Проект границ территории объекта культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Проект границ территории объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 36 "Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""Кроме того, положениями п. 3 ст. 36 ФЗ N 73-ФЗ предусмотрена обязательность разработки разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия, только в случае проведения строительных и иных работ на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия."
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2025 N 16АП-2122/2025 по делу N А63-1576/2024
Требование: О признании незаконным постановления администрации муниципального округа, которым отменено постановление о согласовании размещения объекта связи.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.Суд первой инстанции установил и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что для объекта культурного наследия регионального значения "Братская могила мирных советских граждан, расстрелянных фашистами в 1942 - 1943 гг." граница территории не определена, зоны охраны не установлены. Возведенное обществом АМС находится в непосредственной близости от объекта культурного наследия, при этом документы о разработке проекта границ территории памятника и проекта зон охраны объекта культурного наследия, содержащие обоснование возможности установки АМС в непосредственной близости от такого объекта, общество управлению не предоставило.
Требование: О признании незаконным постановления администрации муниципального округа, которым отменено постановление о согласовании размещения объекта связи.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.Суд первой инстанции установил и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что для объекта культурного наследия регионального значения "Братская могила мирных советских граждан, расстрелянных фашистами в 1942 - 1943 гг." граница территории не определена, зоны охраны не установлены. Возведенное обществом АМС находится в непосредственной близости от объекта культурного наследия, при этом документы о разработке проекта границ территории памятника и проекта зон охраны объекта культурного наследия, содержащие обоснование возможности установки АМС в непосредственной близости от такого объекта, общество управлению не предоставило.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы утверждения границ территорий объектов культурного наследия как исходной предпосылки их государственной регистрации
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2024, N 3)Предмет исследования - соотношение законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия в части утверждения их границ территорий и регистрации прав как доказательства существования установленных правовых режимов вещи. Цель работы - выявление особенностей правового регулирования утверждения границ территорий объектов культурного наследия, их режимов, отражения данных сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Применены общенаучные и специально-юридические методы познания, в том числе системный подход, диалектический, метод правового моделирования и т.д. В результате исследования определены основные закономерности соотношения рассматриваемых порядков, которым присуща значительная степень противоречивости, что оказывает прямое воздействие на достоверность содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений, возникновение и осуществление гражданских прав и обязанностей. Полученные данные могут быть использованы в сфере частноправовых отношений, возникающих по поводу объектов культурного наследия. Новизна исследования заключается в выявлении проблем соотношения порядков утверждения границ территорий объектов культурного наследия, их правовых режимов и ведения реестра прав на объекты недвижимого имущества. Предложены меры по корректировке законодательства Российской Федерации в исследуемой части. Установлена обязанность субъектов права соблюдать режимы границ объектов культурного наследия даже в отсутствие сведений о них в Едином государственном реестре недвижимости. В отношении достопримечательных мест федерального значения закреплена смешанная компетенция федеральных и региональных органов власти в части принятия правовых актов, что вступает в противоречие с требованиями подготовки проектов границ территорий объектов культурного наследия и затрудняет внесение сведений в указанный реестр. Аргументировано наличие объектов культурного наследия, границы территорий в отношении которых утверждены до принятия порядка по их разработке, что препятствует наполнению указанного выше реестра объективными данными. Общие ограничения деятельности в границах территорий названных объектов обладают высокой степенью неопределенности и могут быть применены только в качестве временной меры правового регулирования. Выявленные проблемы оказывают прямое воздействие на частноправовые отношения, возникающие по поводу объектов культурного наследия, разрешение которых способствует обеспечению прозрачности и стабильности гражданского оборота названных объектов.
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2024, N 3)Предмет исследования - соотношение законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия в части утверждения их границ территорий и регистрации прав как доказательства существования установленных правовых режимов вещи. Цель работы - выявление особенностей правового регулирования утверждения границ территорий объектов культурного наследия, их режимов, отражения данных сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Применены общенаучные и специально-юридические методы познания, в том числе системный подход, диалектический, метод правового моделирования и т.д. В результате исследования определены основные закономерности соотношения рассматриваемых порядков, которым присуща значительная степень противоречивости, что оказывает прямое воздействие на достоверность содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений, возникновение и осуществление гражданских прав и обязанностей. Полученные данные могут быть использованы в сфере частноправовых отношений, возникающих по поводу объектов культурного наследия. Новизна исследования заключается в выявлении проблем соотношения порядков утверждения границ территорий объектов культурного наследия, их правовых режимов и ведения реестра прав на объекты недвижимого имущества. Предложены меры по корректировке законодательства Российской Федерации в исследуемой части. Установлена обязанность субъектов права соблюдать режимы границ объектов культурного наследия даже в отсутствие сведений о них в Едином государственном реестре недвижимости. В отношении достопримечательных мест федерального значения закреплена смешанная компетенция федеральных и региональных органов власти в части принятия правовых актов, что вступает в противоречие с требованиями подготовки проектов границ территорий объектов культурного наследия и затрудняет внесение сведений в указанный реестр. Аргументировано наличие объектов культурного наследия, границы территорий в отношении которых утверждены до принятия порядка по их разработке, что препятствует наполнению указанного выше реестра объективными данными. Общие ограничения деятельности в границах территорий названных объектов обладают высокой степенью неопределенности и могут быть применены только в качестве временной меры правового регулирования. Выявленные проблемы оказывают прямое воздействие на частноправовые отношения, возникающие по поводу объектов культурного наследия, разрешение которых способствует обеспечению прозрачности и стабильности гражданского оборота названных объектов.
