Приносящая доход деятельность обрАзовательного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Приносящая доход деятельность обрАзовательного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5 "Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права" Трудового кодекса РФ"Проанализировав нормы действующего трудового законодательства, суд первой инстанции верно указал в решении, что длительный отпуск педагогических работников может быть как оплачиваемым, так и нет, в зависимости от условий, закрепленных в коллективном договоре. Законодатель, гарантируя педагогическим работникам право на длительный отпуск и не определяя его как отпуск без сохранения заработной платы, оставляет возможность такой оплаты за счет средств, полученных образовательной организацией от приносящей доход деятельности, что не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, в том числе статье 41 Трудового кодекса Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 50 "Коммерческие и некоммерческие организации" ГК РФ"Учитывая изложенное, признаются несостоятельными доводы учреждения о том, что оно не является субъектом вменяемого правонарушения. Возможность осуществления некоммерческой организацией предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предусмотрена пунктом 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Кроме того, непосредственно в Уставе учреждения указано, что учреждение вправе оказывать платные услуги и заниматься деятельностью, приносящей доход. Суд апелляционной инстанции отмечает, что деятельность учреждения по оказанию платных образовательных услуг имеет экономическое содержание, поскольку являясь некоммерческой организацией, учреждение для достижения своих целей осуществляет данную деятельность, которая приносит ему доход, или иными словами учреждение извлекает прибыль от такой деятельности. При этом для квалификации правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с учетом установленного факта осуществления учреждением приносящей доход деятельности, не имеет правового значения, в каком объеме некоммерческая организация извлекает прибыль."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие некоммерческих организаций в гражданском обороте: проблемы правового обеспечения
(Сойфер Т.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 1)<22> См.: Трачук О.В. Гражданско-правовое регулирование приносящей доход деятельности образовательного учреждения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 10.
(Сойфер Т.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 1)<22> См.: Трачук О.В. Гражданско-правовое регулирование приносящей доход деятельности образовательного учреждения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 10.
Статья: Право на образование и получение религиозного образования в условиях цифровизации общественных отношений
(Сюбарева И.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)Также в части цифровой образовательной среды возникает вопрос с финансовым содержанием: на каких финансовых условиях будут подключаться к такой среде желающие, не имеющие статус субъекта образовательных отношений? Этот вопрос обусловлен активно развивающейся тенденцией, связанной с коммерциализацией "деятельности со стороны образовательных организаций" <15>. Отметим, что "возможность осуществления приносящей доход деятельности образовательными организациями никак не связана и не обусловлена социальной природой самой образовательной деятельности и образовательных отношений. В условиях жесткой конкуренции они вынуждены ею заниматься, чтобы поддерживать свою финансовую устойчивость" <16>. В научных исследованиях справедливо отмечается, что "все более расширяется поле самостоятельности субъектов права" <17>, в том числе и в сфере образования. Следует исключить злоупотребления, связанные с целью получения дополнительного дохода, со стороны всех субъектов - участников цифровой образовательной среды.
(Сюбарева И.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)Также в части цифровой образовательной среды возникает вопрос с финансовым содержанием: на каких финансовых условиях будут подключаться к такой среде желающие, не имеющие статус субъекта образовательных отношений? Этот вопрос обусловлен активно развивающейся тенденцией, связанной с коммерциализацией "деятельности со стороны образовательных организаций" <15>. Отметим, что "возможность осуществления приносящей доход деятельности образовательными организациями никак не связана и не обусловлена социальной природой самой образовательной деятельности и образовательных отношений. В условиях жесткой конкуренции они вынуждены ею заниматься, чтобы поддерживать свою финансовую устойчивость" <16>. В научных исследованиях справедливо отмечается, что "все более расширяется поле самостоятельности субъектов права" <17>, в том числе и в сфере образования. Следует исключить злоупотребления, связанные с целью получения дополнительного дохода, со стороны всех субъектов - участников цифровой образовательной среды.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"1.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, также вправе осуществлять указанную деятельность за счет собственных средств этих организаций, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов, поступивших в организации, осуществляющие образовательную деятельность, от физических и (или) юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"1.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, также вправе осуществлять указанную деятельность за счет собственных средств этих организаций, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов, поступивших в организации, осуществляющие образовательную деятельность, от физических и (или) юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья: Пределы свободного использования произведений образовательными организациями
(Зыков С.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2021, N 3)В литературе справедливо указывается, что "большинство образовательных организаций осуществляют образовательную деятельность как деятельность, приносящую доход" [1, с. 114] (в работе акцент на невозможность использования некоторых свободных лицензий), однако это имеет и более широкий контекст недопустимости в данных спорах ссылаться на некоммерческий характер деятельности. Исключительное авторское право, в отличие, например, от права на топологию интегральной микросхемы, охватывает также использование не в целях извлечения прибыли. Можно также указать на правоприменительную позицию, согласно которой "преподавательская деятельность... сопровождается получением ответчиком вознаграждения (оплаты труда), что составляет его доход (выгоду)" <6>.
(Зыков С.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2021, N 3)В литературе справедливо указывается, что "большинство образовательных организаций осуществляют образовательную деятельность как деятельность, приносящую доход" [1, с. 114] (в работе акцент на невозможность использования некоторых свободных лицензий), однако это имеет и более широкий контекст недопустимости в данных спорах ссылаться на некоммерческий характер деятельности. Исключительное авторское право, в отличие, например, от права на топологию интегральной микросхемы, охватывает также использование не в целях извлечения прибыли. Можно также указать на правоприменительную позицию, согласно которой "преподавательская деятельность... сопровождается получением ответчиком вознаграждения (оплаты труда), что составляет его доход (выгоду)" <6>.
