Проект оценки воздействия на окружающую среду
Подборка наиболее важных документов по запросу Проект оценки воздействия на окружающую среду (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В обязательном порядке получение разрешения или лицензии требуется для реализации проектов, подлежащих оценке воздействия на окружающую среду, в частности проектов производства энергии из возобновляемых источников, а также проектов строительства и эксплуатации систем использования гидроэнергии и систем выработки геотермальной энергии (§ 11a).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В обязательном порядке получение разрешения или лицензии требуется для реализации проектов, подлежащих оценке воздействия на окружающую среду, в частности проектов производства энергии из возобновляемых источников, а также проектов строительства и эксплуатации систем использования гидроэнергии и систем выработки геотермальной энергии (§ 11a).
Статья: Развитие законодательства об охране российских объектов всемирного природного наследия в контексте решений сорок пятой сессии Комитета всемирного наследия
(Дицевич Я.Б., Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2024, N 1)На сорок пятой сессии в 2023 г. Комитет рекомендовал провести СЭО в целях обеспечения развития устойчивого туризма на объектах "Вулканы Камчатки" и "Западный Кавказ", а в отношении некоторых объектов и проектов - также ОВОС планируемых проектов строительства и развития экономической деятельности в соответствии с новым Методическим руководством. Так, к примеру, в отношении озера Байкал Комитет просил представить полный перечень проектов строительства в особых экономических зонах и обеспечить проведение их ОВОС, в том числе для оценки совокупного влияния таких проектов на уникальную экосистему с применением подходов Методического руководства.
(Дицевич Я.Б., Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2024, N 1)На сорок пятой сессии в 2023 г. Комитет рекомендовал провести СЭО в целях обеспечения развития устойчивого туризма на объектах "Вулканы Камчатки" и "Западный Кавказ", а в отношении некоторых объектов и проектов - также ОВОС планируемых проектов строительства и развития экономической деятельности в соответствии с новым Методическим руководством. Так, к примеру, в отношении озера Байкал Комитет просил представить полный перечень проектов строительства в особых экономических зонах и обеспечить проведение их ОВОС, в том числе для оценки совокупного влияния таких проектов на уникальную экосистему с применением подходов Методического руководства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2) в отношении проекта технической документации на технологию, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, сведения о котором содержатся в реестре выданных заключений государственной экологической экспертизы, ведение которого осуществляется в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации порядком проведения государственной экологической экспертизы, за исключением случаев реализации такой технологии с отступлениями от проекта технической документации на технологию, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) внесения изменений в проект технической документации на технологию, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекших за собой увеличение уровня воздействия на окружающую среду, определенного в ходе проведения оценки воздействия на окружающую среду при подготовке такого проекта технической документации, и (или) возникновение воздействия на окружающую среду, не выявленного в ходе проведения оценки воздействия на окружающую среду при подготовке такого проекта технической документации.
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2) в отношении проекта технической документации на технологию, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, сведения о котором содержатся в реестре выданных заключений государственной экологической экспертизы, ведение которого осуществляется в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации порядком проведения государственной экологической экспертизы, за исключением случаев реализации такой технологии с отступлениями от проекта технической документации на технологию, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) внесения изменений в проект технической документации на технологию, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекших за собой увеличение уровня воздействия на окружающую среду, определенного в ходе проведения оценки воздействия на окружающую среду при подготовке такого проекта технической документации, и (или) возникновение воздействия на окружающую среду, не выявленного в ходе проведения оценки воздействия на окружающую среду при подготовке такого проекта технической документации.
