Приграничное сотрудничество Приморского края

Подборка наиболее важных документов по запросу Приграничное сотрудничество Приморского края (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Стратегическое планирование развития курортов Российской Федерации
(Бабич М.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2017, N 3)
Еще более скромными перспективами оперирует Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа [11], согласно которой развитие туризма, санаторно-курортного лечения, строительство объектов туристической инфраструктуры представляется перспективным направлением приграничного сотрудничества в Приморском крае. При этом важными направлениями приграничного сотрудничества для Амурской области, помимо выращивания и переработки сои, являются развитие туризма, санаторно-курортного лечения, а также строительство объектов туристической инфраструктуры.
Статья: Административно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности приграничных регионов в Дальневосточном федеральном округе
(Архипов Л.Н.)
("Миграционное право", 2013, N 3)
Важным элементом приграничного сотрудничества стала трудовая миграция. Китай использует "российский фактор" для решения проблем безработицы в своих приграничных районах. Китайская трудовая миграция, в свою очередь, способствует решению проблем нехватки рабочей силы в дальневосточных регионах России. В последние годы эффективность приграничной торговли для Китая несколько понизилась в связи с переходом к единому таможенному тарифу и отменой пятидесятипроцентной налоговой скидки для приграничной торговли. Возможности применять механизм региональных внешнеэкономических преференций сильно снизились в связи с вступлением Китая в ВТО. Китайская сторона разработала концепцию приграничных зон свободной торговли, которые могут вырастать из приграничных торгово-экономических комплексов. Это один из возможных инструментов активизации приграничного сотрудничества при сохраняющихся больших различиях в институциональных условиях трансграничного сотрудничества регионов России и Китая. У российского федерального центра пока не сложилось четкого видения развития приграничных зон свободной торговли. В частности, созданный по инициативе администрации Приморского края и администрации провинции Хэйлунцзян приграничный торгово-экономический комплекс "Пограничный - Суйфынхэ" не может нормально функционировать из-за ограничения доступа в него российских и китайских граждан, поскольку российская часть комплекса оказалась в пограничной зоне и за линией инженерно-технических сооружений пограничных войск Российской Федерации. В настоящее время китайская сторона активно продвигает аналогичный приграничный торгово-экономический проект на острове Большой Уссурийский. Для справки: 14 октября 2008 г. по соглашению между руководством России и Китая остров Тарабаров и половина острова Большой Уссурийский были переданы Китаю, согласно дополнению к Соглашению о российско-китайской государственной границе от 14 октября 2004 г. Китай активизирует инвестиционное сотрудничество, с одной стороны, вкладывая инвестиции в объекты, создаваемые на территории России, с другой - создавая привлекательные условия для российских инвестиций в своих приграничных районах. По количеству создаваемых на российском Дальнем Востоке предприятий с иностранным капиталом Китай занимает одно из ведущих мест, но доля накопленных китайских инвестиций - лишь около 5% от всего объема иностранных инвестиций в регион. Поскольку в приграничных районах КНР созданы более привлекательные условия для иностранного капитала, чем в российских, здесь размещается значительно больше иностранных инвестиций. Объем российских инвестиций в провинции Хэйлунцзян в 4 раза выше, чем объем накопленных китайских инвестиций на российском Дальнем Востоке. Китай в наибольшей степени заинтересован в создании предприятий в приграничных районах в таких отраслях, как торговля, гостиничный, ресторанный, игорный бизнес, лесная и деревообрабатывающая промышленность, строительство. Таким образом, китайская модель приграничного сотрудничества, построенная в основном на торговле и экспорте трудовых ресурсов в Россию, способствует консервации сырьевой направленности экономики прилежащих к Китаю российских регионов, причем на тех стадиях, на которых создается минимальная добавленная стоимость. У российской стороны никаких новых идей по поводу использования приграничного сотрудничества для развития соответствующих дальневосточных регионов, экономическое развитие в которых отстает от среднероссийских показателей, пока нет. Отсутствие соответствующих правовых основ фактически заморозило развитие приграничных торговых комплексов на российско-китайском участке границы. Экономическое оживление связывают лишь со строительством предприятий и инфраструктуры технико-энергетических комплексов. Наиболее крупными проектами здесь являются сооружение ЛЭП от Богучанской ГЭС и газопроводов в Западный и Северный Китай, нефтепровода от Тайшета до Сковородино в Амурской области с ответвлением на Китай через пограничный пункт пропуска в Джалинде. Определенный импульс развитию российского приграничья может дать также строительство новых транспортных коммуникаций и современных пунктов пропуска через государственную границу, финансирование которых многократно увеличено в рамках новой Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации", проект которой разработан Федеральным агентством Росграницы <1>. В настоящее время данная Программа рассчитана на период с 2012 по 2020 г. Компетентными ведомствами Российской Федерации и Китайской Народной Республики, координирующими выполнение настоящей Программы, являются: Министерство регионального развития Российской Федерации и Государственный комитет Китайской Народной Республики по развитию и реформам. Вновь созданное Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (далее - Минвостокразвития России) по мере осуществления сотрудничества может также внести в настоящую Программу необходимые изменения и дополнения. В целях дальнейшего развития сотрудничества между приграничными регионами России и Китая Федеральным агентством по обустройству Государственной границы Российской Федерации и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики принято Соглашение от 23 ноября 2010 г. "О сотрудничестве в сфере развития пунктов пропуска через российско-китайскую государственную границу" <2>.

Нормативные акты

Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 N 2094-р
(ред. от 10.06.2023)
<Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года>
В рамках приграничного сотрудничества России и Китая на территории Приморского края будут созданы совместные российско-китайские промышленные парки (Михайловский район, г. Уссурийск), парк по внедрению информационных технологий (г. Владивосток).