсоюзная организация определена как "добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации". На практике в настоящее время некоторыми профессиональными союзами используется модель выстраивания собственной структуры на локальном уровне социального партнерства по территориальному признаку вне связи с конкретными организациями. Так, в соответствии с п. 6.1 Устава Межрегионального профсоюза работников здравоохранения "Действие" первичной профсоюзной организацией считается добровольное объединение членов профсоюза, проживающих и (или) работающих на территории одного или нескольких близлежащих муниципальных образований либо объединившихся по признаку профильной профессиональной специализации <5>. Думается, что такой подход соотносится с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 24 октября 2013 года N 22-П, в соответствии с которой социальные партнеры могут по своему усмотрению выбирать удобный для них уровень социально-партнерского взаимодействия и создавать соответствующие организации для осуществления такого взаимодействия. Подобный подход к регулированию правового статуса первичных профсоюзных организаций может позволить работникам, направляемым к принимающей стороне, реализовать свое право на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в них, как у направляющей, так и у принимающей стороны. Возможно, целесообразным было бы рассмотреть прямое законодательное указание на право направляемых работников создавать первичные профсоюзные организации по территориальному признаку и через них взаимодействовать с направляющей и принимающими сторонами.
(Саурин С.А.)
("Закон", 2022, N 10)Думается, что решение указанной проблемы следует искать по двум направлениям. Во-первых, действующим законодательством не запрещено создавать первичные профсоюзные организации без привязки их к конкретному работодателю. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" первичная профсоюзная организация определена как "добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации". На практике в настоящее время некоторыми профессиональными союзами используется модель выстраивания собственной структуры на локальном уровне социального партнерства по территориальному признаку вне связи с конкретными организациями. Так, в соответствии с п. 6.1 Устава Межрегионального профсоюза работников здравоохранения "Действие" первичной профсоюзной организацией считается добровольное объединение членов профсоюза, проживающих и (или) работающих на территории одного или нескольких близлежащих муниципальных образований либо объединившихся по признаку профильной профессиональной специализации <5>. Думается, что такой подход соотносится с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 24 октября 2013 года N 22-П, в соответствии с которой социальные партнеры могут по своему усмотрению выбирать удобный для них уровень социально-партнерского взаимодействия и создавать соответствующие организации для осуществления такого взаимодействия. Подобный подход к регулированию правового статуса первичных профсоюзных организаций может позволить работникам, направляемым к принимающей стороне, реализовать свое право на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в них, как у направляющей, так и у принимающей стороны. Возможно, целесообразным было бы рассмотреть прямое законодательное указание на право направляемых работников создавать первичные профсоюзные организации по территориальному признаку и через них взаимодействовать с направляющей и принимающими сторонами.