Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Подборка наиболее важных документов по запросу Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022 N 17АП-17723/2021-ГК по делу N А71-19337/2019
Требование: Об исключении из состава участников общества.
Решение: Требование удовлетворено.
Отметив, что последствия использования компанией недостоверного адреса могут иметь для нее неблагоприятные последствия (например, она может не получить судебные извещения, документы от контрагентов, а также от проверяющих органов; налоговый орган может обратиться с иском о принудительной ликвидации компании; также она может быть не допущена к участию в аукционах, к регистрации юридически значимых действий в случае процедур реорганизации), суд первой инстанции указал, что истец, ссылаясь на возможные неблагоприятные последствия ввиду указания недостоверного адреса в ЕГРЮЛ, не приводит доказательств фактического наступления таких последствий, выражающихся, в том числе, в несении обществом каких-либо убытков, невозможности реализации своей производственной деятельности.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.12.2022 N Ф09-8754/22 по делу N А76-45561/2021
Требование: О признании безнадежной к взысканию недоимки по налогам и сборам, сумм пеней и штрафов.
Обстоятельства: Налогоплательщик полагал спорные суммы безнадежными к взысканию по причине истечения сроков их взыскания.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как доказаны наличие и размер задолженности, сроки взыскания спорных сумм не истекли, течение таких сроков, учитывая нахождение налогоплательщика в процедуре ликвидации, с начала этой процедуры не происходило, налоговым органом принимались необходимые меры к принудительному взысканию с налогоплательщика задолженности перед бюджетом, оснований к бесспорному ее взысканию или списанию у налогового органа не имелось, возможность принудительного взыскания не утрачена.
Таким образом, налоговые органы не вправе принудительно взыскивать налоговые платежи (страховые взносы) с ликвидируемой организации на основании статей 46 - 47 НК РФ, поскольку обязаны учитывать правила и принципы, установленные для уплаты налогов (сборов, пеней, штрафов) организацией, находящейся в стадии ликвидации.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Информация: Предприниматели смогут в три раза быстрее перезапускать бизнес
("Официальный сайт Минэкономразвития России", 2022)
Из-за многоэтапности и длительности действующего в настоящее время механизма многие предприниматели "бросали" нефункционирующие предприятия и ждали принудительного закрытия юрлица налоговым органом. В этом случае владельцы бизнеса на 3 года лишались права быть учредителями, участниками или генеральными директорами новых предприятий, а также могли быть привлечены к административной ответственности за непредставление отчетности.
Статья: Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц
(Черепанова Ю.П.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 4)
Сама процедура исключения недействующих юридических лиц определена следующим образом. Компетентный орган принимает решение об исключении лица из ЕГРЮЛ, публикует его до истечения трех дней с момента принятия такого решения в органах печати, с обязательным указанием сведений о порядке и сроках направления заявлений самим юридическим лицом, его кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы предположительно могут быть затронуты посредством исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. При наличии таких заявлений, направленных в срок не позднее чем через 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении, регистрирующий орган не принимает решение об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, которое может быть в дальнейшем ликвидировано в общем порядке, предусмотренном законодательством. В остальных случаях по истечении соответствующего срока (при отсутствии заявлений заинтересованных лиц) регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи. При несогласии с принятым решением оно может быть обжаловано заинтересованными в исходе дела лицами в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Судом давались разъяснения, согласно которым при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом арбитражные суды должны проверять, не является ли соответствующее юридическое лицо недействующим и проводилась ли в отношении этого юридического лица процедура его исключения из реестра по решению регистрирующего органа. Кроме того, необходимо учитывать, что заявитель - орган при обращении в суд с вопросом о ликвидации или о банкротстве юридического лица обязан предоставить доказательства, которые могут подтвердить тот факт, что применение в данном случае административного порядка прекращения недействующего юридического лица невозможно. При поступлении заявления о принудительной ликвидации или о признании банкротом лица, который обладал всеми признаками недействующего юридического лица, такое заявление подлежит возвращению без рассмотрения, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не могло быть признано недействительным в судебном порядке. При выявлении названных обстоятельств непосредственно в ходе судебного разбирательства производство по делу следует прекратить.

Нормативные акты

Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67
(ред. от 15.02.2013)
"О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц"
2. Рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61
"О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица"
Соответствующие доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом.