Присутствовать при проверке качества товара
Подборка наиболее важных документов по запросу Присутствовать при проверке качества товара (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.02.2024 N 88-8495/2024 (УИД 23RS0031-01-2022-000917-76)
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О расторжении договора; 3) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 4) О взыскании убытков; 5) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Заключением судебной экспертизы подтверждено наличие производственного недостатка в спорном товаре.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено в части; 5) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на проведение экспертизы - удовлетворено в части.ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с письменным заявлением расторгнуть договор купли-продажи, возвратить уплаченные денежные средства за некачественный ноутбук, а также в случае необходимости провести проверку качества товара в присутствии истца, отправив претензию на юридический адрес ответчика. ДД.ММ.ГГГГ претензия была получена ООО "ДНС Ритейл". Доказательств удовлетворения названных требований со стороны ответчика в материалы дела не представлено. При этом само по себе указание в акте выполненных работ N от ДД.ММ.ГГГГ на возможность повторно обратиться в авторизованный сервисный центр без уточнения времени и места проведении очередной проверки качества товара не может служить обстоятельством, освобождающим ответчика от наложения штрафа.
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О расторжении договора; 3) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 4) О взыскании убытков; 5) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Заключением судебной экспертизы подтверждено наличие производственного недостатка в спорном товаре.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено в части; 5) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на проведение экспертизы - удовлетворено в части.ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с письменным заявлением расторгнуть договор купли-продажи, возвратить уплаченные денежные средства за некачественный ноутбук, а также в случае необходимости провести проверку качества товара в присутствии истца, отправив претензию на юридический адрес ответчика. ДД.ММ.ГГГГ претензия была получена ООО "ДНС Ритейл". Доказательств удовлетворения названных требований со стороны ответчика в материалы дела не представлено. При этом само по себе указание в акте выполненных работ N от ДД.ММ.ГГГГ на возможность повторно обратиться в авторизованный сервисный центр без уточнения времени и места проведении очередной проверки качества товара не может служить обстоятельством, освобождающим ответчика от наложения штрафа.
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2023 по делу N 88-25514/2023, 2-10/2023 (УИД 51MS0015-01-2022-007788-55)
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что им был приобретен товар ненадлежащего качества. Потребитель обратился в магазин с жалобой на ненадлежащее качество сока, с требованием возврата денежных средств, сотрудниками магазина в таком требовании было отказано.
Решение: Удовлетворено в части.Между тем, ответчиком не представлено доказательств тому, что после обращения М. в магазин "Красное белое" надлежащим образом проводилась проверка качества товара в присутствии потребителя либо товар направлялся для проверки в компетентные организации, как того требуют положения статьи 18 Закона о защите прав потребителей, при этом утверждение ответчика о том, что продавцом проведена проверка качества товара в присутствии истца, и порчи товара не обнаружено, соответствующими объективными данными не подтверждено, какие-либо письменные заключения специалистов в материалы дела не представлены, тогда как, в данном случае именно на ответчике лежит обязанность доказать, что истцу был продан товар надлежащего качества.
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что им был приобретен товар ненадлежащего качества. Потребитель обратился в магазин с жалобой на ненадлежащее качество сока, с требованием возврата денежных средств, сотрудниками магазина в таком требовании было отказано.
Решение: Удовлетворено в части.Между тем, ответчиком не представлено доказательств тому, что после обращения М. в магазин "Красное белое" надлежащим образом проводилась проверка качества товара в присутствии потребителя либо товар направлялся для проверки в компетентные организации, как того требуют положения статьи 18 Закона о защите прав потребителей, при этом утверждение ответчика о том, что продавцом проведена проверка качества товара в присутствии истца, и порчи товара не обнаружено, соответствующими объективными данными не подтверждено, какие-либо письменные заключения специалистов в материалы дела не представлены, тогда как, в данном случае именно на ответчике лежит обязанность доказать, что истцу был продан товар надлежащего качества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Что делать при обнаружении недостатков в технически сложном товаре?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В связи с вашим обращением продавец обязан принять товар и при необходимости провести проверку его качества. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Вы вправе принимать участие в проверке качества товара, а также присутствовать при проведении экспертизы. Для этого рекомендуем согласовать с продавцом время и дату проведения проверки, а у экспертной организации - узнать о времени и дате проведения экспертизы (п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В связи с вашим обращением продавец обязан принять товар и при необходимости провести проверку его качества. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Вы вправе принимать участие в проверке качества товара, а также присутствовать при проведении экспертизы. Для этого рекомендуем согласовать с продавцом время и дату проведения проверки, а у экспертной организации - узнать о времени и дате проведения экспертизы (п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1).
