Приказ о прохождении ВВК
Подборка наиболее важных документов по запросу Приказ о прохождении ВВК (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 22.07.2025 по делу N 33-9471/2025 (УИД 66RS0038-01-2024-000624-26)
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования уполномоченного органа: О возмещении средств, затраченных на военную и специальную подготовку военнослужащего.
Обстоятельства: Ответчик, проходивший обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при высшем учебном заведении, отчислен из учебного военного центра по причине невыполнения учебного плана. Денежные средства, затраченные на военную подготовку, ответчиком на счет образовательного учреждения не возвращены.
Решение: Удовлетворено в части.При этом судебная коллегия учитывает, что при поступлении в обучение в военный учебный центр ответчик в июле 2016 года проходил военно-врачебную комиссию. В соответствии с заключением комиссии установлена категория годности <...> - <...>. В период обучения в военном учебном центре им пройдены военно-врачебные комиссии в мае 2019 года, июне 2021 года, в соответствии с заключениями он был признан годным к военной службе. Кроме того, основанием для принятия решения об отчислении ответчика из военного учебного центра явилось не состояние его здоровья, а невыполнение учебного плана (неуспеваемость), приказ об отчислении им не оспорен, письменными доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости, не опорочен.
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования уполномоченного органа: О возмещении средств, затраченных на военную и специальную подготовку военнослужащего.
Обстоятельства: Ответчик, проходивший обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при высшем учебном заведении, отчислен из учебного военного центра по причине невыполнения учебного плана. Денежные средства, затраченные на военную подготовку, ответчиком на счет образовательного учреждения не возвращены.
Решение: Удовлетворено в части.При этом судебная коллегия учитывает, что при поступлении в обучение в военный учебный центр ответчик в июле 2016 года проходил военно-врачебную комиссию. В соответствии с заключением комиссии установлена категория годности <...> - <...>. В период обучения в военном учебном центре им пройдены военно-врачебные комиссии в мае 2019 года, июне 2021 года, в соответствии с заключениями он был признан годным к военной службе. Кроме того, основанием для принятия решения об отчислении ответчика из военного учебного центра явилось не состояние его здоровья, а невыполнение учебного плана (неуспеваемость), приказ об отчислении им не оспорен, письменными доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости, не опорочен.
Кассационное определение Кассационного военного суда от 11.03.2024 N 77-118/2024 (УИД 66GV0003-01-2023-000028-18)
Приговор: По ч. 2 ст. 336 УК РФ (оскорбление военнослужащего).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Выводы суда о виновности осужденного в инкриминируемом преступлении, помимо признательных показаний самого В. подтверждаются представленными в материалах дела и надлежаще исследованными судом показаниями потерпевшего ФИО1, свидетелей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, протоколами проверки показаний осужденного, потерпевшего и свидетелей ФИО2 и ФИО3 на месте и следственного эксперимента, копией контракта о прохождении В. военной службы, выписками из приказов командиров в/ч N 2 и N 1, выписками из приказов командира в/ч N 1, учетно - послужными документами подсудимого и потерпевшего, заключением военно-врачебной комиссии и другими доказательствами.
Приговор: По ч. 2 ст. 336 УК РФ (оскорбление военнослужащего).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Выводы суда о виновности осужденного в инкриминируемом преступлении, помимо признательных показаний самого В. подтверждаются представленными в материалах дела и надлежаще исследованными судом показаниями потерпевшего ФИО1, свидетелей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, протоколами проверки показаний осужденного, потерпевшего и свидетелей ФИО2 и ФИО3 на месте и следственного эксперимента, копией контракта о прохождении В. военной службы, выписками из приказов командиров в/ч N 2 и N 1, выписками из приказов командира в/ч N 1, учетно - послужными документами подсудимого и потерпевшего, заключением военно-врачебной комиссии и другими доказательствами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Денежное довольствие военнослужащих как фактор совершенствования воинского мастерства в плоскости решений военных судов
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 3)Как усматривалось из материалов дела, в августе 2020 г. О. была установлена премия в размере 25%. С 20 августа по 1 октября 2020 г. он был освобожден от исполнения обязанностей военной службы по состоянию здоровья в связи с нахождением на стационарном лечении, что само по себе исключает возможность оценить его служебную деятельность в спорный период. В силу п. 99 вышеназванного Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, денежное довольствие выплачивается в полном объеме за период непрерывного нахождения на лечении в медицинских организациях и в отпуске по болезни, предусмотренном Положением о порядке прохождения военной службы. Принимая во внимание то, что О. на основании изданных командиром приказов и заключения ВВК освобождался от исполнения обязанностей военной службы, с 7 по 17 сентября 2020 г. проходил стационарное лечение, а также учитывая положения п. 99 Порядка, у командира воинской части не было достаточных оснований для установления ему оспариваемой выплаты в меньшем размере. С учетом того что иных оснований для снижения размера премии командованием не представлено, а в соответствии с приказом командира воинской части О. выплачена премия в размере 5%, окружной военный суд пришел к выводу, что устранение нарушения прав О. возможно путем возложения на командира части обязанности по изданию приказа об установлении О. премии за сентябрь 2020 г. в размере 25% с внесением данных сведений в СПО "Алушта" для доплаты денежных средств <12>.
