Проект инициативного бюджетирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Проект инициативного бюджетирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие граждан в бюджетном процессе: опыт самообложения и инициативного бюджетирования
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2023, N 12)<14> См., например: Миронова С.М. Правовое обеспечение финансового участия населения в реализации проектов инициативного бюджетирования // Вестник СурГУ. 2019. N 2 (24). С. 85 - 90.
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2023, N 12)<14> См., например: Миронова С.М. Правовое обеспечение финансового участия населения в реализации проектов инициативного бюджетирования // Вестник СурГУ. 2019. N 2 (24). С. 85 - 90.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)- на территории 78 субъектов РФ реализовано более 33 тыс. проектов инициативного бюджетирования, общая стоимость которых составила порядка 58,5 млрд рублей.
(разработаны Минфином России)- на территории 78 субъектов РФ реализовано более 33 тыс. проектов инициативного бюджетирования, общая стоимость которых составила порядка 58,5 млрд рублей.
Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2023 N 2958-р
(ред. от 15.10.2025)
<Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года>установка на участие в проектах инициативного бюджетирования, иных практиках, а также использование других существующих инструментов участия граждан в бюджетном процессе;
(ред. от 15.10.2025)
<Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года>установка на участие в проектах инициативного бюджетирования, иных практиках, а также использование других существующих инструментов участия граждан в бюджетном процессе;
Статья: Участие населения в бюджетном процессе: самообложение граждан и инициативное бюджетирование в России
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)<8> Каратаева Г.Е. Организация и механизмы финансового обеспечения проектов инициативного бюджетирования // Вестник СурГУ. 2019. Вып. 2(24). С. 82 - 83.
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)<8> Каратаева Г.Е. Организация и механизмы финансового обеспечения проектов инициативного бюджетирования // Вестник СурГУ. 2019. Вып. 2(24). С. 82 - 83.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Общественный финансовый контроль публичных закупок может быть реализован методом мониторинга проектов нормативных правовых актов, включая последующий мониторинг их исполнения. Результаты общественного финансового контроля публичных закупок могут быть использованы гражданами в дальнейшем в порядке инициативного бюджетирования - представители общественного финансового контроля публичных закупок могут составить основу для формирования инициативных проектов на местах (инициативное бюджетирование). Фактически реализация общественными объединениями или отдельными гражданами не просто общественного, а общественного финансового контроля публичных закупок является залогом активного вовлечения общества и граждан в бюджетный процесс на уровне субъектов Российской Федерации, а также на муниципальном уровне в процесс принятия бюджетных решений, способствующих регулярному планированию и выделению бюджетных ассигнований на реализацию инициативных проектов, имеющих приоритетное значение для населения одного или нескольких муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Общественный финансовый контроль публичных закупок может быть реализован методом мониторинга проектов нормативных правовых актов, включая последующий мониторинг их исполнения. Результаты общественного финансового контроля публичных закупок могут быть использованы гражданами в дальнейшем в порядке инициативного бюджетирования - представители общественного финансового контроля публичных закупок могут составить основу для формирования инициативных проектов на местах (инициативное бюджетирование). Фактически реализация общественными объединениями или отдельными гражданами не просто общественного, а общественного финансового контроля публичных закупок является залогом активного вовлечения общества и граждан в бюджетный процесс на уровне субъектов Российской Федерации, а также на муниципальном уровне в процесс принятия бюджетных решений, способствующих регулярному планированию и выделению бюджетных ассигнований на реализацию инициативных проектов, имеющих приоритетное значение для населения одного или нескольких муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации.
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)3. Особенности решения вопросов местного значения в условиях ограниченного финансирования также регулярно отражаются в материалах судебной практики. Все более отчетливо стала формироваться практика, когда органы местного самоуправления используют механизмы инициативных проектов или инициативного бюджетирования для того, чтобы собрать денежные средства, необходимые для выполнения предписаний контрольно-надзорных органов или исполнения судебных решений. Есть примеры того, что органы местного самоуправления обращаются в суды для снижения размера исполнительского сбора, объясняя это тем, что деятельность, которую им необходимо осуществить, будет осуществлена (начала осуществляться) путем включения в программы инициативного бюджетирования, иные региональные программы <32>.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)3. Особенности решения вопросов местного значения в условиях ограниченного финансирования также регулярно отражаются в материалах судебной практики. Все более отчетливо стала формироваться практика, когда органы местного самоуправления используют механизмы инициативных проектов или инициативного бюджетирования для того, чтобы собрать денежные средства, необходимые для выполнения предписаний контрольно-надзорных органов или исполнения судебных решений. Есть примеры того, что органы местного самоуправления обращаются в суды для снижения размера исполнительского сбора, объясняя это тем, что деятельность, которую им необходимо осуществить, будет осуществлена (начала осуществляться) путем включения в программы инициативного бюджетирования, иные региональные программы <32>.