Ситуация: Что делать, если продавец товара не признает наступление гарантийного случая?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Как правило, продавец проводит проверку качества товара, которая может включать и проведение экспертизы. В случае спора о причинах возникновения недостатков продавец обязан провести экспертизу за свой счет. Вы вправе участвовать в проверке качества товара, в том числе присутствовать при проведении экспертизы (п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1; п. 3 разд. VIII Разъяснений, утв. Приказом МАП России от 20.05.1998 N 160).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Как правило, продавец проводит проверку качества товара, которая может включать и проведение экспертизы. В случае спора о причинах возникновения недостатков продавец обязан провести экспертизу за свой счет. Вы вправе участвовать в проверке качества товара, в том числе присутствовать при проведении экспертизы (п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1; п. 3 разд. VIII Разъяснений, утв. Приказом МАП России от 20.05.1998 N 160).
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
Готовое решение: Как согласовать условия о приемке товара по договору поставки
(КонсультантПлюс, 2025)Срок уведомления поставщика о несоответствиях товара по комплектности, ассортименту, таре и (или) упаковке может быть установлен договором (п. 5 ст. 454, п. 1 ст. 483 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок уведомления поставщика о несоответствиях товара по комплектности, ассортименту, таре и (или) упаковке может быть установлен договором (п. 5 ст. 454, п. 1 ст. 483 ГК РФ).
Статья: Критерии осмотрительности и заботливости в судебной практике освобождения от договорной ответственности предпринимателей
(Зимнева С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 1)Представляется, что для соблюдения баланса интересов сторон такое решение имеет важное значение. С одной стороны, суд учел, что вина заказчика присутствует, так как он не выполнил необходимые действия при принятии товара, включая проверку его качества, что свидетельствует о неосмотрительности с его стороны. С другой стороны, поставщик продемонстрировал недобросовестность, умышленно поставив товар, характеристики которого не соответствовали согласованным в контракте.
(Зимнева С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 1)Представляется, что для соблюдения баланса интересов сторон такое решение имеет важное значение. С одной стороны, суд учел, что вина заказчика присутствует, так как он не выполнил необходимые действия при принятии товара, включая проверку его качества, что свидетельствует о неосмотрительности с его стороны. С другой стороны, поставщик продемонстрировал недобросовестность, умышленно поставив товар, характеристики которого не соответствовали согласованным в контракте.
Ситуация: Как вернуть некачественную мебель?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Продавец обязан принять у вас мебель и, в случае необходимости, провести проверку ее качества. Вы вправе участвовать в проверке качества товара. Для этого рекомендуем согласовать с продавцом время и дату ее проведения (п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Продавец обязан принять у вас мебель и, в случае необходимости, провести проверку ее качества. Вы вправе участвовать в проверке качества товара. Для этого рекомендуем согласовать с продавцом время и дату ее проведения (п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1).
Ситуация: За какие недостатки товара отвечает продавец, а за какие - потребитель?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Качество товара проверяет сам продавец. Он обязан принять товар с выявленными потребителем недостатками и в случае необходимости провести проверку качества. Если порядок такой проверки не установлен законом или договором, она производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми методами проверки товара. Покупатель вправе участвовать в проверке качества товара (абз. 2 п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1; п. 2 ст. 474 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Качество товара проверяет сам продавец. Он обязан принять товар с выявленными потребителем недостатками и в случае необходимости провести проверку качества. Если порядок такой проверки не установлен законом или договором, она производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми методами проверки товара. Покупатель вправе участвовать в проверке качества товара (абз. 2 п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1; п. 2 ст. 474 ГК РФ).
Готовое решение: Как осуществляется дистанционная продажа автомобилей потребителям
(КонсультантПлюс, 2025)При передаче автомобиля нужно проверить в присутствии потребителя качество выполненных работ по предпродажной подготовке, а также комплектность (п. 44 Правил розничной продажи отдельных видов товаров). Положения п. 27 Правил розничной продажи товаров не исключают применение этого требования для ситуации продажи автомобиля дистанционным способом. В связи с этим рекомендуем обеспечить возможность такой проверки и при дистанционной продаже автомобилей в розницу.
(КонсультантПлюс, 2025)При передаче автомобиля нужно проверить в присутствии потребителя качество выполненных работ по предпродажной подготовке, а также комплектность (п. 44 Правил розничной продажи отдельных видов товаров). Положения п. 27 Правил розничной продажи товаров не исключают применение этого требования для ситуации продажи автомобиля дистанционным способом. В связи с этим рекомендуем обеспечить возможность такой проверки и при дистанционной продаже автомобилей в розницу.
Ситуация: Как потребителю обменять некачественный товар?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Проверка качества товара может включать проведение экспертизы (п. 3 разд. VIII Разъяснений, утв. Приказом МАП России от 20.05.1998 N 160).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Проверка качества товара может включать проведение экспертизы (п. 3 разд. VIII Разъяснений, утв. Приказом МАП России от 20.05.1998 N 160).
