Приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Подборка наиболее важных документов по запросу Приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отмена нормативного правового акта как основание утраты юридической силы
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)3. Высшее должностное лицо субъекта РФ обязано в течение двух месяцев со дня издания указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта исполнительного органа субъекта РФ отменить приостановленный акт (либо изменить, либо обратиться в суд для разрешения спора) (подп. 2 ч. 1 ст. 29 Закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"). Согласно части 2 статьи 85 Конституции РФ Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)3. Высшее должностное лицо субъекта РФ обязано в течение двух месяцев со дня издания указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта исполнительного органа субъекта РФ отменить приостановленный акт (либо изменить, либо обратиться в суд для разрешения спора) (подп. 2 ч. 1 ст. 29 Закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"). Согласно части 2 статьи 85 Конституции РФ Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Статья: Конституционная модель публично-властной организации в современной России
(Ким Ю.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Особенностями федеративного устройства обусловлены также методы разрешения Президентом РФ разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Ими используются согласительные процедуры. А в случае недостижения согласованного решения спор передается для разрешения соответствующему суду (ч. 1 ст. 85). Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Напротив, акты Правительства РФ в подобных ситуациях могут быть отменены главой государства напрямую (ч. 3 ст. 115).
(Ким Ю.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Особенностями федеративного устройства обусловлены также методы разрешения Президентом РФ разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Ими используются согласительные процедуры. А в случае недостижения согласованного решения спор передается для разрешения соответствующему суду (ч. 1 ст. 85). Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Напротив, акты Правительства РФ в подобных ситуациях могут быть отменены главой государства напрямую (ч. 3 ст. 115).
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ
"О Правительстве Российской Федерации"6. Правительство Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
"О Правительстве Российской Федерации"6. Правительство Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Статья: Аппарат полномочного представителя Президента
(Сперанская Л.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина;
(Сперанская Л.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина;
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Правительство РФ реализует свои контрольные полномочия посредством заслушивания на своих заседаниях руководителей органов исполнительной власти, оценивая их деятельность, отменяя или приостанавливая действие актов, изданных федеральными органами исполнительной власти, либо обращается к Президенту РФ с предложениями об отмене или приостановлении действия актов, изданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство РФ вправе применять меры дисциплинарной ответственности по отношению к должностным лицам, назначаемым на должности Правительством РФ, обращаться к Президенту РФ с предложениями о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, назначаемых на должности Президентом РФ.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Правительство РФ реализует свои контрольные полномочия посредством заслушивания на своих заседаниях руководителей органов исполнительной власти, оценивая их деятельность, отменяя или приостанавливая действие актов, изданных федеральными органами исполнительной власти, либо обращается к Президенту РФ с предложениями об отмене или приостановлении действия актов, изданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство РФ вправе применять меры дисциплинарной ответственности по отношению к должностным лицам, назначаемым на должности Правительством РФ, обращаться к Президенту РФ с предложениями о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, назначаемых на должности Президентом РФ.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Приостановление действия административного акта является одним из способов обеспечения законности правовых актов управления. Приостановление действия акта управления - официальное временное прекращение действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения органом, имеющим право отменять или изменять правовой акт управления. Акт управления не подлежит применению, т.е. временно не действует (однако он не утрачивает юридической силы). Например, Президент РФ вправе приостановить действие: а) акта высшего должностного лица субъекта РФ; б) акта исполнительного органа субъекта РФ (в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина). Приостановление действия указанных актов осуществляется до решения вопроса о законности актов соответствующим судом. Правительство РФ вправе приостанавливать действие актов федеральных органов исполнительной власти, а также внести предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Приостановление действия административного акта является одним из способов обеспечения законности правовых актов управления. Приостановление действия акта управления - официальное временное прекращение действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения органом, имеющим право отменять или изменять правовой акт управления. Акт управления не подлежит применению, т.е. временно не действует (однако он не утрачивает юридической силы). Например, Президент РФ вправе приостановить действие: а) акта высшего должностного лица субъекта РФ; б) акта исполнительного органа субъекта РФ (в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина). Приостановление действия указанных актов осуществляется до решения вопроса о законности актов соответствующим судом. Правительство РФ вправе приостанавливать действие актов федеральных органов исполнительной власти, а также внести предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Статья: Новации мер конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как элемента системы публичной власти
