Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом
Подборка наиболее важных документов по запросу Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации
(КонсультантПлюс, 2025)Не признают недействительным решение налогового органа о принудительном взыскании задолженности с ликвидируемого юрлица, которое ссылается на нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов, если решение не исполнено и у юрлица нет других кредиторов
(КонсультантПлюс, 2025)Не признают недействительным решение налогового органа о принудительном взыскании задолженности с ликвидируемого юрлица, которое ссылается на нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов, если решение не исполнено и у юрлица нет других кредиторов
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Принудительная ликвидация коммерческой организации
(КонсультантПлюс, 2025)Юрлицо не ликвидируют принудительно в связи с недостоверностью адреса, если нарушение устранимо, но суд не дал юрлицу возможность исправить его при подготовке дела к разбирательству
(КонсультантПлюс, 2025)Юрлицо не ликвидируют принудительно в связи с недостоверностью адреса, если нарушение устранимо, но суд не дал юрлицу возможность исправить его при подготовке дела к разбирательству
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Ликвидация общества с ограниченной ответственностью"...Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Ангарску Иркутской области (ОГРН 1043800546437, ИНН 3801000287, г. Ангарск, далее - Инспекция, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Простор" (ОГРН 1053801111154, ИНН 3801078357, г. Ангарск, далее - ООО "Простор") о принудительной ликвидации юридического лица - ООО "Простор".
Статья: Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц
(Черепанова Ю.П.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 4)Сама процедура исключения недействующих юридических лиц определена следующим образом. Компетентный орган принимает решение об исключении лица из ЕГРЮЛ, публикует его до истечения трех дней с момента принятия такого решения в органах печати, с обязательным указанием сведений о порядке и сроках направления заявлений самим юридическим лицом, его кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы предположительно могут быть затронуты посредством исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. При наличии таких заявлений, направленных в срок не позднее чем через 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении, регистрирующий орган не принимает решение об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, которое может быть в дальнейшем ликвидировано в общем порядке, предусмотренном законодательством. В остальных случаях по истечении соответствующего срока (при отсутствии заявлений заинтересованных лиц) регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи. При несогласии с принятым решением оно может быть обжаловано заинтересованными в исходе дела лицами в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Судом давались разъяснения, согласно которым при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом арбитражные суды должны проверять, не является ли соответствующее юридическое лицо недействующим и проводилась ли в отношении этого юридического лица процедура его исключения из реестра по решению регистрирующего органа. Кроме того, необходимо учитывать, что заявитель - орган при обращении в суд с вопросом о ликвидации или о банкротстве юридического лица обязан предоставить доказательства, которые могут подтвердить тот факт, что применение в данном случае административного порядка прекращения недействующего юридического лица невозможно. При поступлении заявления о принудительной ликвидации или о признании банкротом лица, который обладал всеми признаками недействующего юридического лица, такое заявление подлежит возвращению без рассмотрения, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не могло быть признано недействительным в судебном порядке. При выявлении названных обстоятельств непосредственно в ходе судебного разбирательства производство по делу следует прекратить.
(Черепанова Ю.П.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 4)Сама процедура исключения недействующих юридических лиц определена следующим образом. Компетентный орган принимает решение об исключении лица из ЕГРЮЛ, публикует его до истечения трех дней с момента принятия такого решения в органах печати, с обязательным указанием сведений о порядке и сроках направления заявлений самим юридическим лицом, его кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы предположительно могут быть затронуты посредством исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. При наличии таких заявлений, направленных в срок не позднее чем через 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении, регистрирующий орган не принимает решение об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, которое может быть в дальнейшем ликвидировано в общем порядке, предусмотренном законодательством. В остальных случаях по истечении соответствующего срока (при отсутствии заявлений заинтересованных лиц) регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи. При несогласии с принятым решением оно может быть обжаловано заинтересованными в исходе дела лицами в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Судом давались разъяснения, согласно которым при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом арбитражные суды должны проверять, не является ли соответствующее юридическое лицо недействующим и проводилась ли в отношении этого юридического лица процедура его исключения из реестра по решению регистрирующего органа. Кроме того, необходимо учитывать, что заявитель - орган при обращении в суд с вопросом о ликвидации или о банкротстве юридического лица обязан предоставить доказательства, которые могут подтвердить тот факт, что применение в данном случае административного порядка прекращения недействующего юридического лица невозможно. При поступлении заявления о принудительной ликвидации или о признании банкротом лица, который обладал всеми признаками недействующего юридического лица, такое заявление подлежит возвращению без рассмотрения, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не могло быть признано недействительным в судебном порядке. При выявлении названных обстоятельств непосредственно в ходе судебного разбирательства производство по делу следует прекратить.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67
(ред. от 15.02.2013)
"О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц"2. Рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа.
(ред. от 15.02.2013)
"О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц"2. Рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61
"О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица"Соответствующие доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом.
"О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица"Соответствующие доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом.
Готовое решение: Как составить и подать налоговую, бухгалтерскую и другую отчетность при ликвидации организации
(КонсультантПлюс, 2025)Ликвидационный баланс также должен быть утвержден общим собранием участников (акционеров). Его вместе с другими документами представляют в налоговый орган для регистрации ликвидации юрлица (пп. "б" п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
(КонсультантПлюс, 2025)Ликвидационный баланс также должен быть утвержден общим собранием участников (акционеров). Его вместе с другими документами представляют в налоговый орган для регистрации ликвидации юрлица (пп. "б" п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
Статья: Когда ИФНС должна выплатить вам проценты: неочевидный случай
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2025, N 6)Налоговики уповали на то, что "компания же добровольно перечислила деньги, а значит, эти деньги излишне уплаченные (а не излишне взысканные)". Несмотря на это, суды пришли к выводу, что уплата денег во исполнение акта выездной налоговой проверки не может считаться добровольной, ведь сделана она с подачи ИФНС. Компания поступила как законопослушный налогоплательщик, закрыв обязательства (дабы остановить рост пеней), и не более того. И то обстоятельство, что долг уплачен до принятия налоговым органом решения и выставления требования об уплате, не меняет характер платежа.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2025, N 6)Налоговики уповали на то, что "компания же добровольно перечислила деньги, а значит, эти деньги излишне уплаченные (а не излишне взысканные)". Несмотря на это, суды пришли к выводу, что уплата денег во исполнение акта выездной налоговой проверки не может считаться добровольной, ведь сделана она с подачи ИФНС. Компания поступила как законопослушный налогоплательщик, закрыв обязательства (дабы остановить рост пеней), и не более того. И то обстоятельство, что долг уплачен до принятия налоговым органом решения и выставления требования об уплате, не меняет характер платежа.
Готовое решение: Как ликвидировать организацию (юрлицо)
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок ликвидации юрлица по иску налогового органа аналогичен общему порядку принудительной ликвидации, так как является частным случаем такой ликвидации. В связи с чем суд, признавая требование налогового органа обоснованным, назначает лицо, ответственное за ликвидацию. После этого указанное лицо должно будет совершить вышеуказанные действия, необходимые для ликвидации юрлица.
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок ликвидации юрлица по иску налогового органа аналогичен общему порядку принудительной ликвидации, так как является частным случаем такой ликвидации. В связи с чем суд, признавая требование налогового органа обоснованным, назначает лицо, ответственное за ликвидацию. После этого указанное лицо должно будет совершить вышеуказанные действия, необходимые для ликвидации юрлица.
Статья: 10 обсуждаемых изменений законодательства в 2023 году
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 12)Данные изменения направлены на сокращение сроков процедуры ликвидации субъектов малого и среднего бизнеса. Раньше неработающие компании ждали принудительного исключения из ЕГРЮЛ, чтобы не нести расходы на ликвидацию и не тратить свое время. Ведь процедура ликвидации занимала до года. Изменение порядка ликвидации позволит существенно сэкономить на закрытии компании и сделать это быстрее, чтобы продолжить вести бизнес через другое юридическое лицо.
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 12)Данные изменения направлены на сокращение сроков процедуры ликвидации субъектов малого и среднего бизнеса. Раньше неработающие компании ждали принудительного исключения из ЕГРЮЛ, чтобы не нести расходы на ликвидацию и не тратить свое время. Ведь процедура ликвидации занимала до года. Изменение порядка ликвидации позволит существенно сэкономить на закрытии компании и сделать это быстрее, чтобы продолжить вести бизнес через другое юридическое лицо.
Статья: Место нахождения юридического лица
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Налоговая инспекция может обратиться с иском о принудительной ликвидации компании (п. 3 ст. 61 ГК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Налоговая инспекция может обратиться с иском о принудительной ликвидации компании (п. 3 ст. 61 ГК РФ).
Вопрос: Есть ли правовые основания для ликвидации юридического лица, если его юридический адрес не совпадает с фактическим?
