Приостановление исполнительного производства в связи с пандемией
Подборка наиболее важных документов по запросу Приостановление исполнительного производства в связи с пандемией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В частности, введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по инициативе внешних кредиторов, обращение взыскания на заложенное имущество. Закон также приостановил исполнительное производство по взысканиям, возникшим до введения моратория <71>. В качестве меры государственной поддержки экономики в рамках пандемии необходимо обратить внимание на возможность освобождения от начисления неустоек и иных санкций ввиду моратория на банкротство <72>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В частности, введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по инициативе внешних кредиторов, обращение взыскания на заложенное имущество. Закон также приостановил исполнительное производство по взысканиям, возникшим до введения моратория <71>. В качестве меры государственной поддержки экономики в рамках пандемии необходимо обратить внимание на возможность освобождения от начисления неустоек и иных санкций ввиду моратория на банкротство <72>.
Статья: Мораторий на инициирование процедуры несостоятельности (банкротства) как инструмент государственного регулирования экономики
(Суходольский И.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)В частности, Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <4> был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по инициативе внешних кредиторов, обращение взыскания на заложенное имущество. Данный Закон также приостанавливал исполнительное производство по взысканиям, возникшим до введения моратория <5>. В качестве меры государственной поддержки экономики в рамках пандемии необходимо также обратить внимание на возможность освобождения от начисления неустоек и иных санкций ввиду моратория на банкротство <6>.
(Суходольский И.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)В частности, Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <4> был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по инициативе внешних кредиторов, обращение взыскания на заложенное имущество. Данный Закон также приостанавливал исполнительное производство по взысканиям, возникшим до введения моратория <5>. В качестве меры государственной поддержки экономики в рамках пандемии необходимо также обратить внимание на возможность освобождения от начисления неустоек и иных санкций ввиду моратория на банкротство <6>.
"Право на исполнение судебных актов в Российской Федерации: монография"
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)1) внесены изменения в ФЗ "Об исполнительном производстве", которые допустили возможность приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)1) внесены изменения в ФЗ "Об исполнительном производстве", которые допустили возможность приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
Статья: Имущественные иммунитеты в исполнительном производстве
(Осипова А.И.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 1)После реформы законодательства о банкротстве в 2015 г. институт банкротства физических лиц стал более востребованным. С каждым годом количество банкротств граждан растет, но значительная часть кредиторов остается без удовлетворения своих требований. Более того, почти 90% граждан-банкротов не обладают имуществом, кроме единственного жилья. Количество производств на исполнении стабильно увеличивалось с 2019 по 2022 г., достигнув пика в 131,5 млн. Однако в 2023 г. наблюдается снижение до 126,7 млн, вызванное приостановлением исполнительных производств в отношении лиц, участвующих в специальной военной операции. При этом общая сумма взысканных средств стабильно росла с 700 млрд руб. в 2019 г. до более чем 1,1 трлн руб. в 2022 и 2023 гг. Количество производств, в рамках которых арестовано имущество, снизилось в 2020 г. до 364,1 тыс. Это могло быть связано с пандемией COVID-19 и ограничениями в работе приставов. С 2021 г. этот показатель вновь начал расти, достигнув 506,2 тыс. в 2023 г., что может говорить о более активном применении данной меры.
(Осипова А.И.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 1)После реформы законодательства о банкротстве в 2015 г. институт банкротства физических лиц стал более востребованным. С каждым годом количество банкротств граждан растет, но значительная часть кредиторов остается без удовлетворения своих требований. Более того, почти 90% граждан-банкротов не обладают имуществом, кроме единственного жилья. Количество производств на исполнении стабильно увеличивалось с 2019 по 2022 г., достигнув пика в 131,5 млн. Однако в 2023 г. наблюдается снижение до 126,7 млн, вызванное приостановлением исполнительных производств в отношении лиц, участвующих в специальной военной операции. При этом общая сумма взысканных средств стабильно росла с 700 млрд руб. в 2019 г. до более чем 1,1 трлн руб. в 2022 и 2023 гг. Количество производств, в рамках которых арестовано имущество, снизилось в 2020 г. до 364,1 тыс. Это могло быть связано с пандемией COVID-19 и ограничениями в работе приставов. С 2021 г. этот показатель вновь начал расти, достигнув 506,2 тыс. в 2023 г., что может говорить о более активном применении данной меры.
Статья: Мораторий на возбуждение дел о банкротстве и практика взыскания исполнительского сбора
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2023, N 7)Изначально мораторий на банкротство представлялся разовым, оперативным инструментом, необходимым для стабилизации экономики в 2020 году на фоне объявленной в мире пандемии. Эта повестка стала основанием для внесения Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ новой статьи в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" <6> - ст. 9.1 "Мораторий на возбуждение дел о банкротстве". Речь идет о мерах в отношении должника, выраженных, в частности, в приостановлении ряда действий на период моратория (запрет начисления неустоек и штрафных санкций, обращения взыскания на заложенное имущество; приостановление исполнительного производства; приостановление отдельных обязанностей должника и иных лиц). Стоит отметить, что мораторий 2020 года достиг своей цели, предотвратив масштабный экономический спад. Данное обстоятельство легло в основу повторного обращения к этому правовому средству в 2022 году в условиях усилившегося санкционного давления. Между тем переждать санкции, в отличие от пандемии, вряд ли возможно. Именно поэтому повторное введение моратория на банкротство должно было основываться на четких юридических конструкциях, с одной стороны, исключающих вариативность подходов к толкованию содержания нормативных положений, с другой стороны, обеспечивающих инвариантность подходов к реализации этих норм судами и уполномоченными должностными лицами органов исполнительной власти, в частности Федеральной службы судебных приставов РФ (ФССП России).
