Приказ генерального прокурора по надзору за несовершеннолетними
Подборка наиболее важных документов по запросу Приказ генерального прокурора по надзору за несовершеннолетними (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация международно-правовых стандартов в полномочиях прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина в судебном порядке вне уголовно-правовой сферы
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2021, N 12)Деятельность органов прокуратуры в сфере защиты прав несовершеннолетних регулируется Приказом Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи", в п. п. 3.3, 3.4 которого прокурорам указано на необходимость своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, проверять исполнение законодательства об охране их здоровья и жизни, обращая внимание на законность, качество и полноту оказываемых медицинских услуг, на соблюдение установленного Конституцией РФ права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; использовать право обращения в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2021, N 12)Деятельность органов прокуратуры в сфере защиты прав несовершеннолетних регулируется Приказом Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи", в п. п. 3.3, 3.4 которого прокурорам указано на необходимость своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, проверять исполнение законодательства об охране их здоровья и жизни, обращая внимание на законность, качество и полноту оказываемых медицинских услуг, на соблюдение установленного Конституцией РФ права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; использовать право обращения в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Статья: Актуальные направления прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (на примере Новосибирской области)
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)<1> Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов: Приказ Генпрокурора Рос. Федерации от 13 дек. 2021 г. N 744. Пункт 1.1.
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)<1> Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов: Приказ Генпрокурора Рос. Федерации от 13 дек. 2021 г. N 744. Пункт 1.1.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 13.12.2021 N 744
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов"8. Признать утратившими силу приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 N 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи", от 14.11.2017 N 774 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства".
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов"8. Признать утратившими силу приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 N 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи", от 14.11.2017 N 774 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства".
Указание Генпрокуратуры России от 19.09.2022 N 521/7
(ред. от 25.03.2024)
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами"2.10. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями органов принудительного исполнения требований уголовно-процессуального законодательства. В своей деятельности руководствоваться приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 19.01.2022 N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания", от 13.12.2021 N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов".
(ред. от 25.03.2024)
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами"2.10. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями органов принудительного исполнения требований уголовно-процессуального законодательства. В своей деятельности руководствоваться приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 19.01.2022 N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания", от 13.12.2021 N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов".
Статья: Способы и формы защиты прав несовершеннолетних детей
(Муратова С.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 6)Важно отметить, что значительную роль в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних играют органы прокуратуры Российской Федерации. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних представляет собой самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры, охватывает самый широкий спектр работы прокурора и призван обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, пресечение и предупреждение преступности детей. Полномочия органов прокуратуры в данной сфере определены в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов" <7>.
(Муратова С.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 6)Важно отметить, что значительную роль в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних играют органы прокуратуры Российской Федерации. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних представляет собой самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры, охватывает самый широкий спектр работы прокурора и призван обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, пресечение и предупреждение преступности детей. Полномочия органов прокуратуры в данной сфере определены в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов" <7>.
Статья: Об эффективности защиты несовершеннолетнего, преследуемого на стадии возбуждения уголовного дела
(Овсянников И.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)Существуют примеры неприменения отдельных процессуальных норм в отношении преследуемых подростков. Так, запрещено сокращенное дознание (п. 1 ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ). Генеральный прокурор РФ требует обеспечить неукоснительное соблюдение этого запрета <21>.
(Овсянников И.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)Существуют примеры неприменения отдельных процессуальных норм в отношении преследуемых подростков. Так, запрещено сокращенное дознание (п. 1 ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ). Генеральный прокурор РФ требует обеспечить неукоснительное соблюдение этого запрета <21>.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)<16> См.: Министерство труда и социальной защиты РФ: Официальный сайт. Обзор правоприменительной практики в части невозможности представить по объективным и уважительным причинам сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/24?ysclid=m657m1sbg967584412.
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)<16> См.: Министерство труда и социальной защиты РФ: Официальный сайт. Обзор правоприменительной практики в части невозможности представить по объективным и уважительным причинам сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/24?ysclid=m657m1sbg967584412.
Статья: Уголовное преследование несовершеннолетних и проблемы их правовой защиты при проверке сообщения о преступлении
(Овсянников И.В.)
("Законность", 2024, N 10)<5> Приказ Генерального прокурора РФ от 13 декабря 2021 г. N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов".
(Овсянников И.В.)
("Законность", 2024, N 10)<5> Приказ Генерального прокурора РФ от 13 декабря 2021 г. N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов".
Статья: Действие принципа гласности и открытости судов в уголовном процессе в отношении несовершеннолетних
(Курченко В.Н.)
("Законность", 2024, N 8)Согласно п. 2.3.1 Приказа Генерального прокурора от 13 декабря 2021 г. N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов" при поддержании государственного обвинения наряду с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ, предусматривающими для несовершеннолетних расширенный объем процессуальных прав и гарантий, прокурорам следует руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права и международных договоров Российской Федерации. Соблюдать закрепленное в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятых 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, требование о конфиденциальности информации о несовершеннолетнем правонарушителе.
