Приоритетный проект комфортная городская среда
Подборка наиболее важных документов по запросу Приоритетный проект комфортная городская среда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаимодействие населения с органами государственной власти и местного самоуправления в сфере развития комфортной городской среды
(Белешев Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)В настоящее время вопрос формирования комфортной городской среды особенно актуален и вызывает живой интерес у населения городов. Для наиболее эффективной реализации национального проекта "Жилье и городская среда", в рамках которого реализуется приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды", необходимо выяснить, какие формы взаимодействия органов публичной власти с населением муниципалитетов будут способствовать реализации данного приоритетного проекта.
(Белешев Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)В настоящее время вопрос формирования комфортной городской среды особенно актуален и вызывает живой интерес у населения городов. Для наиболее эффективной реализации национального проекта "Жилье и городская среда", в рамках которого реализуется приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды", необходимо выяснить, какие формы взаимодействия органов публичной власти с населением муниципалитетов будут способствовать реализации данного приоритетного проекта.
Статья: О проблемах вовлечения населения в решение вопросов развития городской среды
(Фомин А.Н.)
("Местное право", 2024, N 6)<12> Максимов А.М. и др. Формирование комфортной городской среды: проблемы взаимодействия общества и власти при реализации приоритетных проектов на муниципальном уровне управления / А.М. Максимов, М.В. Ненашева, И.Ф. Верещагин, Т.Ф. Шубина, П.В. Шубина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. N 1. С. 82.
(Фомин А.Н.)
("Местное право", 2024, N 6)<12> Максимов А.М. и др. Формирование комфортной городской среды: проблемы взаимодействия общества и власти при реализации приоритетных проектов на муниципальном уровне управления / А.М. Максимов, М.В. Ненашева, И.Ф. Верещагин, Т.Ф. Шубина, П.В. Шубина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. N 1. С. 82.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)- благоустройство общественных территорий и реализация в малых городах и исторических поселениях лучших проектов создания комфортной городской среды;
(разработаны Минфином России)- благоустройство общественных территорий и реализация в малых городах и исторических поселениях лучших проектов создания комфортной городской среды;
Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710
(ред. от 07.11.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"Масштабная работа по благоустройству территорий началась с 2017 года в рамках приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" основного направления стратегического развития Российской Федерации "ЖКХ и городская среда", с 2019 года работа продолжалась в составе федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда".
(ред. от 07.11.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"Масштабная работа по благоустройству территорий началась с 2017 года в рамках приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" основного направления стратегического развития Российской Федерации "ЖКХ и городская среда", с 2019 года работа продолжалась в составе федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда".
Статья: Развитие территорий муниципальных образований и реализация демократических инструментов
(Тепляшин И.В., Богатова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Также на государственном и муниципальном уровне реализуются приоритетные национальные проекты: "Жилье и городская среда", "Экология", "Туризм и индустрия гостеприимства", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и др. <5>. Многие проекты в том или ином объеме ориентированы на решение вопросов местного значения и создание условий комфортного общественного пространства, что обеспечивается при тесном организационно-правовом взаимодействии с местным сообществом, путем учета мнения граждан в рамках проведения публичных слушаний, опросов граждан, собраний и конференций граждан, привлечения независимых экспертов и пр. Данные формы осуществления местного самоуправления активно реализуются в рамках благоустройства и озеленения общественных территорий, охраны общественного порядка, использования муниципального жилищного фонда и др. В других случаях граждане непосредственно участвуют в конкурсах по формированию предложений в сфере развития муниципальных образований, социально-досуговой инфраструктуры, в уборке мусора, сортировке бытовых отходов, в массовых спортивных мероприятиях и пр. Особого внимания заслуживает мнение профессиональных участников инвестиционно-строительного бизнеса в контексте развития предпринимательства и частной инициативы на муниципальном уровне <6>.
(Тепляшин И.В., Богатова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Также на государственном и муниципальном уровне реализуются приоритетные национальные проекты: "Жилье и городская среда", "Экология", "Туризм и индустрия гостеприимства", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и др. <5>. Многие проекты в том или ином объеме ориентированы на решение вопросов местного значения и создание условий комфортного общественного пространства, что обеспечивается при тесном организационно-правовом взаимодействии с местным сообществом, путем учета мнения граждан в рамках проведения публичных слушаний, опросов граждан, собраний и конференций граждан, привлечения независимых экспертов и пр. Данные формы осуществления местного самоуправления активно реализуются в рамках благоустройства и озеленения общественных территорий, охраны общественного порядка, использования муниципального жилищного фонда и др. В других случаях граждане непосредственно участвуют в конкурсах по формированию предложений в сфере развития муниципальных образований, социально-досуговой инфраструктуры, в уборке мусора, сортировке бытовых отходов, в массовых спортивных мероприятиях и пр. Особого внимания заслуживает мнение профессиональных участников инвестиционно-строительного бизнеса в контексте развития предпринимательства и частной инициативы на муниципальном уровне <6>.
