Приобретение земельного участка для муниципальных нужд
Подборка наиболее важных документов по запросу Приобретение земельного участка для муниципальных нужд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 15 "Собственность на землю граждан и юридических лиц" ЗК РФ"Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 27, 39.20, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о необоснованности заявленных требований, установив, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте на основании не оспоренного постановления уполномоченного органа о резервировании земель для муниципальных нужд, данное ограничение возникло до приобретения истцом права собственности на гараж, под которым находится спорный земельный участок."
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023 N 08АП-9896/2023 по делу N А46-18425/2022
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды земельного участка.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции изменено.Однако данное обстоятельство применительно к настоящему спору не является основанием для вывода о том, что после прекращения обременения земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090303:3081, 55:36:090303:3105 в виде резервирования для муниципальных нужд, возникла возможность приобретения земельных участков в частную собственность.
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды земельного участка.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции изменено.Однако данное обстоятельство применительно к настоящему спору не является основанием для вывода о том, что после прекращения обременения земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090303:3081, 55:36:090303:3105 в виде резервирования для муниципальных нужд, возникла возможность приобретения земельных участков в частную собственность.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель. Вычеты по НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)имущественные вычеты при приобретении жилья и земельных участков, при продаже некоторых видов имущества, изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, а также при получении доходов от майнинга в виде цифровой валюты (ст. 220 НК РФ). Из обозначенных имущественных вычетов у работодателя можно получить только вычеты при приобретении жилья и земельных участков (п. п. 7, 8 ст. 220 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)имущественные вычеты при приобретении жилья и земельных участков, при продаже некоторых видов имущества, изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, а также при получении доходов от майнинга в виде цифровой валюты (ст. 220 НК РФ). Из обозначенных имущественных вычетов у работодателя можно получить только вычеты при приобретении жилья и земельных участков (п. п. 7, 8 ст. 220 НК РФ);
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)В отличие от иных субъектов гражданского права публичные образования могут иметь в собственности изъятое из оборота имущество - земельные участки (федеральная собственность), специфическое имущество - казну. Государственная казна Российской Федерации, казна республики в составе Российской Федерации, казна края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа - это средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Приобретение права собственности публичным образованием опосредуется специфическими способами и имеет свои основания (реквизиция, изъятие для государственных или муниципальных нужд, национализация, конфискация, разграничение государственной собственности на землю, приобретение права собственности на вымороченное имущество и др.). Имущество публичных образований может передаваться отдельным видам юридических лиц на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, земельные участки - на праве постоянного (бессрочного) пользования. Только публичные образования создают унитарные предприятия и некоторые иные виды юридических лиц.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)В отличие от иных субъектов гражданского права публичные образования могут иметь в собственности изъятое из оборота имущество - земельные участки (федеральная собственность), специфическое имущество - казну. Государственная казна Российской Федерации, казна республики в составе Российской Федерации, казна края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа - это средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Приобретение права собственности публичным образованием опосредуется специфическими способами и имеет свои основания (реквизиция, изъятие для государственных или муниципальных нужд, национализация, конфискация, разграничение государственной собственности на землю, приобретение права собственности на вымороченное имущество и др.). Имущество публичных образований может передаваться отдельным видам юридических лиц на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, земельные участки - на праве постоянного (бессрочного) пользования. Только публичные образования создают унитарные предприятия и некоторые иные виды юридических лиц.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2023 N 20-П
"По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой, А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова"3.3. Вместе с тем малоимущим гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, оно может быть не только предоставлено по договорам социального найма во внеочередном порядке в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Собственники такого помещения могут приобрести благоустроенное жилье вне очереди и при выселении из такого помещения в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором оно расположено или расположен дом, где оно находится, по основаниям, предусмотренным статьей 32 данного Кодекса.
"По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой, А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова"3.3. Вместе с тем малоимущим гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, оно может быть не только предоставлено по договорам социального найма во внеочередном порядке в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Собственники такого помещения могут приобрести благоустроенное жилье вне очереди и при выселении из такого помещения в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором оно расположено или расположен дом, где оно находится, по основаниям, предусмотренным статьей 32 данного Кодекса.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Среди оснований приобретения прав на земельный участок можно также упомянуть приобретательную давность, правопреемство при реорганизации юридического лица, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд и т.д.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Среди оснований приобретения прав на земельный участок можно также упомянуть приобретательную давность, правопреемство при реорганизации юридического лица, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд и т.д.
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. 1 ст. 8 Закона об обороте земель субъект РФ или в соответствии с законом субъекта РФ муниципальное образование имеет преимущественное право покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд) по цене, за которую он продается.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. 1 ст. 8 Закона об обороте земель субъект РФ или в соответствии с законом субъекта РФ муниципальное образование имеет преимущественное право покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд) по цене, за которую он продается.
Ситуация: В каких случаях могут выселить из жилого помещения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При определенных условиях бывшие члены семьи собственника жилого помещения, изымаемого в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое помещение или соответствующий многоквартирный дом, для государственных или муниципальных нужд, приобретают право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Это возможно при соблюдении следующих условий (ч. 3 ст. 19 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При определенных условиях бывшие члены семьи собственника жилого помещения, изымаемого в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое помещение или соответствующий многоквартирный дом, для государственных или муниципальных нужд, приобретают право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Это возможно при соблюдении следующих условий (ч. 3 ст. 19 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ):
Вопрос: Является ли документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, необходимым условием для получения имущественного вычета? Если да, то в каком порядке получить этот документ, как заполнить заявление и какие документы приложить?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Так, п. 1 ст. 220 НК РФ предусматривает предоставление имущественных вычетов при продаже имущества (долей в организации) (пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ), в случае изъятия недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ), при приобретении (строительстве) жилья или земли под него (пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ), а также при погашении процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение жилья или земли под него (пп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Так, п. 1 ст. 220 НК РФ предусматривает предоставление имущественных вычетов при продаже имущества (долей в организации) (пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ), в случае изъятия недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ), при приобретении (строительстве) жилья или земли под него (пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ), а также при погашении процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение жилья или земли под него (пп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ).