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2023, N 7)Изначально мораторий на банкротство представлялся разовым, оперативным инструментом, необходимым для стабилизации экономики в 2020 году на фоне объявленной в мире пандемии. Эта повестка стала основанием для внесения Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ новой статьи в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" <6> - ст. 9.1 "Мораторий на возбуждение дел о банкротстве". Речь идет о мерах в отношении должника, выраженных, в частности, в приостановлении ряда действий на период моратория (запрет начисления неустоек и штрафных санкций, обращения взыскания на заложенное имущество; приостановление исполнительного производства; приостановление отдельных обязанностей должника и иных лиц). Стоит отметить, что мораторий 2020 года достиг своей цели, предотвратив масштабный экономический спад. Данное обстоятельство легло в основу повторного обращения к этому правовому средству в 2022 году в условиях усилившегося санкционного давления. Между тем переждать санкции, в отличие от пандемии, вряд ли возможно. Именно поэтому повторное введение моратория на банкротство должно было основываться на четких юридических конструкциях, с одной стороны, исключающих вариативность подходов к толкованию содержания нормативных положений, с другой стороны, обеспечивающих инвариантность подходов к реализации этих норм судами и уполномоченными должностными лицами органов исполнительной власти, в частности Федеральной службы судебных приставов РФ (ФССП России).
Статья: "Коронавирусная" экономическая преступность в России: состояние, тенденции и меры борьбы
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Для поддержки бизнеса в условиях пандемии был введен мораторий на банкротство, под действие которого попали 517 тыс. юридических лиц и 1,6 млн индивидуальных предпринимателей (ИП), что составляет 15% зарегистрированных организаций и около 40% ИП <8>. Мораторий как антикризисная мера не допускал введения процедур банкротства по инициативе внешних кредиторов, обращения взыскания на заложенное имущество, а также приостанавливал исполнительное производство по взысканиям, возникшим до его введения. Однако он распространялся лишь на лиц, включенных в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики: авиа- и автоперевозки, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, гостиничный бизнес, общепит, бытовые услуги (ремонт, химчистка, парикмахерские и салоны красоты) и ряд других. Несмотря на это обстоятельство, количество зарегистрированных криминальных банкротств сократилось лишь на 3,2% (до 275 преступлений) <9>.
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Для поддержки бизнеса в условиях пандемии был введен мораторий на банкротство, под действие которого попали 517 тыс. юридических лиц и 1,6 млн индивидуальных предпринимателей (ИП), что составляет 15% зарегистрированных организаций и около 40% ИП <8>. Мораторий как антикризисная мера не допускал введения процедур банкротства по инициативе внешних кредиторов, обращения взыскания на заложенное имущество, а также приостанавливал исполнительное производство по взысканиям, возникшим до его введения. Однако он распространялся лишь на лиц, включенных в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики: авиа- и автоперевозки, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, гостиничный бизнес, общепит, бытовые услуги (ремонт, химчистка, парикмахерские и салоны красоты) и ряд других. Несмотря на это обстоятельство, количество зарегистрированных криминальных банкротств сократилось лишь на 3,2% (до 275 преступлений) <9>.
Статья: Институт банкротства и его роль в период социально-экономического кризиса
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)Специалистами в области банкротства сразу были высказаны некоторые сомнения, касающиеся возможности использования ограничительных мер недобросовестными должниками. В частности, по мнению С. Королева, принятые государством меры, направленные на сохранение оказавшегося в сложной экономической ситуации бизнеса, могут служить предпосылкой для недобросовестного поведения потенциальных банкротов. В качестве примера автор приводит возможное неисполнение в добровольном порядке обязательств, возникших до возникновения условий пандемии коронавирусной инфекции. Недобросовестное поведение может быть вызвано некоторыми ограничениями, в числе которых он называет невозможность начисления штрафных санкций, приостановление исполнительного производства, невозможность обращения взыскания на заложенное имущество и т.д. <19>.
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)Специалистами в области банкротства сразу были высказаны некоторые сомнения, касающиеся возможности использования ограничительных мер недобросовестными должниками. В частности, по мнению С. Королева, принятые государством меры, направленные на сохранение оказавшегося в сложной экономической ситуации бизнеса, могут служить предпосылкой для недобросовестного поведения потенциальных банкротов. В качестве примера автор приводит возможное неисполнение в добровольном порядке обязательств, возникших до возникновения условий пандемии коронавирусной инфекции. Недобросовестное поведение может быть вызвано некоторыми ограничениями, в числе которых он называет невозможность начисления штрафных санкций, приостановление исполнительного производства, невозможность обращения взыскания на заложенное имущество и т.д. <19>.