(Акчурина А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)Следующим критерием разграничения мер ответственности высшего должностного лица субъекта РФ, вытекающим из Федерального закона N 414-ФЗ, можно назвать метод правового регулирования. Так, в ч. 1, 2 ст. 29 Федерального закона N 414-ФЗ установлены предписывающие нормы, согласно которым Президент РФ однозначно выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ (ч. 1), отрешает главу региона от должности (ч. 2). В частях же 3, 4, 5 используется диспозитивный характер изложения, в силу которого Президент РФ вправе применить тот или иной вид наказания. Причины такой дифференциации норм можно объяснить основаниями санкций. Императивное предупреждение за непринятие в двухмесячный срок мер по исполнению решения суда в отношении дефектного акта либо уклонение в двухмесячный срок от разрешения спора по приостановленному дефектному акту, равно как и возможное последующее отрешение от должности главы региона спустя еще месяц, конституционно обусловлены непосредственными полномочиями Президента РФ. Они проистекают из положений ст. 80, 85 Конституции РФ, устанавливающих, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, а также - что он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Что же касается диспозитивно сформулированных оснований ответственности, то это как раз те меры ответственности, которые обусловлены функционированием главы исполнительной власти в регионе как элемента системы публичной власти: умением исполнять переданные полномочия, выстраивать работу с законодательным органом субъекта РФ, органами местного самоуправления, реализовывать государственные программы в целях повышения благосостояния населения и т.д. Ненадлежащее выполнение либо невыполнение этих задач - оценочная характеристика, которая выражается предупреждением, выговором, утратой доверия, недоверием законодательного органа субъекта РФ. Единственными исключениями такого подхода являются, пожалуй, только нормы о возможном отрешении от должности главы региона в случае неисполнения им решения Конституционного Суда РФ, принятого в отношении нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта РФ, если указанное решение не исполнено в течение двух месяцев со дня его вступления в силу или в иной указанный в решении срок. Диспозитивная конструкция нормы при неисполнении решений Конституционного Суда РФ служит в этом случае способом сразу запустить процедуру отрешения от должности главы субъекта РФ, не вынося изначально предупреждение. Впрочем, при таком подходе остается не в полной мере оправданным закрепленное в ч. 5 ст. 29 Федерального закона N 414-ФЗ право Президента РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, по представлению генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления. Впрочем, это может быть объяснено и простым инструментом юридической техники либо же намеренно сохраненным правом Президента РФ выбрать: временно отстранить либо вообще отрешить главу субъекта РФ от должности в связи с утратой доверия, например.
(Акчурина А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)Следующим критерием разграничения мер ответственности высшего должностного лица субъекта РФ, вытекающим из Федерального закона N 414-ФЗ, можно назвать метод правового регулирования. Так, в ч. 1, 2 ст. 29 Федерального закона N 414-ФЗ установлены предписывающие нормы, согласно которым Президент РФ однозначно выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ (ч. 1), отрешает главу региона от должности (ч. 2). В частях же 3, 4, 5 используется диспозитивный характер изложения, в силу которого Президент РФ вправе применить тот или иной вид наказания. Причины такой дифференциации норм можно объяснить основаниями санкций. Императивное предупреждение за непринятие в двухмесячный срок мер по исполнению решения суда в отношении дефектного акта либо уклонение в двухмесячный срок от разрешения спора по приостановленному дефектному акту, равно как и возможное последующее отрешение от должности главы региона спустя еще месяц, конституционно обусловлены непосредственными полномочиями Президента РФ. Они проистекают из положений ст. 80, 85 Конституции РФ, устанавливающих, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, а также - что он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Что же касается диспозитивно сформулированных оснований ответственности, то это как раз те меры ответственности, которые обусловлены функционированием главы исполнительной власти в регионе как элемента системы публичной власти: умением исполнять переданные полномочия, выстраивать работу с законодательным органом субъекта РФ, органами местного самоуправления, реализовывать государственные программы в целях повышения благосостояния населения и т.д. Ненадлежащее выполнение либо невыполнение этих задач - оценочная характеристика, которая выражается предупреждением, выговором, утратой доверия, недоверием законодательного органа субъекта РФ. Единственными исключениями такого подхода являются, пожалуй, только нормы о возможном отрешении от должности главы региона в случае неисполнения им решения Конституционного Суда РФ, принятого в отношении нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта РФ, если указанное решение не исполнено в течение двух месяцев со дня его вступления в силу или в иной указанный в решении срок. Диспозитивная конструкция нормы при неисполнении решений Конституционного Суда РФ служит в этом случае способом сразу запустить процедуру отрешения от должности главы субъекта РФ, не вынося изначально предупреждение. Впрочем, при таком подходе остается не в полной мере оправданным закрепленное в ч. 5 ст. 29 Федерального закона N 414-ФЗ право Президента РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, по представлению генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления. Впрочем, это может быть объяснено и простым инструментом юридической техники либо же намеренно сохраненным правом Президента РФ выбрать: временно отстранить либо вообще отрешить главу субъекта РФ от должности в связи с утратой доверия, например.