Прибрежная полоса собственность

Подборка наиболее важных документов по запросу Прибрежная полоса собственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2024 N 88-20393/2024 по делу N 2-114/2023 (УИД 91RS0018-01-2022-001380-04)
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) Об истребовании земельного участка; 2) О признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Действующее на момент возникновения спорных правоотношений земельное и водное законодательство иностранного государства не предусматривало возможность передачи земельных участков водного фонда в пределах прибрежных защитных полос из государственной собственности в частную собственность и администрация не имела полномочий по распоряжению спорным земельным участком.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.
Таким образом, действующее на момент возникновения спорных правоотношений земельное и водное законодательство Украины не предусматривало возможность передачи земельных участков водного фонда в пределах прибрежных защитных полос из государственной в частную собственность. При этом отсутствие проекта землеустройства по установлению прибрежной защитной полосы Черного моря не свидетельствует об отсутствии самой прибрежной защитной полосы, поскольку все размеры установлены законом.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2024 по делу N 88-20400/2024 (УИД 91RS0018-01-2022-001165-67)
Категория: 1) Право собственности; 2) Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: 1) Об истребовании земельного участка; 2) О признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Истец указал, что передача земельного участка из государственной собственности в собственность гражданина была проведена администрацией с нарушением земельного и водного законодательства, ответчик неправомерно, с превышением полномочий распорядился земельным участком, расположенным в пределах прибрежной защитной полосы Черного моря.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Таким образом, действующее на момент возникновения спорных правоотношений земельное и водное законодательство Украины не предусматривало возможность передачи земельных участков водного фонда в пределах прибрежных защитных полос из государственной в частную собственность. При этом отсутствие проекта землеустройства по установлению прибрежной защитной полосы Черного моря не свидетельствует об отсутствии самой прибрежной защитной полосы, поскольку все размеры установлены законом.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовые аспекты перераспределения частных и публичных земель
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)
Из пояснений привлеченного к участию в деле заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области следует, что действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи Кулаженковой Л.И. земельного участка, частично расположенного в пределах водоохранной зоны, но за пределами береговой и прибрежной защитных полос, в собственность.
"Юридический справочник застройщика"
(7-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)
Важным является вопрос оборотоспособности земельных участков, находящихся в пределах водоохранных зон. В соответствии со ст. 27 ЗК РФ ограничения оборотоспособности таких участков не установлены. Судебной практикой также подтверждается, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление земельных участков, которые расположены в пределах водоохранной зоны. Следует учитывать лишь установленные ст. 65 ВК РФ ограничения хозяйственной и иной деятельности <1>. Аналогичной является ситуация с предоставлением в собственность земельных участков, расположенных в прибрежных защитных полосах <2>.

Нормативные акты

Приказ Минфина России от 10.06.2024 N 85н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2025 год (на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2024 N 78833)
работы на водных объектах или их частях, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации: по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками, включая изготовление и текущее содержание специальных информационных знаков; по предотвращению истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения, включая проектные работы;
<Ответы на вопросы о практике применения судами Кодекса РФ об административных правонарушениях, жилищного и земельного законодательства, иных Федеральных законов>
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23.11.2005)
Поэтому порядок передачи в собственность земельных участков, которые расположены в пределах прибрежных защитных полос водных объектов, должен быть таким же, как и порядок передачи в собственность земельных участков, расположенных в водоохранной зоне, то есть при наличии согласия федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.