Приемка работ на объекте культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Приемка работ на объекте культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Заявка на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным допуск заявки на участие в конкурсе в электронной форме, если в подтверждение дополнительных требований она содержит отчет о выполненных археологических полевых работах вместо акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным допуск заявки на участие в конкурсе в электронной форме, если в подтверждение дополнительных требований она содержит отчет о выполненных археологических полевых работах вместо акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 45 "Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной ч. 7 ст. 45 указанного Федерального закона, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Чем отличается акт выполненных работ от акта оказанных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)по результатам приемки работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, или выявленного объекта культурного наследия оформляется акт по форме согласно Приложению N 4 к Приказу Минкультуры России от 25.06.2015 N 1840 (п. 6 указанного Приказа).
(КонсультантПлюс, 2025)по результатам приемки работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, или выявленного объекта культурного наследия оформляется акт по форме согласно Приложению N 4 к Приказу Минкультуры России от 25.06.2015 N 1840 (п. 6 указанного Приказа).
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ; акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается указанным лицам соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение 15 рабочих дней после дня утверждения отчетной документации (п. п. 8, 9 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ; акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается указанным лицам соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение 15 рабочих дней после дня утверждения отчетной документации (п. п. 8, 9 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)14. Исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен объект культурного наследия, приватизированный путем продажи на конкурсе в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", возникает у собственника такого объекта после выполнения условий конкурса по продаже такого объекта, которое подтверждается актом приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)14. Исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен объект культурного наследия, приватизированный путем продажи на конкурсе в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", возникает у собственника такого объекта после выполнения условий конкурса по продаже такого объекта, которое подтверждается актом приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
(ред. от 31.07.2025)11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Приказ Минкультуры России от 25.06.2015 N 1840 "Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Приказ Минкультуры России от 25.06.2015 N 1840 "Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы".
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)11.2. Особенности, установленные законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, о которых говорится в ч. 11.2 комментируемой статьи, определены в п. 10 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия. В нем сказано, что при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)11.2. Особенности, установленные законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, о которых говорится в ч. 11.2 комментируемой статьи, определены в п. 10 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия. В нем сказано, что при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (март 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В частности, в составе заявки ООО "УПМК-22" отсутствует исполненный договор; акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия; разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), что не соответствует положениям позиции 1 раздела I "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия" Постановления N 2571.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В частности, в составе заявки ООО "УПМК-22" отсутствует исполненный договор; акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия; разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), что не соответствует положениям позиции 1 раздела I "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия" Постановления N 2571.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)На основании п. 11 названной статьи издан Приказ Минкультуры России от 25 июня 2015 г. N 1840 "Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы" <276>.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)На основании п. 11 названной статьи издан Приказ Минкультуры России от 25 июня 2015 г. N 1840 "Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы" <276>.
Статья: Ввод объектов в эксплуатацию
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
Статья: Существуют ли легальные основы реконструкции зданий, являющихся объектами культурного наследия?
(Мельникова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Практически единственным разъяснением уполномоченного органа, направленным на выявление содержания мер по сохранению ОКН, является письмо Министерства культуры РФ от 24 марта 2015 г. N 90-01-39-ГП "О порядке проведения и приемки работ по сохранению объекта культурного наследия". Напомним, что письма Министерства культуры РФ не являются нормативными правовыми актами. Вместе с тем нужно признать, что на них ориентируются участники гражданского оборота при принятии решений, поскольку законодательные нормы сформулированы неясно, а нормативное судебное толкование отсутствует. Поэтому следует согласиться с мнением авторов, полагающих, что "положения, принятые органами государственной власти, устанавливающие (а также изменяющие или отменяющие) правила общеобязательного характера и рассчитанные на многократное применение, обладают всеми свойствами нормы права вне зависимости от формы акта, в котором это положение закреплено" <17>. Признание возможности установления нормативных положений в актах, отличных по форме от относимых законодательством к категории нормативных, подтверждается Конституционным Судом РФ <18>. Поэтому Министерство культуры РФ своими разъяснениями вполне может устранить неясность норм права, содержащихся в Законе N 73-ФЗ. Однако, как будет показано ниже, этого не происходит.
(Мельникова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Практически единственным разъяснением уполномоченного органа, направленным на выявление содержания мер по сохранению ОКН, является письмо Министерства культуры РФ от 24 марта 2015 г. N 90-01-39-ГП "О порядке проведения и приемки работ по сохранению объекта культурного наследия". Напомним, что письма Министерства культуры РФ не являются нормативными правовыми актами. Вместе с тем нужно признать, что на них ориентируются участники гражданского оборота при принятии решений, поскольку законодательные нормы сформулированы неясно, а нормативное судебное толкование отсутствует. Поэтому следует согласиться с мнением авторов, полагающих, что "положения, принятые органами государственной власти, устанавливающие (а также изменяющие или отменяющие) правила общеобязательного характера и рассчитанные на многократное применение, обладают всеми свойствами нормы права вне зависимости от формы акта, в котором это положение закреплено" <17>. Признание возможности установления нормативных положений в актах, отличных по форме от относимых законодательством к категории нормативных, подтверждается Конституционным Судом РФ <18>. Поэтому Министерство культуры РФ своими разъяснениями вполне может устранить неясность норм права, содержащихся в Законе N 73-ФЗ. Однако, как будет показано ниже, этого не происходит.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Письмом от 21.10.2020 истец сообщил ответчику: о наличии замечаний к консервации объекта аренды и необходимости их устранения; о непредоставлении отчетной документации по реставрационным работам; о неоформлении акта приемки работ по сохранению объекта культурного наследия, а также о том, что о проведении совещания (по вопросу расторжения договора аренды) истец сообщит дополнительно. Письмом от 29.10.2020 ответчик уведомил истца о проведении требуемых работ по консервации объекта и сообщил, что считает договор расторгнутым с 01.11.2020. На указанное выше письмо ответчика истец ответил письмом от 09.11.2020, в котором предлагал подтвердить работы по консервации фотофиксацией и сообщил, что у арендатора отсутствует право на односторонний отказ от договора аренды.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Письмом от 21.10.2020 истец сообщил ответчику: о наличии замечаний к консервации объекта аренды и необходимости их устранения; о непредоставлении отчетной документации по реставрационным работам; о неоформлении акта приемки работ по сохранению объекта культурного наследия, а также о том, что о проведении совещания (по вопросу расторжения договора аренды) истец сообщит дополнительно. Письмом от 29.10.2020 ответчик уведомил истца о проведении требуемых работ по консервации объекта и сообщил, что считает договор расторгнутым с 01.11.2020. На указанное выше письмо ответчика истец ответил письмом от 09.11.2020, в котором предлагал подтвердить работы по консервации фотофиксацией и сообщил, что у арендатора отсутствует право на односторонний отказ от договора аренды.