Статья: Проблемы регулирования и пути стимулирования уплаты инициативных платежей
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)<7> Миронова С.М. Правовое обеспечение финансового участия населения в реализации проектов инициативного бюджетирования // Вестник СурГУ. 2019. N 2. С. 86.
(Санченко И.Д.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)<7> Миронова С.М. Правовое обеспечение финансового участия населения в реализации проектов инициативного бюджетирования // Вестник СурГУ. 2019. N 2. С. 86.
Статья: Развитие экотуризма в Подмосковье
(Сокольская Л.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Данный туристский кластер способствует развитию туристского потенциала региона, созданию банка идей для инвесторов по реализации конкретных проектов в туристской сфере, внедрению проектов инициативного бюджетирования. Он направлен на позиционирование богатого культурно-исторического наследия региона, его природно-климатических ресурсов для развития различных видов туризма, в том числе и экологического. Экотуристский кластер Восточного Подмосковья - это информационно взаимодействующая, скооперированная и конкурирующая группа субъектов малого и среднего предпринимательства региона, предоставляющих комплексный экотуристский продукт, сконцентрированный на природных и сельских территориях, обладающих уникальными природными, этнографическими, историко-культурными и другими ресурсами, которые отвечают основным принципам устойчивого развития, способствуют социально-экономическому развитию Восточного Подмосковья, включают оздоровительный, образовательный и познавательный компоненты, содействуют повышению уровня экологической культуры туристов и жизненного уровня местного населения, а также соблюдению правил поведения в природной среде. Реализация проекта "Купеческие мануфактуры Восточного Подмосковья" позволит городскому округу Орехово-Зуево стать центром туризма Восточного Подмосковья. Это особенно актуально в связи с тем, что, согласно решению областного правительства, город включен в перечень исторических поселений, чей туристский потенциал должен быть эффективно задействован для решения текущих и перспективных задач социально-экономического развития Московской области.
(Сокольская Л.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Данный туристский кластер способствует развитию туристского потенциала региона, созданию банка идей для инвесторов по реализации конкретных проектов в туристской сфере, внедрению проектов инициативного бюджетирования. Он направлен на позиционирование богатого культурно-исторического наследия региона, его природно-климатических ресурсов для развития различных видов туризма, в том числе и экологического. Экотуристский кластер Восточного Подмосковья - это информационно взаимодействующая, скооперированная и конкурирующая группа субъектов малого и среднего предпринимательства региона, предоставляющих комплексный экотуристский продукт, сконцентрированный на природных и сельских территориях, обладающих уникальными природными, этнографическими, историко-культурными и другими ресурсами, которые отвечают основным принципам устойчивого развития, способствуют социально-экономическому развитию Восточного Подмосковья, включают оздоровительный, образовательный и познавательный компоненты, содействуют повышению уровня экологической культуры туристов и жизненного уровня местного населения, а также соблюдению правил поведения в природной среде. Реализация проекта "Купеческие мануфактуры Восточного Подмосковья" позволит городскому округу Орехово-Зуево стать центром туризма Восточного Подмосковья. Это особенно актуально в связи с тем, что, согласно решению областного правительства, город включен в перечень исторических поселений, чей туристский потенциал должен быть эффективно задействован для решения текущих и перспективных задач социально-экономического развития Московской области.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2025, N 5)На основании вышеизложенного считаем, что принцип участия граждан в бюджетном процессе означает, с одной стороны, право граждан на участие в публичных слушаниях и общественных обсуждениях проектов бюджетов, исполнения бюджетов, отчетов об исполнении бюджетов, право участия в общественном финансовом контроле за проектами инициативного бюджетирования, а с другой - обязанность органов государственной власти содействовать реализации данного принципа.