Статья: Тенденции развития зарубежного законодательства об охране окружающей среды
(Сакович О.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 4)Подготовка отчета о возможном воздействии осуществляется физическим и (или) юридическим лицом, имеющим лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды (далее - составитель отчета). Организацию и финансирование работ по оценке воздействия на окружающую среду и подготовке проекта отчета о возможном воздействии обеспечивает инициатор оценки за свой счет. По завершении разработки проекта отчета о возможном воздействии инициатор оценки или составитель проекта, действующий по договору с инициатором, направляет проект отчета в уполномоченный орган охраны окружающей среды. Регулируется проведение общественных слушаний по проекту отчета, в том числе повторных. В случае несогласия инициатора с высказанными в ходе слушаний замечаниями спорные вопросы разрешаются экспертной комиссией - коллегиальным, консультативно-совещательным органом, созываемым для рассмотрения каждого проекта отчета о возможном воздействии на окружающую среду. Инициатор оценки и члены экспертной комиссии вправе приглашать на заседания независимых экспертов из числа научных работников и признанных специалистов-практиков. Решения экспертной комиссии принимаются не менее чем 2/3 голосов всех ее членов.
(Сакович О.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 4)Подготовка отчета о возможном воздействии осуществляется физическим и (или) юридическим лицом, имеющим лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды (далее - составитель отчета). Организацию и финансирование работ по оценке воздействия на окружающую среду и подготовке проекта отчета о возможном воздействии обеспечивает инициатор оценки за свой счет. По завершении разработки проекта отчета о возможном воздействии инициатор оценки или составитель проекта, действующий по договору с инициатором, направляет проект отчета в уполномоченный орган охраны окружающей среды. Регулируется проведение общественных слушаний по проекту отчета, в том числе повторных. В случае несогласия инициатора с высказанными в ходе слушаний замечаниями спорные вопросы разрешаются экспертной комиссией - коллегиальным, консультативно-совещательным органом, созываемым для рассмотрения каждого проекта отчета о возможном воздействии на окружающую среду. Инициатор оценки и члены экспертной комиссии вправе приглашать на заседания независимых экспертов из числа научных работников и признанных специалистов-практиков. Решения экспертной комиссии принимаются не менее чем 2/3 голосов всех ее членов.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- положительные заключения государственной экологической экспертизы, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы до 1 сентября 2025 года, по проектам технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, сведения о которых содержатся в реестре выданных заключений государственной экологической экспертизы, указанном в подп. 2 п. 14 ст. 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции настоящего Федерального закона), имеют юридическую силу, за исключением случаев внесения изменений в проект технической документации на технологию, предусмотренную настоящей частью, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, или реализации такой технологии с отступлениями от проекта технической документации, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекших за собой увеличение уровня воздействия на окружающую среду, определенного в ходе проведения оценки воздействия на окружающую среду при подготовке такого проекта технической документации, и (или) возникновение воздействия на окружающую среду, не выявленного в ходе проведения оценки воздействия на окружающую среду при подготовке такого проекта технической документации (ч. 9 ст. 9 ФЗ N 673-ФЗ).
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- положительные заключения государственной экологической экспертизы, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы до 1 сентября 2025 года, по проектам технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, сведения о которых содержатся в реестре выданных заключений государственной экологической экспертизы, указанном в подп. 2 п. 14 ст. 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции настоящего Федерального закона), имеют юридическую силу, за исключением случаев внесения изменений в проект технической документации на технологию, предусмотренную настоящей частью, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, или реализации такой технологии с отступлениями от проекта технической документации, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекших за собой увеличение уровня воздействия на окружающую среду, определенного в ходе проведения оценки воздействия на окружающую среду при подготовке такого проекта технической документации, и (или) возникновение воздействия на окружающую среду, не выявленного в ходе проведения оценки воздействия на окружающую среду при подготовке такого проекта технической документации (ч. 9 ст. 9 ФЗ N 673-ФЗ).
Статья: О проблемах судебной защиты климатических прав
(Новикова Е.В.)
("Экологическое право", 2022, N 1)<5> Более того, Эксимбанк "позеленел" настолько, что взял на себя "руководящую роль" в обеспечении принципа прозрачности в отношении выбросов ПГ и "разработке общих стандартов по снижению выбросов парниковых газов для финансируемых проектов", включая оценку воздействия на окружающую среду для учета выбросов ПГ. См.: http://climatecasechart.com/case/friends-of-the-earth-v-watson/.