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 3)Как усматривалось из материалов дела, в августе 2020 г. О. была установлена премия в размере 25%. С 20 августа по 1 октября 2020 г. он был освобожден от исполнения обязанностей военной службы по состоянию здоровья в связи с нахождением на стационарном лечении, что само по себе исключает возможность оценить его служебную деятельность в спорный период. В силу п. 99 вышеназванного Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, денежное довольствие выплачивается в полном объеме за период непрерывного нахождения на лечении в медицинских организациях и в отпуске по болезни, предусмотренном Положением о порядке прохождения военной службы. Принимая во внимание то, что О. на основании изданных командиром приказов и заключения ВВК освобождался от исполнения обязанностей военной службы, с 7 по 17 сентября 2020 г. проходил стационарное лечение, а также учитывая положения п. 99 Порядка, у командира воинской части не было достаточных оснований для установления ему оспариваемой выплаты в меньшем размере. С учетом того что иных оснований для снижения размера премии командованием не представлено, а в соответствии с приказом командира воинской части О. выплачена премия в размере 5%, окружной военный суд пришел к выводу, что устранение нарушения прав О. возможно путем возложения на командира части обязанности по изданию приказа об установлении О. премии за сентябрь 2020 г. в размере 25% с внесением данных сведений в СПО "Алушта" для доплаты денежных средств <12>.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Приказ МЧС России от 09.01.2023 N 1 "Об утверждении Перечня воинских должностей, которые могут замещаться военнослужащими спасательных воинских формирований МЧС России, проходящими военную службу по контракту, признанными военно-врачебной комиссией не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы, в случаях участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженных конфликтов, а также участия в деятельности по поддержанию или...";
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Приказ МЧС России от 09.01.2023 N 1 "Об утверждении Перечня воинских должностей, которые могут замещаться военнослужащими спасательных воинских формирований МЧС России, проходящими военную службу по контракту, признанными военно-врачебной комиссией не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы, в случаях участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженных конфликтов, а также участия в деятельности по поддержанию или...";
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)В обоснование исковых требований Ц. ссылался на то, что он с декабря 2010 года проходил службу в органах внутренних дел. 6 июля 2012 г. в ходе занятий по изучению правил рукопашного боя, проходивших в спортивном зале специального отряда быстрого реагирования МВД по Республике Ингушетия, он получил травму, в результате чего был госпитализирован в травматологическое отделение Республиканской клинической больницы. По заключению служебной проверки от 10 декабря 2012 г. травма признана полученной Ц. в период прохождения службы в органах внутренних дел. Заключением военно-врачебной комиссии от 14 октября 2013 г. Ц. признан негодным к военной службе в связи с заболеванием, полученным в период прохождения службы. Приказом от 13 ноября 2013 г. Ц. уволен с занимаемой должности по пункту 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)В обоснование исковых требований Ц. ссылался на то, что он с декабря 2010 года проходил службу в органах внутренних дел. 6 июля 2012 г. в ходе занятий по изучению правил рукопашного боя, проходивших в спортивном зале специального отряда быстрого реагирования МВД по Республике Ингушетия, он получил травму, в результате чего был госпитализирован в травматологическое отделение Республиканской клинической больницы. По заключению служебной проверки от 10 декабря 2012 г. травма признана полученной Ц. в период прохождения службы в органах внутренних дел. Заключением военно-врачебной комиссии от 14 октября 2013 г. Ц. признан негодным к военной службе в связи с заболеванием, полученным в период прохождения службы. Приказом от 13 ноября 2013 г. Ц. уволен с занимаемой должности по пункту 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел.
