Приобретение здание по муниципальной нужде
Подборка наиболее важных документов по запросу Приобретение здание по муниципальной нужде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки в рамках национальных проектов
(КонсультантПлюс, 2025)...Как правильно указали суды... предметом совершаемой по правилам пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе сделки по приобретению нежилого здания для муниципальных нужд может быть только фактически и юридически существующее здание как объект недвижимости (построенное и введенное в эксплуатацию). Возможность приобретения у единственного поставщика будущей вещи (вещи, подлежащей возведению) данная норма не предусматривает...
(КонсультантПлюс, 2025)...Как правильно указали суды... предметом совершаемой по правилам пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе сделки по приобретению нежилого здания для муниципальных нужд может быть только фактически и юридически существующее здание как объект недвижимости (построенное и введенное в эксплуатацию). Возможность приобретения у единственного поставщика будущей вещи (вещи, подлежащей возведению) данная норма не предусматривает...
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2024 N 04АП-4401/2024 по делу N А19-20739/2023
Требование: О признании незаконным решения о нарушении законодательства о защите конкуренции.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Судом первой инстанции не учтено, что объявление аукциона по аренде земельного участка является самостоятельной процедурой, порядок и основания проведения которой регламентированы Земельным кодексом Российской Федерации, и не предполагает доведение до участников такой процедуры информации о наличии муниципальной нужды в здании дошкольного образовательного учреждения, его требуемых характеристиках, стоимости и сроках строительства и приобретения. Следовательно, формальное соблюдение порядка проведения торгов по аренде земельного участка в отдельности не свидетельствует об отсутствии в действиях заявителей антиконкурентного соглашения.
Требование: О признании незаконным решения о нарушении законодательства о защите конкуренции.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Судом первой инстанции не учтено, что объявление аукциона по аренде земельного участка является самостоятельной процедурой, порядок и основания проведения которой регламентированы Земельным кодексом Российской Федерации, и не предполагает доведение до участников такой процедуры информации о наличии муниципальной нужды в здании дошкольного образовательного учреждения, его требуемых характеристиках, стоимости и сроках строительства и приобретения. Следовательно, формальное соблюдение порядка проведения торгов по аренде земельного участка в отдельности не свидетельствует об отсутствии в действиях заявителей антиконкурентного соглашения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О закупках нежилых зданий на основании п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 12)По единодушному мнению судов, предметом совершаемой по правилам п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ сделки по приобретению нежилого здания для государственных или муниципальных нужд может быть только фактически и юридически существующее здание как объект недвижимости (построенное и введенное в эксплуатацию). Возможность приобретения у единственного поставщика будущей вещи (здания, подлежащего возведению) данная норма не предусматривает <8>.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 12)По единодушному мнению судов, предметом совершаемой по правилам п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ сделки по приобретению нежилого здания для государственных или муниципальных нужд может быть только фактически и юридически существующее здание как объект недвижимости (построенное и введенное в эксплуатацию). Возможность приобретения у единственного поставщика будущей вещи (здания, подлежащего возведению) данная норма не предусматривает <8>.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики по делам о признании недействительными государственных и муниципальных контрактов
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)Кроме того, исходя из правил п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе предметом сделки по приобретению нежилого здания для государственных или муниципальных нужд может быть только фактически и юридически существующее здание как объект недвижимости (построенное и введенное в эксплуатацию). Возможность приобретения у единственного поставщика будущей вещи (вещи, подлежащей возведению) данная норма не предусматривает.
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)Кроме того, исходя из правил п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе предметом сделки по приобретению нежилого здания для государственных или муниципальных нужд может быть только фактически и юридически существующее здание как объект недвижимости (построенное и введенное в эксплуатацию). Возможность приобретения у единственного поставщика будущей вещи (вещи, подлежащей возведению) данная норма не предусматривает.
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007)
(Извлечение)
(ред. от 12.07.2017)Ответ: Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007)
(Извлечение)
(ред. от 12.07.2017)Ответ: Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)31) заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)31) заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией;
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (февраль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия МБОУ СОШ N 4 с углубленным изучением отдельных предметов (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Администрацией города Батайска (далее - Уполномоченный орган), комиссией по осуществлению закупок Уполномоченного органа, АО "ЕЭТП" открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на приобретение и установку модульного здания начальной школы на 400 учащихся для МБОУ СОШ N 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Батайска (извещение размещено в ЕИС 28.12.2024) (далее - Конкурс, Извещение).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия МБОУ СОШ N 4 с углубленным изучением отдельных предметов (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Администрацией города Батайска (далее - Уполномоченный орган), комиссией по осуществлению закупок Уполномоченного органа, АО "ЕЭТП" открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на приобретение и установку модульного здания начальной школы на 400 учащихся для МБОУ СОШ N 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Батайска (извещение размещено в ЕИС 28.12.2024) (далее - Конкурс, Извещение).
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)К примеру, заказчик закупает компьютерную технику с определенными характеристиками. На рынке существует несколько вариантов приобретения такого товара - с отличающимися ценами и от разных поставщиков. Или для нужд муниципального образования требуется выполнение строительных работ - построить здание для школы. На рынке существуют множество организаций, специализирующихся на строительстве крупных объектов, и каждая в отдельности готова выполнить работы по приемлемой для себя цене.
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)К примеру, заказчик закупает компьютерную технику с определенными характеристиками. На рынке существует несколько вариантов приобретения такого товара - с отличающимися ценами и от разных поставщиков. Или для нужд муниципального образования требуется выполнение строительных работ - построить здание для школы. На рынке существуют множество организаций, специализирующихся на строительстве крупных объектов, и каждая в отдельности готова выполнить работы по приемлемой для себя цене.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (май 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. При осуществлении закупки на монтаж модульного объекта к участникам такой закупки необходимо устанавливать дополнительные требования, предусмотренные соответствующей позицией приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации". Иное влечет административную ответственность.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. При осуществлении закупки на монтаж модульного объекта к участникам такой закупки необходимо устанавливать дополнительные требования, предусмотренные соответствующей позицией приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации". Иное влечет административную ответственность.
Статья: Организация и обеспечение безопасности судебной деятельности в новых эпидемиологических условиях
(Орлов А.В.)
("Администратор суда", 2022, N 1)В связи с необходимостью проведения дополнительных антикоронавирусных мероприятий по обслуживанию зданий судов существенное значение приобретает поиск исполнителей, обладающих соответствующими возможностями, материально-технической базой, квалифицированной рабочей силой для осуществления таких мероприятий, поскольку цена ошибки в данном случае высока как никогда - жизнь и здоровье работников и посетителей суда. Особо необходимо отметить уже действующую в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <5> возможность определять исполнителя услуг по уборке помещений суда на закрытых торгах с приглашениями участников, что позволило вывести на качественно новый уровень обеспечение безопасности судебной деятельности и надлежащей работы судов. Следующим шагом в условиях противодействия распространения новой коронавирусной инфекции, по нашему мнению, может стать расширение возможности применения закрытых способов закупок услуг технического обслуживания инженерных систем, помещений и строительных конструкций здания суда, для чего необходимо внесение соответствующих изменений в Федеральный закон о контрактной системе.
(Орлов А.В.)
("Администратор суда", 2022, N 1)В связи с необходимостью проведения дополнительных антикоронавирусных мероприятий по обслуживанию зданий судов существенное значение приобретает поиск исполнителей, обладающих соответствующими возможностями, материально-технической базой, квалифицированной рабочей силой для осуществления таких мероприятий, поскольку цена ошибки в данном случае высока как никогда - жизнь и здоровье работников и посетителей суда. Особо необходимо отметить уже действующую в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <5> возможность определять исполнителя услуг по уборке помещений суда на закрытых торгах с приглашениями участников, что позволило вывести на качественно новый уровень обеспечение безопасности судебной деятельности и надлежащей работы судов. Следующим шагом в условиях противодействия распространения новой коронавирусной инфекции, по нашему мнению, может стать расширение возможности применения закрытых способов закупок услуг технического обслуживания инженерных систем, помещений и строительных конструкций здания суда, для чего необходимо внесение соответствующих изменений в Федеральный закон о контрактной системе.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)2) договоры о закупке публично-территориальными субъектами (Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями) или органами публичной власти у частных субъектов товаров, о заказе у них выполнения работ или оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, не обременяющие поставщиков товаров, исполнителей работ или услуг публично-правовыми обязательствами.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)2) договоры о закупке публично-территориальными субъектами (Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями) или органами публичной власти у частных субъектов товаров, о заказе у них выполнения работ или оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, не обременяющие поставщиков товаров, исполнителей работ или услуг публично-правовыми обязательствами.
Статья: Строительство объектов социальной сферы. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Бешкок З., Колмогорова Л., Борисов А., Зверева Л., Ильиченко Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 8)<1> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
(Бешкок З., Колмогорова Л., Борисов А., Зверева Л., Ильиченко Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 8)<1> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Статья: Проблема правовой неопределенности в случаях применения реквизиции в целях ликвидации очагов распространения инфекционных заболеваний
(Челышева Н.Ю.)
("Гражданское право", 2022, N 2)Подводя итог анализа реквизиции как формы принудительного прекращения права собственности, хочется сформулировать оптимальную, на наш взгляд, редакцию ст. 242 ГК РФ, которая в безусловном порядке гарантировала бы право собственника на получение компенсации: "1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления может быть выкуплено у собственника в порядке и на условиях, установленных законом (реквизиция). 2. Выплата собственнику компенсации стоимости изымаемого имущества производится не позднее момента изъятия этого имущества. Оценка стоимости реквизированного имущества может быть оспорена в суде в течение трех лет с момента прекращения чрезвычайных обстоятельств, служивших основанием реквизиции". Указание на то, что имущество изымается "в интересах общества", включает в понятие "реквизиция" все случаи принудительного изъятия имущества при чрезвычайных обстоятельствах, в том числе если само имущество является источником чрезвычайной ситуации (например, зараженные животные или аварийное здание). Приобретение имущества в целях использования для государственных (муниципальных) нужд в условиях чрезвычайных ситуаций регламентировано нормами законодательства о контрактной системе.
(Челышева Н.Ю.)
("Гражданское право", 2022, N 2)Подводя итог анализа реквизиции как формы принудительного прекращения права собственности, хочется сформулировать оптимальную, на наш взгляд, редакцию ст. 242 ГК РФ, которая в безусловном порядке гарантировала бы право собственника на получение компенсации: "1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления может быть выкуплено у собственника в порядке и на условиях, установленных законом (реквизиция). 2. Выплата собственнику компенсации стоимости изымаемого имущества производится не позднее момента изъятия этого имущества. Оценка стоимости реквизированного имущества может быть оспорена в суде в течение трех лет с момента прекращения чрезвычайных обстоятельств, служивших основанием реквизиции". Указание на то, что имущество изымается "в интересах общества", включает в понятие "реквизиция" все случаи принудительного изъятия имущества при чрезвычайных обстоятельствах, в том числе если само имущество является источником чрезвычайной ситуации (например, зараженные животные или аварийное здание). Приобретение имущества в целях использования для государственных (муниципальных) нужд в условиях чрезвычайных ситуаций регламентировано нормами законодательства о контрактной системе.
Вопрос: О требованиях к энергетической эффективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе жилых помещений в МКД.
(Письмо Минэкономразвития России от 07.06.2023 N 20123-ИТ/Д05и)Подпунктом "и" пункта 7 Правил N 1221 установлены первоочередные требования энергетической эффективности для многоквартирных домов (далее - МКД), в которых приобретаются помещения для государственных и муниципальных нужд (наличие класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов).
(Письмо Минэкономразвития России от 07.06.2023 N 20123-ИТ/Д05и)Подпунктом "и" пункта 7 Правил N 1221 установлены первоочередные требования энергетической эффективности для многоквартирных домов (далее - МКД), в которых приобретаются помещения для государственных и муниципальных нужд (наличие класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов).
Вопрос: Относится ли монтаж блочно-модульного здания к строительству некапитального строения или сооружения для целей установления дополнительных требований к участникам закупок?
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 9)Вопрос: Планируется аукцион на приобретение и монтаж блочно-модульного здания с установленной системой водоподготовки. Относится ли монтаж такого здания к строительству некапитального строения или сооружения для целей установления дополнительных требований к участникам закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 <1> (далее - ПП РФ N 2571)?
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 9)Вопрос: Планируется аукцион на приобретение и монтаж блочно-модульного здания с установленной системой водоподготовки. Относится ли монтаж такого здания к строительству некапитального строения или сооружения для целей установления дополнительных требований к участникам закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 <1> (далее - ПП РФ N 2571)?