Присяга военнослужащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Присяга военнослужащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 20.12.2024 N 22-1167/2024 (УИД 61GV0002-01-2024-001796-49)
Приговор: По ч. 3.1 ст. 337 УК РФ (самовольное оставление части или места службы).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Что касается довода апелляционной жалобы о готовности Илуридзе принять участие в СВО, то данное обстоятельство, само по себе, не может являться основанием для признания назначенного осужденному наказания чрезмерно суровым, поскольку такая готовность презюмируется содержанием общих обязанностей военнослужащего и воинской присяги.
Приговор: По ч. 3.1 ст. 337 УК РФ (самовольное оставление части или места службы).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Что касается довода апелляционной жалобы о готовности Илуридзе принять участие в СВО, то данное обстоятельство, само по себе, не может являться основанием для признания назначенного осужденному наказания чрезмерно суровым, поскольку такая готовность презюмируется содержанием общих обязанностей военнослужащего и воинской присяги.
Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 20.12.2024 N 22-1148/2024 (УИД 61GV0003-01-2024-000374-91)
Приговор: По ч. 5 ст. 337 УК РФ (самовольное оставление части или места службы).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Что касается довода апелляционной жалобы о готовности Корчунова продолжить военную службу в зоне боевых действий, то данное обстоятельство, само по себе, не может являться основанием для признания назначенного осужденному наказания чрезмерно суровым, поскольку такая готовность презюмируется содержанием общих обязанностей военнослужащего и воинской присяги.
Приговор: По ч. 5 ст. 337 УК РФ (самовольное оставление части или места службы).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Что касается довода апелляционной жалобы о готовности Корчунова продолжить военную службу в зоне боевых действий, то данное обстоятельство, само по себе, не может являться основанием для признания назначенного осужденному наказания чрезмерно суровым, поскольку такая готовность презюмируется содержанием общих обязанностей военнослужащего и воинской присяги.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы и трудности, связанные с реализацией в уголовном процессе права стороны защиты на содействие специалиста (сообщение II)
(Божченко А.П., Никитин И.М.)
("Медицинское право", 2021, N 2)Предложение. В работе <9> обращается внимание на тот факт, что эксперт и специалист, так же как и следователь, прокурор и адвокат, являются "профессиональными" участниками уголовного судопроизводства. Но только они, в отличие от судей, сотрудников правоохранительных органов и адвокатов, которые дают присягу один раз в жизни, предупреждаются об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ каждый раз. Предупреждение эксперта (специалиста) "могло бы выглядеть, скажем, как присяга военнослужащего или как "клятва Гиппократа", и даваться один раз в жизни" <10>. В таком случае вопрос о неравнозначности заключения эксперта и заключения специалиста хотя бы в этой части был бы снят (вместе с этим был бы снят и вопрос об априорной необъективности и недостоверности заключения специалиста).
(Божченко А.П., Никитин И.М.)
("Медицинское право", 2021, N 2)Предложение. В работе <9> обращается внимание на тот факт, что эксперт и специалист, так же как и следователь, прокурор и адвокат, являются "профессиональными" участниками уголовного судопроизводства. Но только они, в отличие от судей, сотрудников правоохранительных органов и адвокатов, которые дают присягу один раз в жизни, предупреждаются об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ каждый раз. Предупреждение эксперта (специалиста) "могло бы выглядеть, скажем, как присяга военнослужащего или как "клятва Гиппократа", и даваться один раз в жизни" <10>. В таком случае вопрос о неравнозначности заключения эксперта и заключения специалиста хотя бы в этой части был бы снят (вместе с этим был бы снят и вопрос об априорной необъективности и недостоверности заключения специалиста).
Статья: Некоторые вопросы прокурорского надзора за соблюдением прав осужденных, заключивших контракт в период мобилизации
(Чебаненко Ю.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)Заключая контракт с Министерством обороны и отправляясь в зону проведения специальной военной операции, осужденный приобретает статус военнослужащего, приносит присягу в соответствии с п. 1 Приказа Министра обороны РФ от 18 сентября 2023 г. N 625 "О контракте, о прохождении военной службы".
(Чебаненко Ю.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)Заключая контракт с Министерством обороны и отправляясь в зону проведения специальной военной операции, осужденный приобретает статус военнослужащего, приносит присягу в соответствии с п. 1 Приказа Министра обороны РФ от 18 сентября 2023 г. N 625 "О контракте, о прохождении военной службы".
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")1. Военнослужащий, являющийся гражданином Российской Федерации, впервые поступивший (призванный) на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, или гражданин, обучающийся в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки и проходящий учебные сборы, или гражданин, обучающийся в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса и проходящий учебные сборы, приводится к Военной присяге, а военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, приносит обязательство перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым знаменем воинской части.
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")1. Военнослужащий, являющийся гражданином Российской Федерации, впервые поступивший (призванный) на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, или гражданин, обучающийся в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки и проходящий учебные сборы, или гражданин, обучающийся в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса и проходящий учебные сборы, приводится к Военной присяге, а военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, приносит обязательство перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым знаменем воинской части.
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"дисциплинарный арест - ко всем военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, за исключением офицеров, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, не приведенных к Военной присяге (не принесших обязательство), а также военнослужащих, не достигших возраста 18 лет, и военнослужащих женского пола;
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"дисциплинарный арест - ко всем военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, за исключением офицеров, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, не приведенных к Военной присяге (не принесших обязательство), а также военнослужащих, не достигших возраста 18 лет, и военнослужащих женского пола;
Статья: Законодательство о гражданстве Российской Федерации - современный этап развития
(Таева Н.Е.)
