Признание ребенка оставшимся без попечения родителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание ребенка оставшимся без попечения родителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с наймом специализированных жилых помещений: Прокурор, действующий в интересах ребенка-сироты (иных нуждающихся лиц), хочет обязать Уполномоченный орган предоставить гражданину жилое помещение специализированного жилищного фонда
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Прокурора, гражданин и иные проживающие с ним лица имеют право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи с признанием его ребенком-сиротой, оставшимся без попечения родителей, или по иным основаниям. По указанному основанию гражданин и иные проживающие с ним лица поставлены на жилищный учет. Однако Уполномоченным органом необоснованно отказано в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Прокурора, гражданин и иные проживающие с ним лица имеют право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи с признанием его ребенком-сиротой, оставшимся без попечения родителей, или по иным основаниям. По указанному основанию гражданин и иные проживающие с ним лица поставлены на жилищный учет. Однако Уполномоченным органом необоснованно отказано в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 8 "Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение" Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей""Установив, что местом жительства А.Н. в настоящее время является город Москва, учитывая, что А.Н. не является ни собственником жилых помещений, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, у А.Н. имеется нереализованное право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, судебная коллегия пришла к выводу о наличии предусмотренных пунктом 1 статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оснований для признания А.Н. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Социально-правовые риски воспитания ребенка в приемной семье
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Еще одна угроза нарушения прав и интересов детей, принятых в приемную семью, заключается в возможном сохранении контакта с родителями, попечение которых ребенок утратил. Согласно ст. 121 СК РФ перечень оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей является открытым, в большинстве случаев речь идет о так называемом социальном сиротстве, которое не исключает возможности восстановления правоотношения между ребенком и его кровными родителями. Если родители лишены родительских прав, то общение ребенка с ними в принципе невозможно (ст. 71 СК РФ), но при этом законодатель допускает восстановление родителей в родительских правах (ст. 72 СК РФ), если это отвечает интересам ребенка. Поскольку для удовлетворения судом соответствующего иска требуется согласие ребенка в возрасте старше десяти лет, возникает вопрос, есть ли у него право на общение с родителями в период воспитания в приемной семье, должен ли приемный родитель обеспечивать реализацию данного права ребенка? Как следует из п. 5 ст. 148.1 СК РФ, приемный родитель может препятствовать такому общению лишь в том случае, если оно противоречит интересам ребенка, но в любой момент пребывания ребенка в ней родители могут обратиться в суд с иском о восстановлении их в родительских правах и о возврате им ребенка.
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Еще одна угроза нарушения прав и интересов детей, принятых в приемную семью, заключается в возможном сохранении контакта с родителями, попечение которых ребенок утратил. Согласно ст. 121 СК РФ перечень оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей является открытым, в большинстве случаев речь идет о так называемом социальном сиротстве, которое не исключает возможности восстановления правоотношения между ребенком и его кровными родителями. Если родители лишены родительских прав, то общение ребенка с ними в принципе невозможно (ст. 71 СК РФ), но при этом законодатель допускает восстановление родителей в родительских правах (ст. 72 СК РФ), если это отвечает интересам ребенка. Поскольку для удовлетворения судом соответствующего иска требуется согласие ребенка в возрасте старше десяти лет, возникает вопрос, есть ли у него право на общение с родителями в период воспитания в приемной семье, должен ли приемный родитель обеспечивать реализацию данного права ребенка? Как следует из п. 5 ст. 148.1 СК РФ, приемный родитель может препятствовать такому общению лишь в том случае, если оно противоречит интересам ребенка, но в любой момент пребывания ребенка в ней родители могут обратиться в суд с иском о восстановлении их в родительских правах и о возврате им ребенка.
Нормативные акты
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
Статья: Доктринально-методологические и практические аспекты социально-правовой защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития российского общества
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)При этом устройство ребенка на воспитание в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается вынужденной и временной мерой <10>, промежуточной ступенью на пути к подбору органами опеки и попечительства ребенку "замещающей" семьи. На обеспечение исполнения указанных обязанностей направлено действие норм Федерального закона от 16.04.2001 N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" <11>, регламентирующих порядок создания и функционирования банка данных учета детей, подлежащих устройству в семью, и данных о гражданах, желающих принять на воспитание детей в свои семьи.