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2025, N 5)На основании вышеизложенного считаем, что принцип участия граждан в бюджетном процессе означает, с одной стороны, право граждан на участие в публичных слушаниях и общественных обсуждениях проектов бюджетов, исполнения бюджетов, отчетов об исполнении бюджетов, право участия в общественном финансовом контроле за проектами инициативного бюджетирования, а с другой - обязанность органов государственной власти содействовать реализации данного принципа.
Статья: Неопределенности бюджетного законодательства
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Неопределенность бюджетного законодательства также доказывает отсутствие статьи в БК РФ, раскрывающей содержание введенного в 2021 г. принципа участия граждан в бюджетном процессе. Данный принцип исследован в трудах ученых - представителей финансового права, которые выявили отдельные недостатки, неопределенности в БК РФ и предложили закрепить в отдельной статье понятие, содержание, механизм реализации <7>, а также "право на участие граждан в публичных слушаниях и общественных обсуждениях по проектам бюджетов и проектам отчетов об исполнении бюджетов, право граждан на участие в проектах инициативного бюджетирования, проведении общественного контроля за реализацией таких проектов, а также проектов по публично-частному партнерству" <8>.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Неопределенность бюджетного законодательства также доказывает отсутствие статьи в БК РФ, раскрывающей содержание введенного в 2021 г. принципа участия граждан в бюджетном процессе. Данный принцип исследован в трудах ученых - представителей финансового права, которые выявили отдельные недостатки, неопределенности в БК РФ и предложили закрепить в отдельной статье понятие, содержание, механизм реализации <7>, а также "право на участие граждан в публичных слушаниях и общественных обсуждениях по проектам бюджетов и проектам отчетов об исполнении бюджетов, право граждан на участие в проектах инициативного бюджетирования, проведении общественного контроля за реализацией таких проектов, а также проектов по публично-частному партнерству" <8>.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе как принцип бюджетной системы Российской Федерации: понятие и правовое закрепление
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Что касается определения стадии бюджетного процесса, на которой применяется такая форма денежного участия граждан в бюджетном процессе, в первую очередь следует говорить о стадии исполнения бюджета, на которой осуществляется выделение средств на финансирование проектов, для которых и требуется сбор средств самообложения и инициативных платежей. В то же время следует отметить возможность участия граждан в виде общественного финансового контроля за проектами инициативного бюджетирования <20>, а именно контроль за расходованием средств самообложения граждан и инициативных платежей, который может осуществляться и на стадии осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Что касается определения стадии бюджетного процесса, на которой применяется такая форма денежного участия граждан в бюджетном процессе, в первую очередь следует говорить о стадии исполнения бюджета, на которой осуществляется выделение средств на финансирование проектов, для которых и требуется сбор средств самообложения и инициативных платежей. В то же время следует отметить возможность участия граждан в виде общественного финансового контроля за проектами инициативного бюджетирования <20>, а именно контроль за расходованием средств самообложения граждан и инициативных платежей, который может осуществляться и на стадии осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Статья: Инициативное бюджетирование как новая категория бюджетного права
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)- разработку методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и граждан по подготовке и реализации проектов инициативного бюджетирования;
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)- разработку методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и граждан по подготовке и реализации проектов инициативного бюджетирования;
Статья: Основные подходы к формам взаимодействия органов публичной власти
(Китаева В.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Имеется и такая практика, при которой субъект РФ участвует в отборе проектов инициативного бюджетирования. В частности, речь идет о Пермском крае, где в соответствии с Законом Пермского края от 2 июня 2016 г. N 654-ПК "О реализации проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае" <10> закреплена возможность создания муниципальной конкурсной комиссии. Сначала все проекты проходят конкурсный отбор на муниципальном уровне, после чего проект утверждается краевой конкурсной комиссией, которая является государственным органом.
(Китаева В.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Имеется и такая практика, при которой субъект РФ участвует в отборе проектов инициативного бюджетирования. В частности, речь идет о Пермском крае, где в соответствии с Законом Пермского края от 2 июня 2016 г. N 654-ПК "О реализации проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае" <10> закреплена возможность создания муниципальной конкурсной комиссии. Сначала все проекты проходят конкурсный отбор на муниципальном уровне, после чего проект утверждается краевой конкурсной комиссией, которая является государственным органом.