("Закон", 2024, N 3)Благодаря такой трансформации гражданство Российской Федерации сможет приобрести более широкий по сравнению с Законом 2002 года круг лиц, а именно: граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 года, а также те из них, кто не проживал постоянно на территории Российской Федерации по состоянию на указанную дату, но вернулся для постоянного проживания в Российскую Федерацию, при условии, что они родились в Российской Федерации (РСФСР) или хотя бы один из их родителей на день их рождения являлся гражданином бывшего СССР и постоянно проживал на территории РСФСР (территории Российской Федерации); военнослужащие, которые принесли присягу на верность СССР или Российской Федерации и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 года службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией Российской Федерации и располагавшихся на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, и входившие в состав их семей на указанную дату их супруги и дети. Из данных положений видно, что законодатель максимально стремился к тому, чтобы учесть не только наши исторические реалии, но и практику правоприменения, прежде всего практику Конституционного Суда РФ. Речь идет о правовой позиции Конституционного Суда, выраженной им в Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П. Данное решение было вынесено по жалобе гражданина А.Б. Смирнова, который фактически оказался лишен российского гражданства и не мог быть признан гражданином РФ, так как на день принятия Закона РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" находился за пределами Российской Федерации и не соответствовал ни одному из требований, по которым человек мог быть признан гражданином РФ. Конституционный Суд РФ указал, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу ст. 6 Конституции не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению. Добавим, что Закон о гражданстве 2023 года в качестве обязательного условия признания граждан бывшего СССР, родившихся на территории РСФСР и не проживавших на территории РФ по состоянию на 6 февраля 1992 года, устанавливает факт возврата на постоянное проживание в Российскую Федерацию. Этот юридический факт при признании гражданином Российской Федерации требует подтверждения.
(Таева Н.Е.)
("Закон", 2024, N 3)Благодаря такой трансформации гражданство Российской Федерации сможет приобрести более широкий по сравнению с Законом 2002 года круг лиц, а именно: граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 года, а также те из них, кто не проживал постоянно на территории Российской Федерации по состоянию на указанную дату, но вернулся для постоянного проживания в Российскую Федерацию, при условии, что они родились в Российской Федерации (РСФСР) или хотя бы один из их родителей на день их рождения являлся гражданином бывшего СССР и постоянно проживал на территории РСФСР (территории Российской Федерации); военнослужащие, которые принесли присягу на верность СССР или Российской Федерации и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 года службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией Российской Федерации и располагавшихся на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, и входившие в состав их семей на указанную дату их супруги и дети. Из данных положений видно, что законодатель максимально стремился к тому, чтобы учесть не только наши исторические реалии, но и практику правоприменения, прежде всего практику Конституционного Суда РФ. Речь идет о правовой позиции Конституционного Суда, выраженной им в Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П. Данное решение было вынесено по жалобе гражданина А.Б. Смирнова, который фактически оказался лишен российского гражданства и не мог быть признан гражданином РФ, так как на день принятия Закона РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" находился за пределами Российской Федерации и не соответствовал ни одному из требований, по которым человек мог быть признан гражданином РФ. Конституционный Суд РФ указал, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу ст. 6 Конституции не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению. Добавим, что Закон о гражданстве 2023 года в качестве обязательного условия признания граждан бывшего СССР, родившихся на территории РСФСР и не проживавших на территории РФ по состоянию на 6 февраля 1992 года, устанавливает факт возврата на постоянное проживание в Российскую Федерацию. Этот юридический факт при признании гражданином Российской Федерации требует подтверждения.
Статья: Проблемы реформирования института гражданства в Российской Федерации
(Марачева В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Помимо граждан бывшего СССР, которые проживали на территории России по состоянию на 6 февраля 1992 г., в перечень лиц, имеющих право на признание их гражданами Российской Федерации, включаются лица, родившиеся на территории России до 6 февраля 1992 г.; лица, хотя бы один из родителей которых на день рождения таких лиц являлся гражданином бывшего СССР и постоянно проживал на территории России; военнослужащие, принесшие присягу на верность СССР или Российской Федерации и проходившие по состоянию на 6 февраля 1992 г. службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией Российской Федерации и располагавшихся на территориях других государств. Введение указанных положений обусловлено направлениями развития миграционной политики, поставленными в Концепции, а именно: содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, возвращению эмигрантов, содействие переселению в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях воссоединения семей.
(Марачева В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Помимо граждан бывшего СССР, которые проживали на территории России по состоянию на 6 февраля 1992 г., в перечень лиц, имеющих право на признание их гражданами Российской Федерации, включаются лица, родившиеся на территории России до 6 февраля 1992 г.; лица, хотя бы один из родителей которых на день рождения таких лиц являлся гражданином бывшего СССР и постоянно проживал на территории России; военнослужащие, принесшие присягу на верность СССР или Российской Федерации и проходившие по состоянию на 6 февраля 1992 г. службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией Российской Федерации и располагавшихся на территориях других государств. Введение указанных положений обусловлено направлениями развития миграционной политики, поставленными в Концепции, а именно: содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, возвращению эмигрантов, содействие переселению в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях воссоединения семей.