Принципы органов местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы органов местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 26 "Реализация документов территориального планирования" Градостроительного кодекса РФ"Исходя из анализа положений части 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочия по реализации генерального плана поселения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, в том числе и с учетом наличия необходимых средств для реализации тех или иных мероприятий. При этом обязанность разрабатывать самостоятельную программу транспортной инфраструктуры для отдельной территории, а не для сельского поселения в целом, градостроительным законодательством на орган местного самоуправления не возложена. При этом, обязанность совершения определенных действий может быть возложена судом на орган местного самоуправления только в случаях, предусмотренных законом, иначе будет нарушен принцип самостоятельности органов местного самоуправления."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Основные начала жилищного законодательства" ЖК РФ"Проанализировав положения ст. ст. 1, 14, 19, 92, 95 ЖК РФ, суд апелляционной инстанции признал, что обеспечение граждан жилым помещением маневренного фонда, как правило, осуществляется в условиях возникновения такой жизненной ситуации, когда фактор времени по предоставлению лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, жилого помещения имеет существенное значение, поскольку подразумевается, что обеспечение жилищных прав таких граждан производится в минимальные сроки. В связи с этим орган местного самоуправления с целью безотлагательного обеспечения жилыми помещениями маневренного фонда нуждающихся лиц в рамках своих публичных полномочий обязан иметь жилые помещения маневренного фонда. При этом суд отметил, что принцип самостоятельности органа местного самоуправления не нарушается, поскольку количество и характеристики таких жилых помещений определяются по усмотрению ответчика."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие конституционного принципа участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Статья 18. Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Статья 18. Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления
Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Повышенное внимание к сфере использования частными лицами территории метрополитена в предпринимательской деятельности, видимо, обусловлено тем, что уполномоченные органы, допустив осуществление такой деятельности, впоследствии отозвали данное разрешение, обосновав свою позицию его незаконностью; соответственно, у предпринимателей, потративших значительные средства, возникают претензии в связи с изменением правил ведения бизнеса. Складывающаяся ситуация с юридической точки зрения свидетельствует о нарушении ряда фундаментальных принципов, в том числе принципа стабильности гражданского оборота и принципа правовой определенности, но не менее важную роль применительно к рассматриваемой проблематике играет принцип ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за принимаемые решения.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Повышенное внимание к сфере использования частными лицами территории метрополитена в предпринимательской деятельности, видимо, обусловлено тем, что уполномоченные органы, допустив осуществление такой деятельности, впоследствии отозвали данное разрешение, обосновав свою позицию его незаконностью; соответственно, у предпринимателей, потративших значительные средства, возникают претензии в связи с изменением правил ведения бизнеса. Складывающаяся ситуация с юридической точки зрения свидетельствует о нарушении ряда фундаментальных принципов, в том числе принципа стабильности гражданского оборота и принципа правовой определенности, но не менее важную роль применительно к рассматриваемой проблематике играет принцип ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за принимаемые решения.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В связи с принятием законов субъектами РФ в рамках их компетенции следует обратить внимание на то, что информация, информационные технологии и связь находятся в ведении Российской Федерации (п. "и" ст. 71 Конституции РФ). Законодательство РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ и состоит из Закона об информации и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов (ч. 1 ст. 4 Закона об информации). Вместе с тем в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся, в частности, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, административное, административно-процессуальное законодательство, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры (ст. 72 Конституции РФ). Поэтому в рамках федерального законодательства законами субъектов РФ также могут регламентироваться отношения, связанные с информацией (ст. 2, 3 Закона о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов, ст. 2, 4 Закона об архивном деле, ст. 2 Закона о библиотечном деле и др.).
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В связи с принятием законов субъектами РФ в рамках их компетенции следует обратить внимание на то, что информация, информационные технологии и связь находятся в ведении Российской Федерации (п. "и" ст. 71 Конституции РФ). Законодательство РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ и состоит из Закона об информации и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов (ч. 1 ст. 4 Закона об информации). Вместе с тем в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся, в частности, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, административное, административно-процессуальное законодательство, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры (ст. 72 Конституции РФ). Поэтому в рамках федерального законодательства законами субъектов РФ также могут регламентироваться отношения, связанные с информацией (ст. 2, 3 Закона о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов, ст. 2, 4 Закона об архивном деле, ст. 2 Закона о библиотечном деле и др.).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматриваются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (в том числе установленные Законом о водоснабжении и водоотведении в сфере водоснабжения и водоотведения (ст. 17), муниципальный контроль (ст. 17.1), принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления (ст. 18), оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления (ст. 18.1)) и другие общие положения, обеспечивающие реализацию полномочий органов местного самоуправления в области водных отношений.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматриваются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (в том числе установленные Законом о водоснабжении и водоотведении в сфере водоснабжения и водоотведения (ст. 17), муниципальный контроль (ст. 17.1), принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления (ст. 18), оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления (ст. 18.1)) и другие общие положения, обеспечивающие реализацию полномочий органов местного самоуправления в области водных отношений.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Допустимость нового положения об административном сносе самовольных построек вызывает некоторые сомнения, поскольку, во-первых, Конституцией РФ запрещено лишение имущества иначе как по решению суда, во-вторых, допуск одной из сторон спора к принятию решения неприемлем, в-третьих, и наделение функцией правосудия органа местного самоуправления противоречит принципу процессуального права.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Допустимость нового положения об административном сносе самовольных построек вызывает некоторые сомнения, поскольку, во-первых, Конституцией РФ запрещено лишение имущества иначе как по решению суда, во-вторых, допуск одной из сторон спора к принятию решения неприемлем, в-третьих, и наделение функцией правосудия органа местного самоуправления противоречит принципу процессуального права.
Статья: Принцип добросовестности в муниципальных правоотношениях
(Полякова Н.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Ключевые слова: добросовестность, конституционный принцип, органы местного самоуправления, функции, критерии.
(Полякова Н.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Ключевые слова: добросовестность, конституционный принцип, органы местного самоуправления, функции, критерии.