Статья: Организационно-правовые формы юридических лиц в сфере образования: проблемы гармонизации законодательства
(Сюбарева И.Ф.)
("Гражданское право", 2021, N 1)Длительное время и в настоящий момент организационно-правовая форма учреждения является наиболее оптимальной в сфере образования. Несомненно, ее важной правовой характеристикой является вещное право, на котором может быть закреплено имущество, - право оперативного управления, которое является оптимальным с учетом контроля за использованием имущества собственника и его распоряжением. Однако есть риск, связанный с изъятием имущества самим собственником в случае его неиспользования или нецелевого использования (п. 2 ст. 296 ГК РФ) <14>. С одной стороны, такое изъятие целесообразно в случаях, если имущество используется неэффективно и не по назначению, но с другой стороны, может быть изъято в том числе имущество, приобретенное на средства от приносящей доход деятельности, которую активно осуществляла образовательная организация. Поэтому при принятии решения, связанного с изъятием имущества, важно учитывать интересы как самой образовательной организации, так и его собственника.
(Сюбарева И.Ф.)
("Гражданское право", 2021, N 1)Длительное время и в настоящий момент организационно-правовая форма учреждения является наиболее оптимальной в сфере образования. Несомненно, ее важной правовой характеристикой является вещное право, на котором может быть закреплено имущество, - право оперативного управления, которое является оптимальным с учетом контроля за использованием имущества собственника и его распоряжением. Однако есть риск, связанный с изъятием имущества самим собственником в случае его неиспользования или нецелевого использования (п. 2 ст. 296 ГК РФ) <14>. С одной стороны, такое изъятие целесообразно в случаях, если имущество используется неэффективно и не по назначению, но с другой стороны, может быть изъято в том числе имущество, приобретенное на средства от приносящей доход деятельности, которую активно осуществляла образовательная организация. Поэтому при принятии решения, связанного с изъятием имущества, важно учитывать интересы как самой образовательной организации, так и его собственника.
"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)При этом в п. 71 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. N 7 Суд уточнил смысл этой нормы, указав, что правило о снижении неустойки исключительно на основе возражения должника распространяется и на те случаи, когда должником является некоммерческая организация, если нарушенное ею обязательство было связано с осуществлением такой организацией приносящей доход деятельности (например, некоммерческая образовательная организация, нарушившая договор со слушателем). При этом стоит также уточнить, что, если должником является гражданин, зарегистрированный как индивидуальный предприниматель, данная норма применима только в отношении такого обязательства этого должника, которое было принято им или возложено на него в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и не работает в остальных случаях (например, при взыскании с такого гражданина потребительского кредита на приобретение автомобиля в целях личного использования).
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)При этом в п. 71 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. N 7 Суд уточнил смысл этой нормы, указав, что правило о снижении неустойки исключительно на основе возражения должника распространяется и на те случаи, когда должником является некоммерческая организация, если нарушенное ею обязательство было связано с осуществлением такой организацией приносящей доход деятельности (например, некоммерческая образовательная организация, нарушившая договор со слушателем). При этом стоит также уточнить, что, если должником является гражданин, зарегистрированный как индивидуальный предприниматель, данная норма применима только в отношении такого обязательства этого должника, которое было принято им или возложено на него в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и не работает в остальных случаях (например, при взыскании с такого гражданина потребительского кредита на приобретение автомобиля в целях личного использования).
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)стоимость услуг может быть снижена с учетом покрытия их недостающей стоимости за счет собственных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе средств от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся (ч. 5 ст. 54 Закона об образовании). Представляется, что в числе таких оснований может быть, например, скидка за отличное обучение, установленная в твердой сумме или в процентах от размера платы.
(КонсультантПлюс, 2025)стоимость услуг может быть снижена с учетом покрытия их недостающей стоимости за счет собственных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе средств от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся (ч. 5 ст. 54 Закона об образовании). Представляется, что в числе таких оснований может быть, например, скидка за отличное обучение, установленная в твердой сумме или в процентах от размера платы.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Меры поощрения применяются в целях стимулирования и поддержки обучающихся, достигших особых успехов в какой-либо сфере (учебной, научной, спортивной, творческой и т.д.). Поощрения могут иметь материальный характер (назначение именной стипендии, грант, направление на стажировку, премирование за счет приносящей доход деятельности образовательной организации, награждение ценным подарком) либо нематериальный характер (награждение почетной грамотой, объявление благодарности, медаль "За особые успехи в учении", размещение фотографии на доске почета образовательной организации);
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Меры поощрения применяются в целях стимулирования и поддержки обучающихся, достигших особых успехов в какой-либо сфере (учебной, научной, спортивной, творческой и т.д.). Поощрения могут иметь материальный характер (назначение именной стипендии, грант, направление на стажировку, премирование за счет приносящей доход деятельности образовательной организации, награждение ценным подарком) либо нематериальный характер (награждение почетной грамотой, объявление благодарности, медаль "За особые успехи в учении", размещение фотографии на доске почета образовательной организации);
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для студентов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)переход при определенных условиях с платного обучения на обучение за счет бюджетных средств либо за счет собственных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)переход при определенных условиях с платного обучения на обучение за счет бюджетных средств либо за счет собственных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.