(Консультация эксперта, 2025)Следовательно, если в обоснование иска о принудительной ликвидации организации налоговый орган ссылается на несовпадение ее юридического и фактического адресов, то суд может удовлетворить такой иск, если юридическое лицо не выполнит указания суда, данные в порядке подготовки дела к судебному разбирательству или в определении о его отложении, о необходимости представить в регистрирующий орган достоверные сведения о своем адресе. Суд расценивает такое поведение юридического лица как свидетельствующее о грубом нарушении закона, допущенном при осуществлении своей деятельности, что, в свою очередь, является основанием для ликвидации организации по решению суда (п. 3 ст. 61 ГК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Следовательно, если в обоснование иска о принудительной ликвидации организации налоговый орган ссылается на несовпадение ее юридического и фактического адресов, то суд может удовлетворить такой иск, если юридическое лицо не выполнит указания суда, данные в порядке подготовки дела к судебному разбирательству или в определении о его отложении, о необходимости представить в регистрирующий орган достоверные сведения о своем адресе. Суд расценивает такое поведение юридического лица как свидетельствующее о грубом нарушении закона, допущенном при осуществлении своей деятельности, что, в свою очередь, является основанием для ликвидации организации по решению суда (п. 3 ст. 61 ГК РФ).
Статья: Порядок добровольной ликвидации некоторых ООО с июля 2023 года станет проще
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 13)На сегодняшний день процедура добровольной ликвидации юрлиц - процесс продолжительный и сложный. О порядке закрытия ООО по решению учредителя мы писали в ГК, 2022, N 23, с. 74. Из-за существенных расходов, трудоемкого и длительного процесса ликвидации представители бизнеса часто бросают свои юрлица на произвол судьбы в ожидании, что ИФНС сама принудительно их закроет как недействующие.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 13)На сегодняшний день процедура добровольной ликвидации юрлиц - процесс продолжительный и сложный. О порядке закрытия ООО по решению учредителя мы писали в ГК, 2022, N 23, с. 74. Из-за существенных расходов, трудоемкого и длительного процесса ликвидации представители бизнеса часто бросают свои юрлица на произвол судьбы в ожидании, что ИФНС сама принудительно их закроет как недействующие.
Статья: Привлечение юридических лиц к уголовной ответственности в Киргизии
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Исполнение принудительной меры уголовно-правового воздействия в виде ликвидации юридического лица регламентировано ст. 156 УИК Киргизии. Согласно этой статье суд при принятии судебного решения о ликвидации юридического лица назначает ликвидатора (физическое или юридическое лицо) для проведения процедуры ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица осуществляется в порядке, установленном законодательством и другими нормативными правовыми актами. Ликвидатор в течение трех рабочих дней после регистрации прекращения деятельности юридического лица в органах юстиции извещает суд об исполнении судебного решения.
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Исполнение принудительной меры уголовно-правового воздействия в виде ликвидации юридического лица регламентировано ст. 156 УИК Киргизии. Согласно этой статье суд при принятии судебного решения о ликвидации юридического лица назначает ликвидатора (физическое или юридическое лицо) для проведения процедуры ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица осуществляется в порядке, установленном законодательством и другими нормативными правовыми актами. Ликвидатор в течение трех рабочих дней после регистрации прекращения деятельности юридического лица в органах юстиции извещает суд об исполнении судебного решения.
Статья: Субсидиарная ответственность контролирующих лиц исключенной из ЕГРЮЛ компании: ключевые подходы правоприменительной практики
(Тажбаев А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Долгое время одним из популярных и относительно безболезненных способов освободиться от долговых обязательств для учредителя и участников компании была принудительная ликвидация в административном порядке. Так, в п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" указано три формальных основания, когда юридическое лицо может быть исключено из реестра: 1) если в течение последних 12 месяцев оно не представляло отчетность в налоговый орган; 2) если не совершило ни одной операции хотя бы по одному банковскому счету; 3) если не уточнило сведения в ЕГРЮЛ, когда по ним налоговый орган внес запись об их недостоверности и такая отметка фигурирует в реестре более шести месяцев с того момента, как ее внесли.
(Тажбаев А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Долгое время одним из популярных и относительно безболезненных способов освободиться от долговых обязательств для учредителя и участников компании была принудительная ликвидация в административном порядке. Так, в п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" указано три формальных основания, когда юридическое лицо может быть исключено из реестра: 1) если в течение последних 12 месяцев оно не представляло отчетность в налоговый орган; 2) если не совершило ни одной операции хотя бы по одному банковскому счету; 3) если не уточнило сведения в ЕГРЮЛ, когда по ним налоговый орган внес запись об их недостоверности и такая отметка фигурирует в реестре более шести месяцев с того момента, как ее внесли.