Признаки неиспользования земель сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки неиспользования земель сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 6 "Изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации" Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
(Арбитражный суд Уральского округа)Неправильное применение норм материального права привело к тому, что судами не проверены и не оценены зафиксированные в ходе федерального государственного контроля (надзора) признаки неиспользования земельных участков на предмет их соответствия критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ".
(Арбитражный суд Уральского округа)Неправильное применение норм материального права привело к тому, что судами не проверены и не оценены зафиксированные в ходе федерального государственного контроля (надзора) признаки неиспользования земельных участков на предмет их соответствия критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ".
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 284 "Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению" ГК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Неправильное применение норм материального права привело к тому, что судами не проверены и не оценены зафиксированные в ходе федерального государственного контроля (надзора) признаки неиспользования земельных участков на предмет их соответствия критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ".
(Арбитражный суд Уральского округа)Неправильное применение норм материального права привело к тому, что судами не проверены и не оценены зафиксированные в ходе федерального государственного контроля (надзора) признаки неиспользования земельных участков на предмет их соответствия критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты изъятия неиспользуемых сельскохозяйственных земель
(Ястребов А.Е., Малявкина Н.В.)
("Российский судья", 2024, N 2)Новые нормы Закона об обороте земель носят бланкетный характер, так как для их применения необходимо использовать подзаконные нормативные акты - в первую очередь это Постановление Правительства РФ, в котором указаны признаки неиспользования сельскохозяйственных земель или использования их с нарушением земельного законодательства <10>. Одними из главных признаков неиспользования участка являются случаи, когда на более чем 50% его площади присутствуют сорные растения, иная растительность или наблюдаются признаки деградации земель. При этом данные факты будут считаться нецелевым использованием участка при условии, что на оставшейся территории, составляющей менее четверти от общей площади, не осуществляется сельскохозяйственная деятельность. Если площадь участка, на которой ведется сельскохозяйственная деятельность, превышает 25% от общей площади участка, то даже факт зарастания сорняками остальной части участка не будет являться признаком его неиспользования в соответствии с указанным Постановлением.
(Ястребов А.Е., Малявкина Н.В.)
("Российский судья", 2024, N 2)Новые нормы Закона об обороте земель носят бланкетный характер, так как для их применения необходимо использовать подзаконные нормативные акты - в первую очередь это Постановление Правительства РФ, в котором указаны признаки неиспользования сельскохозяйственных земель или использования их с нарушением земельного законодательства <10>. Одними из главных признаков неиспользования участка являются случаи, когда на более чем 50% его площади присутствуют сорные растения, иная растительность или наблюдаются признаки деградации земель. При этом данные факты будут считаться нецелевым использованием участка при условии, что на оставшейся территории, составляющей менее четверти от общей площади, не осуществляется сельскохозяйственная деятельность. Если площадь участка, на которой ведется сельскохозяйственная деятельность, превышает 25% от общей площади участка, то даже факт зарастания сорняками остальной части участка не будет являться признаком его неиспользования в соответствии с указанным Постановлением.
Ситуация: Когда могут изъять земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, к признакам неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения относится зарастание на 50% и более площади земельного участка сорными растениями из установленного Перечня, если одновременно отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся площади земельного участка, либо в случае ведения такой деятельности менее чем на 25% площади земельного участка. Есть некоторые исключения (п. 1 Признаков, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, к признакам неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения относится зарастание на 50% и более площади земельного участка сорными растениями из установленного Перечня, если одновременно отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся площади земельного участка, либо в случае ведения такой деятельности менее чем на 25% площади земельного участка. Есть некоторые исключения (п. 1 Признаков, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"2. Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"2. Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, в результате обследования земельного участка были установлены обстоятельства его неиспользования в течение длительного периода, указанные в Перечне признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, в результате обследования земельного участка были установлены обстоятельства его неиспользования в течение длительного периода, указанные в Перечне признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Статья: Некоторые правовые вопросы продовольственной безопасности и вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в оборот
(Конокотин Н.Г., Конокотин Д.Н., Фаткулина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Федеральным законом от 05.12.2022 N 507-ФЗ в Законы об обороте земель сельскохозяйственного назначения и о государственной регистрации недвижимости <4> были внесены изменения, позволяющие сократить сроки процедуры изъятия неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения. Сейчас сокращены сроки принудительного отчуждения земельных участков. Кроме того, собственнику земельного участка, которому вынесено предписание, запрещено регистрировать переход права на этот участок до момента устранения им выявленного нарушения (подп. 2 п. 4 ст. 6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Это позволяет устранить "пробел" в законодательстве, оставляющий лазейку для смены собственника, как правило фиктивной, с целью ухода от ответственности за неиспользование или ненадлежащие использование земельного участка. Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации".