Статья: Публично-правовое образование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) только ППО присущи особые, помимо общих, способы приобретения права собственности, например, в результате реквизиции (ст. 242 ГК РФ), конфискации (ст. 243 ГК РФ), изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. ст. 239.2, 279 ГК РФ, ст. 56.2 ЗК РФ), национализации (ст. 235 ГК РФ) и т.п.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) только ППО присущи особые, помимо общих, способы приобретения права собственности, например, в результате реквизиции (ст. 242 ГК РФ), конфискации (ст. 243 ГК РФ), изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. ст. 239.2, 279 ГК РФ, ст. 56.2 ЗК РФ), национализации (ст. 235 ГК РФ) и т.п.
Статья: Продажа земли для с/х нужд - анализ проблем и споров
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2022, N 5)В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 7 сентября 2020 г. N 301-ЭС20-11085 указано: "Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2022, N 5)В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 7 сентября 2020 г. N 301-ЭС20-11085 указано: "Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2.18. Подпункт 18 п. 2 комментируемой статьи предусматривает предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов лицу, которое имеет право на приобретение в собственность земельного участка без проведения торгов (в том числе бесплатно), но такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте, то есть не может быть предоставлен в собственность (см. также п. 6 и 7 комментария к ст. 39.16).
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2.18. Подпункт 18 п. 2 комментируемой статьи предусматривает предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов лицу, которое имеет право на приобретение в собственность земельного участка без проведения торгов (в том числе бесплатно), но такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте, то есть не может быть предоставлен в собственность (см. также п. 6 и 7 комментария к ст. 39.16).
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Территорию можно определить как характеризующийся пространственно-территориальными свойствами публичный объект; территория не может находиться в частной собственности и выступать объектом гражданских прав и сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Вместе с тем установленный в отношении территории земельно-правовой режим может иметь вполне конкретные правовые последствия в сфере имущественных (частных) прав правообладателей существующих и вновь образуемых в составе территории участков, выражающиеся в ограничениях прав и оборотоспособности. Например, в соответствии со ст. 95 ЗК РФ на особо охраняемых природных территориях для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий могут создаваться охранные зоны, в пределах которых ограничивается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природу; ст. 15 ЗК РФ запрещает приобретение иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами на праве собственности земельных участков, находящихся на приграничных территориях; не допускается приватизация земельных участков, расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, участков в пределах береговой полосы и участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (ст. 27 ЗК РФ); согласно ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особо ценное значение (природоохранное, научное и др.), не подлежат приватизации. В судебной практике <1> также подчеркивается, что установленный судом факт расположения спорного земельного участка в составе территории, в отношении которой установлены ограничения оборотоспособности, является основанием для отказа в предоставлении участка в частную собственность.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Территорию можно определить как характеризующийся пространственно-территориальными свойствами публичный объект; территория не может находиться в частной собственности и выступать объектом гражданских прав и сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Вместе с тем установленный в отношении территории земельно-правовой режим может иметь вполне конкретные правовые последствия в сфере имущественных (частных) прав правообладателей существующих и вновь образуемых в составе территории участков, выражающиеся в ограничениях прав и оборотоспособности. Например, в соответствии со ст. 95 ЗК РФ на особо охраняемых природных территориях для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий могут создаваться охранные зоны, в пределах которых ограничивается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природу; ст. 15 ЗК РФ запрещает приобретение иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами на праве собственности земельных участков, находящихся на приграничных территориях; не допускается приватизация земельных участков, расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, участков в пределах береговой полосы и участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (ст. 27 ЗК РФ); согласно ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особо ценное значение (природоохранное, научное и др.), не подлежат приватизации. В судебной практике <1> также подчеркивается, что установленный судом факт расположения спорного земельного участка в составе территории, в отношении которой установлены ограничения оборотоспособности, является основанием для отказа в предоставлении участка в частную собственность.
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)При изъятии земельного участка путем его выкупа для государственных и муниципальных нужд у налогоплательщика возникает доход от реализации, который учитывается при формировании налогооблагаемой прибыли в случае, если выкупная цена земельного участка превышает расходы, связанные с приобретением данного имущества. Данная точка зрения приведена в письмах Минфина России от 11.07.2012 N 03-03-06/1/334, от 09.04.2018 N 03-03-06/1/23095.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)При изъятии земельного участка путем его выкупа для государственных и муниципальных нужд у налогоплательщика возникает доход от реализации, который учитывается при формировании налогооблагаемой прибыли в случае, если выкупная цена земельного участка превышает расходы, связанные с приобретением данного имущества. Данная точка зрения приведена в письмах Минфина России от 11.07.2012 N 03-03-06/1/334, от 09.04.2018 N 03-03-06/1/23095.
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Так, ст. 8 Закона N 101-ФЗ предусмотрено правило о том, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Так, ст. 8 Закона N 101-ФЗ предусмотрено правило о том, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.