Привлечение прокурора к ответственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение прокурора к ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какая ответственность установлена за неисполнение представления прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)3. Может ли лицо быть привлечено к ответственности за неисполнение представления прокурора в случае его обжалования
(КонсультантПлюс, 2025)3. Может ли лицо быть привлечено к ответственности за неисполнение представления прокурора в случае его обжалования
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Статья 42. Порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Статья 42. Порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности
Ситуация: Каков порядок обжалования действий (бездействия) сотрудника ГИБДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По результатам рассмотрения жалобы сотрудник ГИБДД может быть, в частности, привлечен к административной ответственности. Например, к компетенции прокурора отнесено возбуждение дел об административном правонарушении в случае незаконного ограничения прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (ст. 12.35, п. 3 ч. 1 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ; п. 4 ст. 10, п. 2 ст. 22, п. 1 ст. 25, п. п. 1, 3 ст. 27 Закона N 2202-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По результатам рассмотрения жалобы сотрудник ГИБДД может быть, в частности, привлечен к административной ответственности. Например, к компетенции прокурора отнесено возбуждение дел об административном правонарушении в случае незаконного ограничения прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (ст. 12.35, п. 3 ч. 1 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ; п. 4 ст. 10, п. 2 ст. 22, п. 1 ст. 25, п. п. 1, 3 ст. 27 Закона N 2202-1).
Статья: Допустимость применения представления об устранении нарушений закона при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 12)Вопрос инициирования прокурором привлечения к дисциплинарной ответственности нарушителей неоднократно было предметом рассмотрения Верховного Суда РФ <9>. Полностью разделяя позицию судебного органа и соглашаясь с его доводами, считаем возможным сделать пояснение, что изменение содержащейся в представлении прокурора формулировки с "требую привлечь к дисциплинарной ответственности" на "рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности" и т.п. не меняет сути требований прокурора, а побуждение в какой-либо форме к реализации права недопустимо.
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 12)Вопрос инициирования прокурором привлечения к дисциплинарной ответственности нарушителей неоднократно было предметом рассмотрения Верховного Суда РФ <9>. Полностью разделяя позицию судебного органа и соглашаясь с его доводами, считаем возможным сделать пояснение, что изменение содержащейся в представлении прокурора формулировки с "требую привлечь к дисциплинарной ответственности" на "рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности" и т.п. не меняет сути требований прокурора, а побуждение в какой-либо форме к реализации права недопустимо.
Статья: Пределы применения Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)В Администрации Президента РФ работа с обращениями граждан ведется в соответствии с нормами Федерального закона N 59-ФЗ. Однако привлечение к административной ответственности прокурором по ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, установленного Федеральным законом N 59-ФЗ, гражданских служащих Администрации Президента РФ невозможно <46>, так как общее руководство ее деятельностью осуществляет Президент РФ, а у прокуратуры отсутствуют полномочия по надзору в отношении данного органа.
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)В Администрации Президента РФ работа с обращениями граждан ведется в соответствии с нормами Федерального закона N 59-ФЗ. Однако привлечение к административной ответственности прокурором по ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, установленного Федеральным законом N 59-ФЗ, гражданских служащих Администрации Президента РФ невозможно <46>, так как общее руководство ее деятельностью осуществляет Президент РФ, а у прокуратуры отсутствуют полномочия по надзору в отношении данного органа.
Статья: Коррупционное деяние в XXI в.: международные стандарты и национальные подходы
(Буянова К.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)<12> См.: Илий С.К., Красникова Е.В., Кремнева Е.В., Симонова И.С. Деятельность прокуроров по привлечению к ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения: пособ. М., 2013. С. 34.
(Буянова К.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)<12> См.: Илий С.К., Красникова Е.В., Кремнева Е.В., Симонова И.С. Деятельность прокуроров по привлечению к ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения: пособ. М., 2013. С. 34.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Органы прокуратуры осуществляют свою деятельность по защите прав предпринимателей в составе межведомственной рабочей группы с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ, МВД России, Минэкономразвития России, объединений предпринимателей. В 2021 г. органы прокуратуры пресекли 201 тыс. нарушений законов в сфере защиты прав хозяйствующих субъектов <1>. Однако природа рассмотрения жалоб в органах прокуратуры отличается как от административного, так и от судебного обжалования. По своему характеру она ближе к рассмотрению обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Прокуроры рассматривают жалобы контролируемых лиц в рамках осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами контроля. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <2> в органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. По результатам рассмотрения жалобы прокурор принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. В действительности все так и есть - прокурор наделен полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами органов контроля (надзора), с последующей передачей постановления и прилагаемых к нему материалов на рассмотрение судье.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Органы прокуратуры осуществляют свою деятельность по защите прав предпринимателей в составе межведомственной рабочей группы с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ, МВД России, Минэкономразвития России, объединений предпринимателей. В 2021 г. органы прокуратуры пресекли 201 тыс. нарушений законов в сфере защиты прав хозяйствующих субъектов <1>. Однако природа рассмотрения жалоб в органах прокуратуры отличается как от административного, так и от судебного обжалования. По своему характеру она ближе к рассмотрению обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Прокуроры рассматривают жалобы контролируемых лиц в рамках осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами контроля. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <2> в органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. По результатам рассмотрения жалобы прокурор принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. В действительности все так и есть - прокурор наделен полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами органов контроля (надзора), с последующей передачей постановления и прилагаемых к нему материалов на рассмотрение судье.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Утвенко осужден по ч. 3 ст. 33, ст. 295 УК РФ за организацию убийства прокурора с целью избежать привлечения к уголовной ответственности, а иные лица - еще один организатор, пособник и 5 исполнителей по п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ, т.к. совершение преступления обусловлено иными мотивами (наем) <402>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Утвенко осужден по ч. 3 ст. 33, ст. 295 УК РФ за организацию убийства прокурора с целью избежать привлечения к уголовной ответственности, а иные лица - еще один организатор, пособник и 5 исполнителей по п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ, т.к. совершение преступления обусловлено иными мотивами (наем) <402>.