Готовое решение: Как составить договор купли-продажи автомобиля между юридическим лицом (продавец) и физическим лицом (покупатель)
(КонсультантПлюс, 2025)Если к моменту заключения договора соответствующая подготовка еще не проведена, стороны могут закрепить такую обязанность продавца и в договоре купли-продажи. При этом учтите, что виды и объемы предпродажной подготовки определяются изготовителем (п. 42 Правил розничной продажи отдельных видов товаров). Конкретный перечень операций по предпродажной подготовке может быть указан, например, в сервисной книжке на автомобиль. Полагаем, что по смыслу п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ стороны могут предусмотреть в договоре дополнительные действия в рамках предпродажной подготовки, но исключать действия или этапы, предусмотренные изготовителем, они не вправе. Продавец обязан при передаче автомобиля проверить в присутствии потребителя качество выполненных работ по его предпродажной подготовке (п. 44 Правил розничной продажи отдельных видов товаров). Данную обязанность продавца вы можете продублировать в договоре купли-продажи.
(КонсультантПлюс, 2025)Если к моменту заключения договора соответствующая подготовка еще не проведена, стороны могут закрепить такую обязанность продавца и в договоре купли-продажи. При этом учтите, что виды и объемы предпродажной подготовки определяются изготовителем (п. 42 Правил розничной продажи отдельных видов товаров). Конкретный перечень операций по предпродажной подготовке может быть указан, например, в сервисной книжке на автомобиль. Полагаем, что по смыслу п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ стороны могут предусмотреть в договоре дополнительные действия в рамках предпродажной подготовки, но исключать действия или этапы, предусмотренные изготовителем, они не вправе. Продавец обязан при передаче автомобиля проверить в присутствии потребителя качество выполненных работ по его предпродажной подготовке (п. 44 Правил розничной продажи отдельных видов товаров). Данную обязанность продавца вы можете продублировать в договоре купли-продажи.
Путеводитель по судебной практике: Поставка товаров.
Является ли нарушение порядка приемки товара основанием для того, чтобы признать недоказанной поставку некачественного товара
(КонсультантПлюс, 2025)При этом, делая названный вывод, суды исходили из того, что покупателем нарушены положения Инструкции N П-7 при приемке товара по качеству: приемка товара производилась в отсутствие уполномоченного представителя ответчика. Так, водитель Семейкин О.А., осуществлявший перевозку дизельного топлива и присутствовавший при проверке, в отсутствие соответствующих полномочий не являлся уполномоченным представителем общества "Восточная нефтяная компания" на приемку товаров по качеству. Кроме того, суды указали на то, что материалы дела не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих, что указанное лицо состояло в трудовых отношениях с обществом "Восточная нефтяная компания".
Является ли нарушение порядка приемки товара основанием для того, чтобы признать недоказанной поставку некачественного товара
(КонсультантПлюс, 2025)При этом, делая названный вывод, суды исходили из того, что покупателем нарушены положения Инструкции N П-7 при приемке товара по качеству: приемка товара производилась в отсутствие уполномоченного представителя ответчика. Так, водитель Семейкин О.А., осуществлявший перевозку дизельного топлива и присутствовавший при проверке, в отсутствие соответствующих полномочий не являлся уполномоченным представителем общества "Восточная нефтяная компания" на приемку товаров по качеству. Кроме того, суды указали на то, что материалы дела не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих, что указанное лицо состояло в трудовых отношениях с обществом "Восточная нефтяная компания".
Готовое решение: Как согласовать порядок хранения вещей в договоре хранения
(КонсультантПлюс, 2025)При принятии вещей на хранение хранитель обязан осуществить их осмотр и проверку в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7) и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6).
(КонсультантПлюс, 2025)При принятии вещей на хранение хранитель обязан осуществить их осмотр и проверку в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7) и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6).
Готовое решение: Каков порядок приемки товаров (работ, услуг) при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)после получения товара вы в установленные контрактом сроки проводите проверку количества, качества, комплектности товара и иных характеристик, установленных контрактом. В эти же сроки проводится и экспертиза поставленного товара. Осмотр и проверка товара могут осуществляться в присутствии представителей поставщика. Если его участие не предусмотрено и в товарах (работах, услугах) выявлены качественные или количественные расхождения, то при приемке руководствуйтесь обычаями делового оборота (Методические рекомендации, доведенные Письмом Минфина России от 29.11.2024 N 02-06-06/120312, Письмо Минфина России от 14.03.2024 N 02-06-09/23030). По результатам проверки оформляется документ о приемке товара.
(КонсультантПлюс, 2025)после получения товара вы в установленные контрактом сроки проводите проверку количества, качества, комплектности товара и иных характеристик, установленных контрактом. В эти же сроки проводится и экспертиза поставленного товара. Осмотр и проверка товара могут осуществляться в присутствии представителей поставщика. Если его участие не предусмотрено и в товарах (работах, услугах) выявлены качественные или количественные расхождения, то при приемке руководствуйтесь обычаями делового оборота (Методические рекомендации, доведенные Письмом Минфина России от 29.11.2024 N 02-06-06/120312, Письмо Минфина России от 14.03.2024 N 02-06-09/23030). По результатам проверки оформляется документ о приемке товара.