(Конокотин Н.Г., Конокотин Д.Н., Фаткулина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Федеральным законом от 05.12.2022 N 507-ФЗ в Законы об обороте земель сельскохозяйственного назначения и о государственной регистрации недвижимости <4> были внесены изменения, позволяющие сократить сроки процедуры изъятия неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения. Сейчас сокращены сроки принудительного отчуждения земельных участков. Кроме того, собственнику земельного участка, которому вынесено предписание, запрещено регистрировать переход права на этот участок до момента устранения им выявленного нарушения (подп. 2 п. 4 ст. 6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Это позволяет устранить "пробел" в законодательстве, оставляющий лазейку для смены собственника, как правило фиктивной, с целью ухода от ответственности за неиспользование или ненадлежащие использование земельного участка. Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации".
Статья: Изъятие как механизм вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в экономический и хозяйственный обороты
(Синица Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1482 к признакам неиспользования земель сельскохозяйственного назначения относятся следующие (см. [9]):
(Синица Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1482 к признакам неиспользования земель сельскохозяйственного назначения относятся следующие (см. [9]):
Статья: Актуальные вопросы правового регулирования хозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Актуальной проблемой является неиспользование земель по целевому назначению. Для определения такого состояния важным, на наш взгляд, является разработка соответствующих признаков этого процесса. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" к ним относят, например, зарастание участка сорняком и кустарником на 50% и более, неиспользование по назначению свыше 25% площади и т.д. Анализ правоприменительной практики показывает, что установление факта использования земельного участка по его целевому назначению является обязательным условием, которое предшествует заключению договора. Категория и разрешенное использование участка указываются в правоустанавливающих документах. В то же время неоднозначность в трактовках нецелевого использования участков приводит к некачественным результатам судебных разбирательств, о чем свидетельствуют акты высших судебных инстанций РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2019 г. N 35-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.В. Гламоздиновой" <9> КС РФ указал на недопустимость привлечения собственников к административной ответственности за надлежащее использование участка. Как видится, действующее законодательство недостаточно четко формулирует признаки нецелевого использования, что усугубляется правовой безграмотностью участников земельных отношений и должностных лиц. Аналогичная позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2024 г. N 56-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 1 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Карьер Приморский", где указывалось на обязательный перевод земли сельскохозяйственного назначения в менее ценную категорию для дальнейшего использования в целях недропользования <10>. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2024 г. N 50-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан А.В. Баевой и И.В. Филькова" <11> указано на то, что основание привлечения к ответственности за нецелевое использование участка должно быть прямым, ясным и недвусмысленным. Данные примеры указывают на необходимость более четкого определения признаков использования земли в нарушение целевого назначения, чтобы устранить неточность правовых норм.
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Актуальной проблемой является неиспользование земель по целевому назначению. Для определения такого состояния важным, на наш взгляд, является разработка соответствующих признаков этого процесса. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" к ним относят, например, зарастание участка сорняком и кустарником на 50% и более, неиспользование по назначению свыше 25% площади и т.д. Анализ правоприменительной практики показывает, что установление факта использования земельного участка по его целевому назначению является обязательным условием, которое предшествует заключению договора. Категория и разрешенное использование участка указываются в правоустанавливающих документах. В то же время неоднозначность в трактовках нецелевого использования участков приводит к некачественным результатам судебных разбирательств, о чем свидетельствуют акты высших судебных инстанций РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2019 г. N 35-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.В. Гламоздиновой" <9> КС РФ указал на недопустимость привлечения собственников к административной ответственности за надлежащее использование участка. Как видится, действующее законодательство недостаточно четко формулирует признаки нецелевого использования, что усугубляется правовой безграмотностью участников земельных отношений и должностных лиц. Аналогичная позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2024 г. N 56-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 1 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Карьер Приморский", где указывалось на обязательный перевод земли сельскохозяйственного назначения в менее ценную категорию для дальнейшего использования в целях недропользования <10>. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2024 г. N 50-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан А.В. Баевой и И.В. Филькова" <11> указано на то, что основание привлечения к ответственности за нецелевое использование участка должно быть прямым, ясным и недвусмысленным. Данные примеры указывают на необходимость более четкого определения признаков использования земли в нарушение целевого назначения, чтобы устранить неточность правовых норм.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Постановления Правительства РФ от 22 июля 2011 г. N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" <336>, от 19 июля 2012 г. N 736 "О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли" <337> и от 18 сентября 2020 г. N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" <338>;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Постановления Правительства РФ от 22 июля 2011 г. N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" <336>, от 19 июля 2012 г. N 736 "О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли" <337> и от 18 сентября 2020 г. N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" <338>;
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 N 612, а размер причиненного окружающей среде вреда определяется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 N 612, а размер причиненного окружающей среде вреда определяется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482.