Признание пожилого человека недееспособным
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание пожилого человека недееспособным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как установить опеку над совершеннолетним недееспособным, в том числе пожилым человеком?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Признание гражданина, в том числе пожилого, страдающего психическим расстройством, недееспособным решается судом с учетом степени нарушения его способности понимать значение своих действий или руководить ими (п. 1 ст. 29 ГК РФ; п. 4 ст. 2 Закона N 48-ФЗ; п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Признание гражданина, в том числе пожилого, страдающего психическим расстройством, недееспособным решается судом с учетом степени нарушения его способности понимать значение своих действий или руководить ими (п. 1 ст. 29 ГК РФ; п. 4 ст. 2 Закона N 48-ФЗ; п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Статья: Перспективы института приемной семьи для пожилых граждан и инвалидов: зарубежные доктрины и опыт российского законодателя
(Дивеева Н.И., Кузьменко А.В., Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)Приемная семья в Семейном кодексе Российской Федерации (далее - СК РФ) - инструмент опеки или попечительства, долженствующий, во-первых, защитить права и интересы недееспособных или не полностью дееспособных детей, во-вторых, обеспечить детям содержание, воспитание и образование. Права и интересы пожилых и инвалидов, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными, также могут быть защищены путем установления над ними опеки или попечительства, однако проблему комплексного содержания и ухода за ними данный правовой институт полностью не решает, поскольку не регулирует социально-обеспечительных правоотношений. В то же время вопросы приемной семьи для пожилых и инвалидов сходного системного урегулирования не получили. Гражданско-правовыми институтами (например, договором ренты и пожизненного содержания с иждивением или патронажем с заключением договоров поручения и доверительного управления имуществом) задача социальной защиты этих лиц также решена быть не может.
(Дивеева Н.И., Кузьменко А.В., Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)Приемная семья в Семейном кодексе Российской Федерации (далее - СК РФ) - инструмент опеки или попечительства, долженствующий, во-первых, защитить права и интересы недееспособных или не полностью дееспособных детей, во-вторых, обеспечить детям содержание, воспитание и образование. Права и интересы пожилых и инвалидов, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными, также могут быть защищены путем установления над ними опеки или попечительства, однако проблему комплексного содержания и ухода за ними данный правовой институт полностью не решает, поскольку не регулирует социально-обеспечительных правоотношений. В то же время вопросы приемной семьи для пожилых и инвалидов сходного системного урегулирования не получили. Гражданско-правовыми институтами (например, договором ренты и пожизненного содержания с иждивением или патронажем с заключением договоров поручения и доверительного управления имуществом) задача социальной защиты этих лиц также решена быть не может.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2012 N 15-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Б. Деловой"В отношении граждан с ограниченными возможностями, в том числе обусловленными наличием у них психического расстройства, если не имеется достаточных оснований для признания их недееспособными, влекущего установление опеки, в законодательстве Российской Федерации предусматриваются специальные правовые механизмы социальной адаптации. В частности, лица с нарушением психических функций в случае установления им инвалидности помимо прав, перечисленных в статье 5 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", наделяются правами, закрепленными федеральными законами от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (глава II) и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии со статьей 41 ГК Российской Федерации над совершеннолетним дееспособным гражданином, если он по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж с назначением ему органом опеки и попечительства помощника.
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Б. Деловой"В отношении граждан с ограниченными возможностями, в том числе обусловленными наличием у них психического расстройства, если не имеется достаточных оснований для признания их недееспособными, влекущего установление опеки, в законодательстве Российской Федерации предусматриваются специальные правовые механизмы социальной адаптации. В частности, лица с нарушением психических функций в случае установления им инвалидности помимо прав, перечисленных в статье 5 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", наделяются правами, закрепленными федеральными законами от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (глава II) и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии со статьей 41 ГК Российской Федерации над совершеннолетним дееспособным гражданином, если он по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж с назначением ему органом опеки и попечительства помощника.
Приказ Росстата от 12.02.2024 N 54
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-соцобслуживание "Сведения о социальном обслуживании граждан" с указаниями по ее заполнению"4.13. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, признанных в установленном законом порядке недееспособными
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-соцобслуживание "Сведения о социальном обслуживании граждан" с указаниями по ее заполнению"4.13. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, признанных в установленном законом порядке недееспособными
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы (например, Приказ Минтруда от 22.02.2019 N 116н "Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам");
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы (например, Приказ Минтруда от 22.02.2019 N 116н "Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам");
Статья: Бесплатная юридическая помощь в Российской Федерации: система, субъекты и финансирование. Часть 1
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2024, N 3)Согласно ст. 20 Закона о юридической помощи право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы юридической помощи имеют также следующие категории граждан: граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации (малоимущие граждане); инвалиды I и II групп; ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации; граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме; граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан; граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации; и другие лица.
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2024, N 3)Согласно ст. 20 Закона о юридической помощи право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы юридической помощи имеют также следующие категории граждан: граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации (малоимущие граждане); инвалиды I и II групп; ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации; граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме; граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан; граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации; и другие лица.
Статья: Институт патронажа в российском законодательстве и в реформированном немецком законодательстве: сравнительно-правовое исследование
(Останина Е.А.)
("Закон", 2023, N 4)Отношения, связанные с защитой граждан, не признанных недееспособными, но нуждающихся в помощнике, в России регулируются нормой ст. 41 ГК РФ о патронаже. С институтом патронажа связано удивительно мало исследований <47>; причина, возможно, состоит в том, что до 2008 года <48> в ст. 41 содержалось указание на то, что помощник содействует патронируемому в осуществлении имущественных прав, поэтому некоторые авторы, размышляющие о гражданско-правовых способах защиты прав пожилых (но дееспособных) лиц, не соглашались с тем, что патронаж может стать приемлемым способом защиты <49>. Эта точка зрения, к сожалению, сохранилась и после изменения ст. 41 ГК РФ <50>.
(Останина Е.А.)
("Закон", 2023, N 4)Отношения, связанные с защитой граждан, не признанных недееспособными, но нуждающихся в помощнике, в России регулируются нормой ст. 41 ГК РФ о патронаже. С институтом патронажа связано удивительно мало исследований <47>; причина, возможно, состоит в том, что до 2008 года <48> в ст. 41 содержалось указание на то, что помощник содействует патронируемому в осуществлении имущественных прав, поэтому некоторые авторы, размышляющие о гражданско-правовых способах защиты прав пожилых (но дееспособных) лиц, не соглашались с тем, что патронаж может стать приемлемым способом защиты <49>. Эта точка зрения, к сожалению, сохранилась и после изменения ст. 41 ГК РФ <50>.
Статья: Институт недееспособности с точки зрения защиты стабильности гражданского оборота
(Останина Е.А.)
("Закон", 2021, N 2)Еще больше возрастают риски контрагента в случае совершения сделки лицом, признанным недееспособным в соответствии со ст. 29 ГК.
(Останина Е.А.)
("Закон", 2021, N 2)Еще больше возрастают риски контрагента в случае совершения сделки лицом, признанным недееспособным в соответствии со ст. 29 ГК.
Ситуация: Как оказывается бесплатная юридическая помощь?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания;