Принятие новой конституции
Подборка наиболее важных документов по запросу Принятие новой конституции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Предварительный контроль правовых актов Конституционным Судом России
(Кокотов А.Н.)
("Закон", 2020, N 12)4. Предварительный контроль в процедуре принятия новой
(Кокотов А.Н.)
("Закон", 2020, N 12)4. Предварительный контроль в процедуре принятия новой
Статья: Экономический конституционализм: нерешенные проблемы прошлого и оптимистичный взгляд в будущее
(Чупилкина А.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Автор настаивает на принятии новой Конституции РФ, в которой всенародное достояние как одна из нерешенных проблем прошлого обязана быть закреплена в преамбуле и в главе 1 нового Основного Закона. Также рекомендуется принятие Федерального конституционного закона "О всенародном достоянии Российской Федерации", в котором могли бы учитываться подробности и правовые режимы форм соответствующего потенциала государства и общества, соблюдение принципа справедливого распределения доходов между всеми российскими гражданами, продуманная система перераспределения получаемых сверхдоходов при обязательном огосударствлении предприятий, являющихся добытчиками природных ресурсов.
(Чупилкина А.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Автор настаивает на принятии новой Конституции РФ, в которой всенародное достояние как одна из нерешенных проблем прошлого обязана быть закреплена в преамбуле и в главе 1 нового Основного Закона. Также рекомендуется принятие Федерального конституционного закона "О всенародном достоянии Российской Федерации", в котором могли бы учитываться подробности и правовые режимы форм соответствующего потенциала государства и общества, соблюдение принципа справедливого распределения доходов между всеми российскими гражданами, продуманная система перераспределения получаемых сверхдоходов при обязательном огосударствлении предприятий, являющихся добытчиками природных ресурсов.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ
(ред. от 31.10.2005)
"О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"Статья 9. Принятие и вступление в силу федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации
(ред. от 31.10.2005)
"О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"Статья 9. Принятие и вступление в силу федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации
Справочная информация: "Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)2) с 25.12.1993 по 05.04.1994 - порядок вступления в силу законов фактически отсутствовал. Правовой вакуум образовался в результате принятия новой Конституции РФ и признания в связи с этим недействующими и не подлежащими применению целого ряда нормативно-правовых актов, в числе которых был и Закон РСФСР от 13.07.1990 N 89-1, регулировавший порядок вступления в силу законодательных актов (Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288);
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)2) с 25.12.1993 по 05.04.1994 - порядок вступления в силу законов фактически отсутствовал. Правовой вакуум образовался в результате принятия новой Конституции РФ и признания в связи с этим недействующими и не подлежащими применению целого ряда нормативно-правовых актов, в числе которых был и Закон РСФСР от 13.07.1990 N 89-1, регулировавший порядок вступления в силу законодательных актов (Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288);
Статья: Конституционно-правовая оценка федеративного устройства России: диссонанс теории и практики
(Рассказов В.Л., Ковалева И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Если вновь обратиться к ст. 5 Конституции РФ, можно заметить положение, характеризующее еще один факт отсутствия полного равноправия территориальных образований, а именно перечисление видов субъектов Федерации в ч. 1 анализируемой статьи. Все они указаны во множественном числе, кроме одного - автономной области. В составе РФ находится всего одна автономная область - Еврейская автономная область. В соответствии с ч. 5 ст. 66 Конституции РФ статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. При этом указанное положение ч. 1 ст. 5 Конституции делает невозможным изменение конституционно-правового статуса Еврейской автономной области. Дело в том, что статья 5 Конституции находится в разделе первом, внесение изменений в который возможно только в случае принятия новой Конституции, поправки к данному разделу исключаются. Если предположить, что при изменении статуса автономной области будут приняты поправки к ст. 65 в форме федерального конституционного закона, то формулировка ст. 5 становится камнем преткновения в этом вопросе. Любое изменение статуса Еврейской автономной области повлечет необходимость принятия нового Основного Закона. Таким образом, Конституцией ограничена возможность преобразования Еврейской автономной области, изменение ее статуса как субъекта РФ на сегодняшний день неосуществимо <7>.
(Рассказов В.Л., Ковалева И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Если вновь обратиться к ст. 5 Конституции РФ, можно заметить положение, характеризующее еще один факт отсутствия полного равноправия территориальных образований, а именно перечисление видов субъектов Федерации в ч. 1 анализируемой статьи. Все они указаны во множественном числе, кроме одного - автономной области. В составе РФ находится всего одна автономная область - Еврейская автономная область. В соответствии с ч. 5 ст. 66 Конституции РФ статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. При этом указанное положение ч. 1 ст. 5 Конституции делает невозможным изменение конституционно-правового статуса Еврейской автономной области. Дело в том, что статья 5 Конституции находится в разделе первом, внесение изменений в который возможно только в случае принятия новой Конституции, поправки к данному разделу исключаются. Если предположить, что при изменении статуса автономной области будут приняты поправки к ст. 65 в форме федерального конституционного закона, то формулировка ст. 5 становится камнем преткновения в этом вопросе. Любое изменение статуса Еврейской автономной области повлечет необходимость принятия нового Основного Закона. Таким образом, Конституцией ограничена возможность преобразования Еврейской автономной области, изменение ее статуса как субъекта РФ на сегодняшний день неосуществимо <7>.
Статья: Российский конституционализм: размышления о юбилейных итогах и перспективах
(Авакьян С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)<11> Клеандров М.И. О неизбежности разработки и принятия новой Конституции Российской Федерации и что в ней должно быть // Государство и право. 2022. N 1. С. 7 - 18, N 3. С. 7 - 18; Авакьян С.А. О роли конституционного права в условиях новых задач и концептуальных решений для политического будущего России // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2023. N 1. С. 3 - 19.
(Авакьян С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)<11> Клеандров М.И. О неизбежности разработки и принятия новой Конституции Российской Федерации и что в ней должно быть // Государство и право. 2022. N 1. С. 7 - 18, N 3. С. 7 - 18; Авакьян С.А. О роли конституционного права в условиях новых задач и концептуальных решений для политического будущего России // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2023. N 1. С. 3 - 19.
Статья: Конституционные ценности как научная категория: проблемы дефиниции, формализации, систематизации
(Бурла В.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)Действительно, "не все "вечное" - неизменно" <50>, и масштабная реформа 2020 г., результатом которой стали 206 поправок, внесенных в конституционный текст, в будущем, возможно, будет рассматриваться лишь в качестве трамплина к новой конституции. Дискуссии об этом идут сегодня <51> и заслуживают пристального внимания и неравнодушного участия профессионального сообщества. Принятие новой конституции, в свою очередь, является закономерным следствием коренных изменений в социально-политической жизни страны, связано с переоценкой приоритетов, целей, принципов развития государства и общества и неизбежно ведет к трансформации системы конституционных ценностей.
(Бурла В.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)Действительно, "не все "вечное" - неизменно" <50>, и масштабная реформа 2020 г., результатом которой стали 206 поправок, внесенных в конституционный текст, в будущем, возможно, будет рассматриваться лишь в качестве трамплина к новой конституции. Дискуссии об этом идут сегодня <51> и заслуживают пристального внимания и неравнодушного участия профессионального сообщества. Принятие новой конституции, в свою очередь, является закономерным следствием коренных изменений в социально-политической жизни страны, связано с переоценкой приоритетов, целей, принципов развития государства и общества и неизбежно ведет к трансформации системы конституционных ценностей.
Статья: Конституционное правосознание и отечественный парламентаризм
(Сисакьян А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Возникший в России парламент был результатом длительного и противоречивого исторического развития: от вече, земских соборов, дореволюционных Государственной Думы и Государственного совета вплоть до современных форм представительной демократии. Распад СССР в 1991 г. также повлиял на судьбы недавно зародившегося парламентаризма в нашей стране. Противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти, недавно появившимся институтом президентства и становящимся постоянным органом власти парламентом непосредственно отразилось на настроениях населения. На него обрушилась огромная масса информации, к переработке которой и принятию осознанных и объективных решений люди были явно не готовы. И все же им пришлось участвовать в голосовании по принятию новой Конституции РФ, избранию парламентариев только что учрежденного Федерального Собрания РФ - депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации <2>.
(Сисакьян А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Возникший в России парламент был результатом длительного и противоречивого исторического развития: от вече, земских соборов, дореволюционных Государственной Думы и Государственного совета вплоть до современных форм представительной демократии. Распад СССР в 1991 г. также повлиял на судьбы недавно зародившегося парламентаризма в нашей стране. Противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти, недавно появившимся институтом президентства и становящимся постоянным органом власти парламентом непосредственно отразилось на настроениях населения. На него обрушилась огромная масса информации, к переработке которой и принятию осознанных и объективных решений люди были явно не готовы. И все же им пришлось участвовать в голосовании по принятию новой Конституции РФ, избранию парламентариев только что учрежденного Федерального Собрания РФ - депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации <2>.
Статья: Конституционная реформа в Кыргызстане: объективные тенденции и факторы
(Арабаев А.А., Анисов Р.А., Береналиева А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)<10> Клеандров М.И. О неизбежности разработки и принятия новой Конституции Российской Федерации и что в ней должно быть // Государство и право. 2022. N 1. С. 7 - 18; N 3. С. 7 - 18.
(Арабаев А.А., Анисов Р.А., Береналиева А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)<10> Клеандров М.И. О неизбежности разработки и принятия новой Конституции Российской Федерации и что в ней должно быть // Государство и право. 2022. N 1. С. 7 - 18; N 3. С. 7 - 18.
Статья: Система принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина
(Велиева Д.С., Пресняков М.В.)
("Современное право", 2024, N 12)Интересно, что сам Николай Васильевич впоследствии скорректировал этот перечень принципов правового статуса в связи с изменением политико-правовых реалий и принятием новой Конституции РФ 1993 года. В работе "Общая теория правового положения личности" такими принципами он называет полноту основных прав, свобод и равенство обязанностей граждан; недопустимость отмены или умаления прав и свобод человека и гражданина; непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина; допустимость ограничения прав и свобод человека и гражданина лишь в целях, установленных Конституцией РФ; запрет злоупотребления правами и свободами; гарантированность государственной защиты прав и свобод человека.
(Велиева Д.С., Пресняков М.В.)
("Современное право", 2024, N 12)Интересно, что сам Николай Васильевич впоследствии скорректировал этот перечень принципов правового статуса в связи с изменением политико-правовых реалий и принятием новой Конституции РФ 1993 года. В работе "Общая теория правового положения личности" такими принципами он называет полноту основных прав, свобод и равенство обязанностей граждан; недопустимость отмены или умаления прав и свобод человека и гражданина; непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина; допустимость ограничения прав и свобод человека и гражданина лишь в целях, установленных Конституцией РФ; запрет злоупотребления правами и свободами; гарантированность государственной защиты прав и свобод человека.
Статья: Конституционная юстиция субъектов Российской Федерации: шаг вперед, два шага назад
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Издание закона о Конституционном суде Татарстана и образование этого органа должны были последовать лишь после принятия новой Конституции Татарстана, что объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых, Конституционный суд - это орган, авторитетно принимающий решения в окончательной форме, который должен опираться на реальный, объективно существующий правовой статус Республики. Во-вторых, Конституционный суд не мог работать при действующей тогда Конституции ТАССР 1978 г. <5>. В силу известных обстоятельств Основной закон 1978 г. превратился в конституцию переходного периода - почти на каждой сессии Верховного совета в нее вносились изменения и дополнения, то есть она уже не могла выступать как стабильный правовой акт, объективно закрепляющий реальный статус Татарстана. В связи с этим создание Конституционного суда Татарской ССР без ясного представления о положении Татарстана относительно РСФСР могло привести к последующим противоречиям в правоприменительной практике обоих суверенных государств. Новая Конституция Республики Татарстан предусмотрела создание Конституционного суда как органа, обладающего более широкими организационными и правовыми возможностями, то есть способного принимать более эффективные решения, чем Комитет конституционного надзора Республики Татарстан.
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Издание закона о Конституционном суде Татарстана и образование этого органа должны были последовать лишь после принятия новой Конституции Татарстана, что объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых, Конституционный суд - это орган, авторитетно принимающий решения в окончательной форме, который должен опираться на реальный, объективно существующий правовой статус Республики. Во-вторых, Конституционный суд не мог работать при действующей тогда Конституции ТАССР 1978 г. <5>. В силу известных обстоятельств Основной закон 1978 г. превратился в конституцию переходного периода - почти на каждой сессии Верховного совета в нее вносились изменения и дополнения, то есть она уже не могла выступать как стабильный правовой акт, объективно закрепляющий реальный статус Татарстана. В связи с этим создание Конституционного суда Татарской ССР без ясного представления о положении Татарстана относительно РСФСР могло привести к последующим противоречиям в правоприменительной практике обоих суверенных государств. Новая Конституция Республики Татарстан предусмотрела создание Конституционного суда как органа, обладающего более широкими организационными и правовыми возможностями, то есть способного принимать более эффективные решения, чем Комитет конституционного надзора Республики Татарстан.
Статья: Конституционная доктрина социального государства в решениях Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации на примере защиты социальных прав
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)Конституция Российской Федерации признает современное российское государство социальным (ч. 1 ст. 7) именно в контексте eternity clauses, так как принцип социального государства закрепляется в гл. 1 "Основы конституционного строя", которая не может быть изменена (в противном случае требуется принятие новой Конституции Российской Федерации).
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)Конституция Российской Федерации признает современное российское государство социальным (ч. 1 ст. 7) именно в контексте eternity clauses, так как принцип социального государства закрепляется в гл. 1 "Основы конституционного строя", которая не может быть изменена (в противном случае требуется принятие новой Конституции Российской Федерации).
Статья: Сравнительный анализ особенностей конституционного права Азербайджанской Республики и Великобритании
(Джафарова Р.Ф.)
("Современное право", 2024, N 6)21 апреля 1978 г. Азербайджанская Республика приняла свою четвертую Конституцию [20]. Причиной тому послужило принятие новой Конституции СССР в 1977 году. Надо отметить, что с точки зрения развития конституционализма в Азербайджане последняя конституция отличалась своим усовершенствованным характером. Она прямым образом отображала новые формы "демократии". Так, в новой Конституции присутствовали такие категории, как общенациональное обсуждение и референдум, право на обжалование действий должностных лиц, новые гражданские права, право на критику деятельности государственных и общественных организаций. Кроме того, впервые в Конституцию было включено положение о здравоохранении.
(Джафарова Р.Ф.)
("Современное право", 2024, N 6)21 апреля 1978 г. Азербайджанская Республика приняла свою четвертую Конституцию [20]. Причиной тому послужило принятие новой Конституции СССР в 1977 году. Надо отметить, что с точки зрения развития конституционализма в Азербайджане последняя конституция отличалась своим усовершенствованным характером. Она прямым образом отображала новые формы "демократии". Так, в новой Конституции присутствовали такие категории, как общенациональное обсуждение и референдум, право на обжалование действий должностных лиц, новые гражданские права, право на критику деятельности государственных и общественных организаций. Кроме того, впервые в Конституцию было включено положение о здравоохранении.
Статья: Правовое регулирование религиозно-конституционного контроля в Исламской Республике Иран
(Вылцан С.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Во-вторых, последующий контроль может являться инструментом для работы с законодательством, принятым до Исламской революции и в период деятельности Совета Исламской революции (или Совета революции) - органа государственного управления, функционировавшего в течение периода создания учредительного совета для принятия новой конституции исламской республики <5>. Указы Совета революции по юридической силе соответствовали законам. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, и законы, принятые Меджлисом национального совета, и указы Совета революции принимались в условиях, когда отсутствовал Наблюдательный совет. А согласно современной иранской Конституции только данный орган может утверждать факт непротиворечия действующих законов в государстве нормам официальной религии, без чего эти законы не могут иметь юридической силы.
(Вылцан С.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Во-вторых, последующий контроль может являться инструментом для работы с законодательством, принятым до Исламской революции и в период деятельности Совета Исламской революции (или Совета революции) - органа государственного управления, функционировавшего в течение периода создания учредительного совета для принятия новой конституции исламской республики <5>. Указы Совета революции по юридической силе соответствовали законам. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, и законы, принятые Меджлисом национального совета, и указы Совета революции принимались в условиях, когда отсутствовал Наблюдательный совет. А согласно современной иранской Конституции только данный орган может утверждать факт непротиворечия действующих законов в государстве нормам официальной религии, без чего эти законы не могут иметь юридической силы.