(Новикова Е.В.)
("Экологическое право", 2022, N 1)<5> Более того, Эксимбанк "позеленел" настолько, что взял на себя "руководящую роль" в обеспечении принципа прозрачности в отношении выбросов ПГ и "разработке общих стандартов по снижению выбросов парниковых газов для финансируемых проектов", включая оценку воздействия на окружающую среду для учета выбросов ПГ. См.: http://climatecasechart.com/case/friends-of-the-earth-v-watson/.
Статья: Правовой режим экологических троп в особо охраняемых природных территориях России: проблемы и пути решения
(Анисимов А.П., Резванова Л.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)6) в настоящий момент уже формируется судебная практика по поводу режима использования экотроп. Во-первых, следует выделить решения судов об обязывании органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (и дирекций ООПТ) произвести расчет предельно допустимой рекреационной емкости территории заказников или иных региональных ООПТ, с проведением общественных слушаний по материалам ОВОС по проектам создания экологических троп <8>; возложении обязанности на такие органы создать и оборудовать экотропы в установленный решением суда срок <9>. Во-вторых, можно выделить дела о привлечении к административной ответственности по ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <10> (далее - КоАП РФ) юридических лиц (в частности, ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш") за осуществление рекреационной деятельности за пределами специально предусмотренных для этого мест (самовольно проложен туристический маршрут, организовано проведение массовых мероприятий вне специально отведенных мест) <11>. В-третьих, в судебной практике есть дела о привлечении к административной ответственности (ст. 8.39 КоАП РФ) граждан, организовавших экскурсию в заказнике на экотропе без согласования природоохранных органов <12>. Разновидностью этой категории дел являются решения о привлечении граждан к ответственности за нахождение в заповеднике на экотропе без разрешения <13>;
(Анисимов А.П., Резванова Л.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)6) в настоящий момент уже формируется судебная практика по поводу режима использования экотроп. Во-первых, следует выделить решения судов об обязывании органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (и дирекций ООПТ) произвести расчет предельно допустимой рекреационной емкости территории заказников или иных региональных ООПТ, с проведением общественных слушаний по материалам ОВОС по проектам создания экологических троп <8>; возложении обязанности на такие органы создать и оборудовать экотропы в установленный решением суда срок <9>. Во-вторых, можно выделить дела о привлечении к административной ответственности по ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <10> (далее - КоАП РФ) юридических лиц (в частности, ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш") за осуществление рекреационной деятельности за пределами специально предусмотренных для этого мест (самовольно проложен туристический маршрут, организовано проведение массовых мероприятий вне специально отведенных мест) <11>. В-третьих, в судебной практике есть дела о привлечении к административной ответственности (ст. 8.39 КоАП РФ) граждан, организовавших экскурсию в заказнике на экотропе без согласования природоохранных органов <12>. Разновидностью этой категории дел являются решения о привлечении граждан к ответственности за нахождение в заповеднике на экотропе без разрешения <13>;
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)В Руководстве содержатся положения, касающиеся руководящих принципов создания нормативно-правовой базы для ПЧП, планирования и подготовки проектов, включая анализ экономичности и эффективности проекта и тщательную оценку его финансового и социального воздействия на окружающую среду; порядка заключения договора и его содержания, срока действия, продления и прекращения, а также урегулирования споров, возникающих в ходе осуществления проекта.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)В Руководстве содержатся положения, касающиеся руководящих принципов создания нормативно-правовой базы для ПЧП, планирования и подготовки проектов, включая анализ экономичности и эффективности проекта и тщательную оценку его финансового и социального воздействия на окружающую среду; порядка заключения договора и его содержания, срока действия, продления и прекращения, а также урегулирования споров, возникающих в ходе осуществления проекта.