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)При этом устройство ребенка на воспитание в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается вынужденной и временной мерой <10>, промежуточной ступенью на пути к подбору органами опеки и попечительства ребенку "замещающей" семьи. На обеспечение исполнения указанных обязанностей направлено действие норм Федерального закона от 16.04.2001 N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" <11>, регламентирующих порядок создания и функционирования банка данных учета детей, подлежащих устройству в семью, и данных о гражданах, желающих принять на воспитание детей в свои семьи.
Статья: Публичные закупки жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как инструмент решения социальной проблемы
(Андреева Л.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 2)Включение в Федеральный закон правил о закупке жилья определяет социальную направленность созданной системы государственных закупок. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается государственными нуждами, финансируемыми из бюджетных средств, хотя определение государственных и муниципальных нужд, несмотря на неоднократное упоминание этого определения в Федеральном законе "О контрактной системе", не обозначено терминологически. Отсутствие специальных правил в Федеральном законе "О контрактной системе" о закупке жилья для детей способствует коррупционным правонарушениям <9>.
(Андреева Л.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 2)Включение в Федеральный закон правил о закупке жилья определяет социальную направленность созданной системы государственных закупок. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается государственными нуждами, финансируемыми из бюджетных средств, хотя определение государственных и муниципальных нужд, несмотря на неоднократное упоминание этого определения в Федеральном законе "О контрактной системе", не обозначено терминологически. Отсутствие специальных правил в Федеральном законе "О контрактной системе" о закупке жилья для детей способствует коррупционным правонарушениям <9>.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Понятие "подопечный" определено в п. 3 комментируемой статьи как гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство. Такими гражданами с учетом вышесказанного являются несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, граждане, признанные судом недееспособными вследствие пристрастия к азартным играм, психического расстройства, а также граждане, ограниченные судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Понятие "подопечный" определено в п. 3 комментируемой статьи как гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство. Такими гражданами с учетом вышесказанного являются несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, граждане, признанные судом недееспособными вследствие пристрастия к азартным играм, психического расстройства, а также граждане, ограниченные судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Статья: Двойная сплошная, или К вопросу о свободе репродуктивного выбора супругов
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)Формулировка п. 6 ст. 51 СК РФ позволяет предположить единственный вариант: если брак был признан недействительным именно по этому основанию, потенциальные родители не могут быть записаны в качестве родителей ребенка даже при наличии согласия суррогатной матери, что, в свою очередь, приведет к признанию ребенка оставшимся без попечения родителей. По мнению А.А. Жукова, "когда лица вступают в брак с целью заключения договора о суррогатном материнстве, то, безусловно, фиктивность брака налицо, однако интересы детей должны оставаться в приоритете, и, естественно, опрометчиво разлучать детей с теми, кто их действительно ждет" <8>. Позволим себе частично согласиться с данным автором, но лишь в том, что приоритетом должна оставаться защита прав и интересов несовершеннолетних. И совершенно неприемлемым видится вариант, декларируемый А.А. Жуковым как один из выводов: "Одинокие мужчины должны получить права наравне с одинокой женщиной, в первую очередь, из соображений защиты интересов долгожданных детей" <9>.
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)Формулировка п. 6 ст. 51 СК РФ позволяет предположить единственный вариант: если брак был признан недействительным именно по этому основанию, потенциальные родители не могут быть записаны в качестве родителей ребенка даже при наличии согласия суррогатной матери, что, в свою очередь, приведет к признанию ребенка оставшимся без попечения родителей. По мнению А.А. Жукова, "когда лица вступают в брак с целью заключения договора о суррогатном материнстве, то, безусловно, фиктивность брака налицо, однако интересы детей должны оставаться в приоритете, и, естественно, опрометчиво разлучать детей с теми, кто их действительно ждет" <8>. Позволим себе частично согласиться с данным автором, но лишь в том, что приоритетом должна оставаться защита прав и интересов несовершеннолетних. И совершенно неприемлемым видится вариант, декларируемый А.А. Жуковым как один из выводов: "Одинокие мужчины должны получить права наравне с одинокой женщиной, в первую очередь, из соображений защиты интересов долгожданных детей" <9>.
