Профсоюз при реорганизации
Подборка наиболее важных документов по запросу Профсоюз при реорганизации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Устав первичной профсоюзной организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)11. Ликвидация, реорганизация, порядок прекращения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)11. Ликвидация, реорганизация, порядок прекращения
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Значение организаций, реализующих государственно-властные полномочия, в системе публичного управления
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)<18> Децентрализации подверглась и политическая жизнь страны. В 1962 г. произошло разделение КПСС на промышленные и сельские обкомы. Соответствующая реорганизация коснулась Советов, комсомола, профсоюзов и даже, как уже отмечалось выше, органов внутренних дел, включая милицию.
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)<18> Децентрализации подверглась и политическая жизнь страны. В 1962 г. произошло разделение КПСС на промышленные и сельские обкомы. Соответствующая реорганизация коснулась Советов, комсомола, профсоюзов и даже, как уже отмечалось выше, органов внутренних дел, включая милицию.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за работником его средний заработок при невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией или реорганизацией организации, с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы (должности):
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за работником его средний заработок при невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией или реорганизацией организации, с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы (должности):
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ
(ред. от 21.12.2021)
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"Статья 10. Реорганизация, прекращение деятельности, приостановка, запрещение деятельности и ликвидация профсоюза
(ред. от 21.12.2021)
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"Статья 10. Реорганизация, прекращение деятельности, приостановка, запрещение деятельности и ликвидация профсоюза
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом. Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируются настоящим Федеральным законом.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом. Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируются настоящим Федеральным законом.
Статья: К вопросу о передаче дела социального обеспечения в ведение профсоюзных органов (1958 - 1959 гг.)
(Капустина О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Одним из важнейших достижений советского собеса было проведение в 1956 г. широкомасштабной пенсионной реформы, связанной с вводом в действие Закона "О государственных пенсиях" <10>, упорядочившего пенсионные права рабочих и служащих. За короткие сроки республиканские министерства СО оборудовали помещения для нужд местных отделов, приобрели транспорт, подготовили кадры, назначили и перерассчитали несколько миллионов пенсий. В результате в 1958 г. на пенсионные нужды в СССР было израсходовано 64 млрд руб. (сумма в значениях до денежной реформы 1961 г.), что почти в два раза превысило аналогичные выплаты в 1953 г. <11> Таким образом, после проведения реформы произошло значительное увеличение количества денежных средств, находившихся в оперативном управлении республиканских министерств социального обеспечения, что, безусловно, повысило авторитет данных структур, усилило их влияние на государственном уровне. Имевшиеся на этот момент у профсоюзов контрольные функции были закреплены в принятом практически одновременно с пенсионным Законом Постановлении Президиума ВЦСПС <12>. Передача профсоюзам функций социального обеспечения в полном объеме, скорее всего, означала бы ликвидацию союзных министерств СО и реорганизацию соответствующих социальных систем, в том числе только что отлаженной системы пенсионного обеспечения.
(Капустина О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Одним из важнейших достижений советского собеса было проведение в 1956 г. широкомасштабной пенсионной реформы, связанной с вводом в действие Закона "О государственных пенсиях" <10>, упорядочившего пенсионные права рабочих и служащих. За короткие сроки республиканские министерства СО оборудовали помещения для нужд местных отделов, приобрели транспорт, подготовили кадры, назначили и перерассчитали несколько миллионов пенсий. В результате в 1958 г. на пенсионные нужды в СССР было израсходовано 64 млрд руб. (сумма в значениях до денежной реформы 1961 г.), что почти в два раза превысило аналогичные выплаты в 1953 г. <11> Таким образом, после проведения реформы произошло значительное увеличение количества денежных средств, находившихся в оперативном управлении республиканских министерств социального обеспечения, что, безусловно, повысило авторитет данных структур, усилило их влияние на государственном уровне. Имевшиеся на этот момент у профсоюзов контрольные функции были закреплены в принятом практически одновременно с пенсионным Законом Постановлении Президиума ВЦСПС <12>. Передача профсоюзам функций социального обеспечения в полном объеме, скорее всего, означала бы ликвидацию союзных министерств СО и реорганизацию соответствующих социальных систем, в том числе только что отлаженной системы пенсионного обеспечения.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за работником его средний заработок при невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией или реорганизацией организации, с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы (должности):
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за работником его средний заработок при невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией или реорганизацией организации, с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы (должности):
Статья: Актуальные вопросы защиты социально-трудовых прав работников профсоюзами на современном этапе
(Купреев Я.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4)Правовому регулированию информирования работников также уделяется недостаточно внимания. Очевидно, нуждается в конкретизации предоставляемая работникам информация о реорганизации организации, об избранной форме реорганизации, ее сроках, планах относительно продолжения трудовых отношений и т.д. Также, как справедливо отмечает Е.Ю. Забрамная, за профсоюзом следует закрепить и право контролировать соблюдение работодателем порядка информирования работников о наличии у них соответствующих прав и гарантий в целях минимизации случаев квалификации в качестве злоупотребления правом со стороны работников их поведения, не являющегося злонамеренным, а обусловленного недостаточным знанием своих трудовых прав и порядка их осуществления либо недостаточной регламентацией на локальном уровне порядка реализации этих прав <5>.
(Купреев Я.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4)Правовому регулированию информирования работников также уделяется недостаточно внимания. Очевидно, нуждается в конкретизации предоставляемая работникам информация о реорганизации организации, об избранной форме реорганизации, ее сроках, планах относительно продолжения трудовых отношений и т.д. Также, как справедливо отмечает Е.Ю. Забрамная, за профсоюзом следует закрепить и право контролировать соблюдение работодателем порядка информирования работников о наличии у них соответствующих прав и гарантий в целях минимизации случаев квалификации в качестве злоупотребления правом со стороны работников их поведения, не являющегося злонамеренным, а обусловленного недостаточным знанием своих трудовых прав и порядка их осуществления либо недостаточной регламентацией на локальном уровне порядка реализации этих прав <5>.
Готовое решение: Как уволить работников при реорганизации организации
(КонсультантПлюс, 2025)А если реорганизация сопровождается сокращением численности или штата, то вы можете уволить работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за исключением тех, кого нельзя сокращать). Тогда вам нужно, в частности, издать приказ о сокращении, оценить преимущественное право работников остаться на работе, уведомить их, государственную службу занятости и профсоюз (если есть) о сокращении, предложить каждому работнику подходящие вакансии (ч. 1 ст. 82, ч. 2 ст. 180 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 53 Закона о занятости N 565-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)А если реорганизация сопровождается сокращением численности или штата, то вы можете уволить работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за исключением тех, кого нельзя сокращать). Тогда вам нужно, в частности, издать приказ о сокращении, оценить преимущественное право работников остаться на работе, уведомить их, государственную службу занятости и профсоюз (если есть) о сокращении, предложить каждому работнику подходящие вакансии (ч. 1 ст. 82, ч. 2 ст. 180 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 53 Закона о занятости N 565-ФЗ).