Статья: Соучаствующее проектирование как форма партисипаторной демократии на местном уровне
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Более активное участие граждан в формировании и реализации муниципальных программ по благоустройству требуется и при реализации Федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" <14>, утвержденного президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Участие населения определено пусть и рекомендательным документом - Стандартом комплексного развития территорий <15>. И именно в данном документе говорится о партисипаторном подходе, который реализуется через вовлечение горожан в работу над проектом с самых ранних стадий и вплоть до его реализации, а также через участие горожан в дальнейшем функционировании территории.
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Более активное участие граждан в формировании и реализации муниципальных программ по благоустройству требуется и при реализации Федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" <14>, утвержденного президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Участие населения определено пусть и рекомендательным документом - Стандартом комплексного развития территорий <15>. И именно в данном документе говорится о партисипаторном подходе, который реализуется через вовлечение горожан в работу над проектом с самых ранних стадий и вплоть до его реализации, а также через участие горожан в дальнейшем функционировании территории.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует обратить особое внимание среди этих целей на формирование комфортной городской среды (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи). Приказом Минстроя России от 18.03.2019 N 162/пр утверждены Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует обратить особое внимание среди этих целей на формирование комфортной городской среды (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи). Приказом Минстроя России от 18.03.2019 N 162/пр утверждены Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды".
Статья: Государственная жилищная политика по развитию сельских территорий
(Басос Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 5)В Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <12> ранее обозначенная национальная цель - улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно - стала лишь задачей более глобального достижения, которое обозначено как "комфортная и безопасная среда для жизни". Однако в документе отмечена необходимость повышения качества только городской среды. На практике отсутствие специального указания сельских поселений влияет на объемы финансирования данных территорий, поскольку именно на реализацию национальных целей в приоритетном порядке предусматриваются бюджетные ассигнования при формировании проекта федерального бюджета.
(Басос Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 5)В Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <12> ранее обозначенная национальная цель - улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно - стала лишь задачей более глобального достижения, которое обозначено как "комфортная и безопасная среда для жизни". Однако в документе отмечена необходимость повышения качества только городской среды. На практике отсутствие специального указания сельских поселений влияет на объемы финансирования данных территорий, поскольку именно на реализацию национальных целей в приоритетном порядке предусматриваются бюджетные ассигнования при формировании проекта федерального бюджета.
Статья: Городская среда. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Шагимуратов К., Рычагов М., Татаринцев М., Карнакова И., Скоморохова Е., Скурихина О., Трунина М., Устинов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)В 2023 году КСП Вологодской области проведено аналогичное контрольное мероприятие, в рамках которого дана оценка законности и результативности расходования бюджетных средств на реализацию регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" на территории городского округа город Вологда и Великоустюгского муниципального округа.
(Шагимуратов К., Рычагов М., Татаринцев М., Карнакова И., Скоморохова Е., Скурихина О., Трунина М., Устинов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)В 2023 году КСП Вологодской области проведено аналогичное контрольное мероприятие, в рамках которого дана оценка законности и результативности расходования бюджетных средств на реализацию регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" на территории городского округа город Вологда и Великоустюгского муниципального округа.
Статья: Право на город и его юридическое содержание
(Кожевников О.А., Мочалов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)<9> Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. N 1710 (ред. от 03.07.2024) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Кожевников О.А., Мочалов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)<9> Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. N 1710 (ред. от 03.07.2024) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: О предоставлении земельных участков при комплексном развитии территории по инициативе правообладателей
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 11)<36> См., напр.: Приказ Минстроя России от 25.12.2020 N 866/пр "Об утверждении Концепции проекта цифровизации городского хозяйства "Умный город".
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 11)<36> См., напр.: Приказ Минстроя России от 25.12.2020 N 866/пр "Об утверждении Концепции проекта цифровизации городского хозяйства "Умный город".