(Курченко В.Н.)
("Законность", 2024, N 8)Согласно п. 2.3.1 Приказа Генерального прокурора от 13 декабря 2021 г. N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов" при поддержании государственного обвинения наряду с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ, предусматривающими для несовершеннолетних расширенный объем процессуальных прав и гарантий, прокурорам следует руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права и международных договоров Российской Федерации. Соблюдать закрепленное в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятых 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, требование о конфиденциальности информации о несовершеннолетнем правонарушителе.
Статья: Прокурор в административных делах о медицинском вмешательстве, необходимом для спасения жизни: не решенные в законодательстве вопросы
(Афанасьева Т.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)В органах прокуратуры Российской Федерации права и интересы несовершеннолетних, в силу их безусловной приоритетности, всегда находятся на особом контроле, на что обращается внимание и в Приказе Генерального прокурора РФ от 13.12.2021 N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов" <9>.
(Афанасьева Т.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)В органах прокуратуры Российской Федерации права и интересы несовершеннолетних, в силу их безусловной приоритетности, всегда находятся на особом контроле, на что обращается внимание и в Приказе Генерального прокурора РФ от 13.12.2021 N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов" <9>.
Статья: Мониторинг как важнейший инструмент в деятельности российской прокуратуры
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)<5> Приказ Генерального прокурора РФ от 13 декабря 2021 г. N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов".
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)<5> Приказ Генерального прокурора РФ от 13 декабря 2021 г. N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов".
Статья: Совершенствование деятельности прокурора по предотвращению несчастных случаев с детьми на объектах, имеющих потенциальную опасность
(Карпышева Ю.О., Сенотрусова Е.М.)
("Законность", 2023, N 4)Согласно Приказу Генерального прокурора РФ от 13 декабря 2021 г. N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов" (далее - Приказ N 744) первостепенной задачей в этом направлении следует считать предупреждение нарушений прав детей, причинения им вреда, профилактику преступлений среди подростков.
(Карпышева Ю.О., Сенотрусова Е.М.)
("Законность", 2023, N 4)Согласно Приказу Генерального прокурора РФ от 13 декабря 2021 г. N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов" (далее - Приказ N 744) первостепенной задачей в этом направлении следует считать предупреждение нарушений прав детей, причинения им вреда, профилактику преступлений среди подростков.
Статья: Конституционная модернизация и прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)В-третьих, как установлено в результате научных исследований <29>, при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина проведение системных надзорных проверок (ежеквартальных и т.д.) соблюдения прав социально уязвимых категорий граждан (детей-сирот, пребывающих в стационарных учреждениях социальной защиты) на постоянной основе проводится прокурорами согласно п. 4 Приказа Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. N 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи" в особом порядке, что является доказательством особого характера в осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)В-третьих, как установлено в результате научных исследований <29>, при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина проведение системных надзорных проверок (ежеквартальных и т.д.) соблюдения прав социально уязвимых категорий граждан (детей-сирот, пребывающих в стационарных учреждениях социальной защиты) на постоянной основе проводится прокурорами согласно п. 4 Приказа Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. N 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи" в особом порядке, что является доказательством особого характера в осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Статья: Проблемные аспекты опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей: роль прокурорского надзора
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)И здесь значимая роль отводится прокурорскому надзору, благодаря которому обеспечивается соблюдение прав несовершеннолетних. Основным руководящим правовым актом в рассматриваемой сфере является Приказ Генерального прокурора РФ от 13 декабря 2021 г. N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов", согласно которому прокурорам предписано обеспечить надлежащее исполнение уполномоченными органами функций по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, соблюдению порядка отобрания ребенка у родителей, освобождения и отстранения опекуна или попечителя от исполнения обязанностей, ежедневно проводить мониторинг соблюдения прав несовершеннолетних, незамедлительно реагировать на факты их нарушения, результаты анализа учитывать при планировании надзорной деятельности. Полагаем, что при планировании работы важно использовать данные о преступности несовершеннолетних и в отношении их, вычленяя преступления, совершенные как детьми, оставшимися без попечения родителей, так и в отношении их, с целью определения состояния законности.
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)И здесь значимая роль отводится прокурорскому надзору, благодаря которому обеспечивается соблюдение прав несовершеннолетних. Основным руководящим правовым актом в рассматриваемой сфере является Приказ Генерального прокурора РФ от 13 декабря 2021 г. N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов", согласно которому прокурорам предписано обеспечить надлежащее исполнение уполномоченными органами функций по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, соблюдению порядка отобрания ребенка у родителей, освобождения и отстранения опекуна или попечителя от исполнения обязанностей, ежедневно проводить мониторинг соблюдения прав несовершеннолетних, незамедлительно реагировать на факты их нарушения, результаты анализа учитывать при планировании надзорной деятельности. Полагаем, что при планировании работы важно использовать данные о преступности несовершеннолетних и в отношении их, вычленяя преступления, совершенные как детьми, оставшимися без попечения родителей, так и в отношении их, с целью определения состояния законности.