Приватизация объектов теплоснабжения
Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация объектов теплоснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 N 18АП-3281/2023 по делу N А07-32311/2021
Требование: О непринятии мер о признании вещи бесхозяйной, об обязании принять решение о признании части участка тепловых сетей бесхозяйной вещью и совершить все обязательства, вытекающие из него.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Заявитель же полагает, что часть тепловых сетей является объектом энергетики и предназначено для обслуживания населения города Уфы и поэтому не может входить в состав основной недвижимой вещи, поскольку не может являться объектом приватизации в силу прямого запрета, установленного статьей 30.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Следовательно, при наличии бесхозяйных тепловых сетей, у органа местного самоуправления возникает обязанность по определению сетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Требование: О непринятии мер о признании вещи бесхозяйной, об обязании принять решение о признании части участка тепловых сетей бесхозяйной вещью и совершить все обязательства, вытекающие из него.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Заявитель же полагает, что часть тепловых сетей является объектом энергетики и предназначено для обслуживания населения города Уфы и поэтому не может входить в состав основной недвижимой вещи, поскольку не может являться объектом приватизации в силу прямого запрета, установленного статьей 30.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Следовательно, при наличии бесхозяйных тепловых сетей, у органа местного самоуправления возникает обязанность по определению сетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)На этой волне передать в частные руки магазины, рестораны, кафе и иные объекты "малой приватизации" удалось довольно быстро. Но с акционированием муниципальных унитарных предприятий все складывалось гораздо сложнее. Не так легко оказалось найти желающих стать акционером преобразовывавшихся в акционерные общества унитарных предприятий, т.е. инвестировать в зачастую неликвидные объекты социальной инфраструктуры. Да и с преобразованием предприятий в акционерные общества не спешили сами муниципалитеты, предпочитая сохранить непосредственный контроль над социально чувствительными сферами. В итоге МУПы в области водо- и теплоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, дошкольного и школьного питания, ремонта дорог и благоустройства и пр. были сохранены. Впрочем, целесообразность такого акционирования с самого начала вызывала сомнения, несмотря на сильную доктринальную (цивилистическую) поддержку: преимущества корпоративного управления для муниципальных предприятий оказались весьма сомнительны, как минимум не доказаны; ожидания появления инвесторов (акционеров) с широкомасштабными инвестициями в малорентабельные, находящиеся в критическом состоянии объекты социальной инфраструктуры - завышены. При таких обстоятельствах акционирование муниципальных унитарных предприятий представало не более чем сменой вывески <4>. Причем за сменой вывески следовала передача в собственность акционерного общества (пусть и со стопроцентным муниципальным участием) критически значимой социальной инфраструктуры, на что многие муниципалитеты - и весьма обоснованно (!) - решиться не могли.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)На этой волне передать в частные руки магазины, рестораны, кафе и иные объекты "малой приватизации" удалось довольно быстро. Но с акционированием муниципальных унитарных предприятий все складывалось гораздо сложнее. Не так легко оказалось найти желающих стать акционером преобразовывавшихся в акционерные общества унитарных предприятий, т.е. инвестировать в зачастую неликвидные объекты социальной инфраструктуры. Да и с преобразованием предприятий в акционерные общества не спешили сами муниципалитеты, предпочитая сохранить непосредственный контроль над социально чувствительными сферами. В итоге МУПы в области водо- и теплоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, дошкольного и школьного питания, ремонта дорог и благоустройства и пр. были сохранены. Впрочем, целесообразность такого акционирования с самого начала вызывала сомнения, несмотря на сильную доктринальную (цивилистическую) поддержку: преимущества корпоративного управления для муниципальных предприятий оказались весьма сомнительны, как минимум не доказаны; ожидания появления инвесторов (акционеров) с широкомасштабными инвестициями в малорентабельные, находящиеся в критическом состоянии объекты социальной инфраструктуры - завышены. При таких обстоятельствах акционирование муниципальных унитарных предприятий представало не более чем сменой вывески <4>. Причем за сменой вывески следовала передача в собственность акционерного общества (пусть и со стопроцентным муниципальным участием) критически значимой социальной инфраструктуры, на что многие муниципалитеты - и весьма обоснованно (!) - решиться не могли.
Вопрос: Каким способом муниципальное образование может передать объекты теплоснабжения?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных данным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных данным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2. Осуществление полномочий по организации в границах поселения, муниципального округа, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2. Осуществление полномочий по организации в границах поселения, муниципального округа, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ. ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ. ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ
Вопрос: В части заключения договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по технологической связи без торгов.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Ответ: Согласно части 1 статьи 28.1 Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных данным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Ответ: Согласно части 1 статьи 28.1 Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных данным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Вопрос: Могут ли быть предоставлены объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в виде государственной или муниципальной преференции?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных Законом о теплоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных Законом о теплоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Вопрос: Заключение договора аренды, предусматривающего переход права пользования в отношении муниципального имущества в сфере теплоснабжения.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.