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (п. 3 ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (п. 3 ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия).
Нормативные акты
Приказ Росстата от 06.07.2023 N 330
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством культуры Российской Федерации федерального статистического наблюдения за объектами культурного наследия"3. Средства, выделенные на проведение работ по сохранению
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством культуры Российской Федерации федерального статистического наблюдения за объектами культурного наследия"3. Средства, выделенные на проведение работ по сохранению
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)3. Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)3. Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. В ч. 3 комментируемой статьи говорится о составе графической части карты-плана территории. В частности, она состоит из данных, необходимых для определения местоположения границ земельных участков, утвержденных в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа. Эти данные включают схемы геодезических построений и подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ схемы границ земельных участков, составленной с применением картографической основы или иного картографического материала, соответствующего требованиям, предъявляемым к картографической основе, в том числе карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, сведений, содержащихся в использованном при выполнении комплексных кадастровых работ кадастровом плане территории, схемы расположения элемента планировочной структуры, включенной в материалы по обоснованию утвержденного проекта планировки территории (при наличии), схемы организации улично-дорожной сети, схемы границ территорий объектов культурного наследия, схемы границ зон с особыми условиями использования территорий, чертежей межевания территории, включенных в проект межевания территории (при наличии утвержденного проекта межевания территории).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. В ч. 3 комментируемой статьи говорится о составе графической части карты-плана территории. В частности, она состоит из данных, необходимых для определения местоположения границ земельных участков, утвержденных в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа. Эти данные включают схемы геодезических построений и подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ схемы границ земельных участков, составленной с применением картографической основы или иного картографического материала, соответствующего требованиям, предъявляемым к картографической основе, в том числе карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, сведений, содержащихся в использованном при выполнении комплексных кадастровых работ кадастровом плане территории, схемы расположения элемента планировочной структуры, включенной в материалы по обоснованию утвержденного проекта планировки территории (при наличии), схемы организации улично-дорожной сети, схемы границ территорий объектов культурного наследия, схемы границ зон с особыми условиями использования территорий, чертежей межевания территории, включенных в проект межевания территории (при наличии утвержденного проекта межевания территории).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Требования к составлению проектов границ территорий ОКН установлены Приказом Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745 "Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Требования к составлению проектов границ территорий ОКН установлены Приказом Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745 "Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия".
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Определение границ некоторых территорий может быть сопряжено с рядом сложностей. Так, согласно ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия для установления границ территории объекта культурного наследия необходимы данные архивных документов, исторических поземельных планов и научных исследований, на основании которых изготавливается проект границ территории объекта культурного наследия; границы утверждаются актом уполномоченного органа в виде характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости. По смыслу норм ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия сведения о границах территории объекта культурного наследия подлежат внесению в ГКН, однако в этой же статье Закона со ссылкой на ст. 5.1 и положения земельного законодательства подчеркивается, что отсутствие в ГКН сведений о границах территории не является основанием для несоблюдения требований об ограничениях, в том числе связанных с использованием земельных участков, в границах территории объекта культурного наследия.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Определение границ некоторых территорий может быть сопряжено с рядом сложностей. Так, согласно ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия для установления границ территории объекта культурного наследия необходимы данные архивных документов, исторических поземельных планов и научных исследований, на основании которых изготавливается проект границ территории объекта культурного наследия; границы утверждаются актом уполномоченного органа в виде характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости. По смыслу норм ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия сведения о границах территории объекта культурного наследия подлежат внесению в ГКН, однако в этой же статье Закона со ссылкой на ст. 5.1 и положения земельного законодательства подчеркивается, что отсутствие в ГКН сведений о границах территории не является основанием для несоблюдения требований об ограничениях, в том числе связанных с использованием земельных участков, в границах территории объекта культурного наследия.