Ситуация: Как встать на учет в органах службы занятости и получить пособие по безработице?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Впервые ищущим работу и впервые признанным безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице назначается, по общему правилу, на срок шесть месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере максимальной величины пособия. При достижении этими лицами 23 лет пособие назначается в размере минимальной величины пособия (ч. 1, 3, 4 ст. 47 Закона N 565-ФЗ; п. 22 Порядка, утв. Приказом Минтруда России N 631н).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Впервые ищущим работу и впервые признанным безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице назначается, по общему правилу, на срок шесть месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере максимальной величины пособия. При достижении этими лицами 23 лет пособие назначается в размере минимальной величины пособия (ч. 1, 3, 4 ст. 47 Закона N 565-ФЗ; п. 22 Порядка, утв. Приказом Минтруда России N 631н).
Ситуация: Каков правовой статус безработных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу с 01.02.2025 минимальный размер пособия по безработице в РФ, в том числе в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, составляет 1 764 руб., максимальный - 15 044 руб. - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5 880 руб. - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице. Исключение установлено в отношении некоторых категорий граждан предпенсионного возраста и впервые ищущих работу и впервые признанных безработными детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч. 2 - 6 ст. 44 Закона N 565-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.01.2025 N 33).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу с 01.02.2025 минимальный размер пособия по безработице в РФ, в том числе в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, составляет 1 764 руб., максимальный - 15 044 руб. - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5 880 руб. - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице. Исключение установлено в отношении некоторых категорий граждан предпенсионного возраста и впервые ищущих работу и впервые признанных безработными детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч. 2 - 6 ст. 44 Закона N 565-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.01.2025 N 33).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Под оставшимися без попечения родителей детьми понимаются дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Под оставшимися без попечения родителей детьми понимаются дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Статья: Административное отобрание детей из семьи: состояние и развитие законодательства
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Во-вторых, взамен действующих процедур проектом вводятся институт так называемой "временной защиты" ребенка и соответствующая гл. 12.1 СК РФ "Временные меры защиты ребенка и порядок их применения", выходящая далеко за рамки смыслового содержания существующей ст. 77 СК РФ. Само понятие временных мер защиты не определяется. К ним буквально отнесены "передача ребенка под временную защиту" родственникам, иным лицам, а также их временное устройство в организацию (то есть по сути действия публичных субъектов, направленные на устройство ребенка, разлученного с родителем). Такие меры должны применяться в случае "угрозы жизни ребенка" при неисчерпывающем круге обстоятельств, однако применение временных мер не считается "основанием признания ребенка оставшимся без попечения родителей" (ст. ст. 79.1, 79.2). Поскольку термин "отобрание ребенка" ПФЗ не используется, возникают вопросы: каким образом можно передать ребенка другим лицам, если его разлучения с родителями не состоялось, и почему он должен быть передан третьим лицам, если родители продолжают считаться осуществляющими попечение о нем? Кроме того, "основания применения" временных мер (ст. 79.4) вписываются в неисчерпывающий перечень случаев утраты ребенком родительского попечения ст. 121 СК РФ.
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Во-вторых, взамен действующих процедур проектом вводятся институт так называемой "временной защиты" ребенка и соответствующая гл. 12.1 СК РФ "Временные меры защиты ребенка и порядок их применения", выходящая далеко за рамки смыслового содержания существующей ст. 77 СК РФ. Само понятие временных мер защиты не определяется. К ним буквально отнесены "передача ребенка под временную защиту" родственникам, иным лицам, а также их временное устройство в организацию (то есть по сути действия публичных субъектов, направленные на устройство ребенка, разлученного с родителем). Такие меры должны применяться в случае "угрозы жизни ребенка" при неисчерпывающем круге обстоятельств, однако применение временных мер не считается "основанием признания ребенка оставшимся без попечения родителей" (ст. ст. 79.1, 79.2). Поскольку термин "отобрание ребенка" ПФЗ не используется, возникают вопросы: каким образом можно передать ребенка другим лицам, если его разлучения с родителями не состоялось, и почему он должен быть передан третьим лицам, если родители продолжают считаться осуществляющими попечение о нем? Кроме того, "основания применения" временных мер (ст. 79.4) вписываются в неисчерпывающий перечень случаев утраты ребенком родительского попечения ст. 121 СК РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах и в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах и в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.