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Изложенные нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций истолкованы неправильно, вследствие чего вывод судов о том, что меры социальной поддержки, установленные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", не распространяются на М., со ссылкой исключительно на обстоятельства смерти ее сына К., нельзя признать соответствующим нормативному содержанию п. 3 указанной статьи. Судами первой и апелляционной инстанций в результате неправильного применения норм права не принято во внимание, что в приказе командира войсковой части, где проходил службу К., указано на связь его смерти с исполнением обязанностей военной службы, заключением военно-врачебной комиссии причинная связь увечья (травмы) К., приведшего к его смерти, определена в формулировке "военная травма". Данные обстоятельства имеют правовое значение для предоставления М. мер социальной поддержки на основании названной нормы закона.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Изложенные нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций истолкованы неправильно, вследствие чего вывод судов о том, что меры социальной поддержки, установленные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", не распространяются на М., со ссылкой исключительно на обстоятельства смерти ее сына К., нельзя признать соответствующим нормативному содержанию п. 3 указанной статьи. Судами первой и апелляционной инстанций в результате неправильного применения норм права не принято во внимание, что в приказе командира войсковой части, где проходил службу К., указано на связь его смерти с исполнением обязанностей военной службы, заключением военно-врачебной комиссии причинная связь увечья (травмы) К., приведшего к его смерти, определена в формулировке "военная травма". Данные обстоятельства имеют правовое значение для предоставления М. мер социальной поддержки на основании названной нормы закона.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)б) признание сотрудника ограниченно годным к службе. Поскольку служба в органах принудительного исполнения относится к видам государственной службы, отвечающей установленным критериям к здоровью сотрудника, каждый сотрудник обязан проходить военно-врачебную комиссию. Если по заключению военно-врачебной комиссии сотрудник признается ограниченно годным к военной службе, он может быть уволен, но при условии, что отсутствует возможность перемещения такого сотрудника на другую работу либо сотрудник отказался от выполнения другой работы;
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)б) признание сотрудника ограниченно годным к службе. Поскольку служба в органах принудительного исполнения относится к видам государственной службы, отвечающей установленным критериям к здоровью сотрудника, каждый сотрудник обязан проходить военно-врачебную комиссию. Если по заключению военно-врачебной комиссии сотрудник признается ограниченно годным к военной службе, он может быть уволен, но при условии, что отсутствует возможность перемещения такого сотрудника на другую работу либо сотрудник отказался от выполнения другой работы;
Статья: Военно-врачебная комиссия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Военно-врачебные комиссии (далее - ВВК) могут также создаваться в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых проводятся медицинское обследование и лечение военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органах РФ, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальные звания полиции, граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), а также членов их семей.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Военно-врачебные комиссии (далее - ВВК) могут также создаваться в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых проводятся медицинское обследование и лечение военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органах РФ, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальные звания полиции, граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), а также членов их семей.
Ситуация: Кто может обратиться и какие документы нужны для оформления пенсии по случаю потери кормильца?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К таким документам в МВД России, в частности, относятся (п. 13.2 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 09.01.2018 N 7):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К таким документам в МВД России, в частности, относятся (п. 13.2 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 09.01.2018 N 7):
Статья: О судебной практике по делам, связанным с увольнением военнослужащих с военной службы
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 1)Решением гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении заявленных требований в интересах В. о признании незаконными приказа командира воинской части А от 11 марта 2021 г. об увольнении ее с военной службы и приказа командира воинской части Б от 17 марта 2021 г. об исключении ее из списков личного состава воинской части, а также решения командира воинской части А, содержащегося в письме от 24 мая 2022 г., об отказе в изменении основания увольнения ее с военной службы с увольнения по истечении срока контракта о прохождении военной службы на увольнение по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией (далее - ВВК) не годной к военной службе.
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 1)Решением гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении заявленных требований в интересах В. о признании незаконными приказа командира воинской части А от 11 марта 2021 г. об увольнении ее с военной службы и приказа командира воинской части Б от 17 марта 2021 г. об исключении ее из списков личного состава воинской части, а также решения командира воинской части А, содержащегося в письме от 24 мая 2022 г., об отказе в изменении основания увольнения ее с военной службы с увольнения по истечении срока контракта о прохождении военной службы на увольнение по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией (далее - ВВК) не годной к военной службе.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии с п. 101 Положения о военно-врачебной экспертизе по результатам независимой ВВЭ ВВК назначает проведение контрольного обследования и повторного освидетельствования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащий или сотрудник проходит (проходил) военную службу (приравненную службу), если заключение независимой ВВЭ не совпадает по своим выводам с заключением ВВК.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии с п. 101 Положения о военно-врачебной экспертизе по результатам независимой ВВЭ ВВК назначает проведение контрольного обследования и повторного освидетельствования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащий или сотрудник проходит (проходил) военную службу (приравненную службу), если заключение независимой ВВЭ не совпадает по своим выводам с заключением ВВК.